Куда текут тенге и киловатты?

Поднятие тарифов на электроэнергию для населения – недостаточно эффективный способ привлечения денег в электроэнергетику

Куда текут тенге и киловатты?

АО «KEGOC» с 10 сентября приступило к замене оборудования на подстанции (ПС) 500 кВ «Алматы». Для южной столицы это жизненно необходимый проект. Ведь основная часть систем передачи электроэнергии АО «KEGOC» была построена еще в 70-е годы прошлого столетия. Срок службы около 40% выключателей, более половины всех разъединителей, 30% трансформаторов тока, 40% трансформаторов напряжения и 80% релейных защит составляет более 20 лет. По всем нормам это устаревшее оборудование. Но это только часть проблемы. В секторе передачи и распределения электроэнергии в краткосрочной перспективе наиболее проблемный участок – реабилитация региональных электрических сетей. Ввод многоэтажных новостроек, автомоек, ресторанов ведет к перегрузке подстанций и городских электросетей. Так, в Алматы из 56 городских подстанций постоянно перегружены две трети. Результат – частые аварийные отключения и даже пожары на подстанциях. Плюс к этому большие сверхнормативные потери: только в 2007 году потери АО «Алматы Пауэр Консолидейтед» (АПК) – ныне АО «Алатау Жарык Компаниясы» (АЖК) – из-за этого составили почти два миллиарда тенге! Следует отметить, что до 2007 года в реконструкцию и строительство электрических сетей Алматы денег не закладывалось. Поддерживалось только текущее состояние. Итог – износ электросетей мегаполиса превышает 70%. Эксплуатация изношенных электросетей ведет и к росту потерь: если норма потерь в «розничных» сетях развитых стран не превышает 6% от передаваемого объема, то в Казахстане и 20% не предел.

Однако в последнее время ситуация стала меняться. В 2008-м и с начала этого года в Алматы модернизированы и реконструированы шесть подстанций за счет бюджетных средств и семь подстанций 110 кВ – за счет энергоснабжающей компании АО «АЖК». Затраты АЖК на модернизацию этих подстанций составили порядка восьми миллиардов тенге. Всего АЖК планирует построить в Алматы к 2012 году девять подстанций на общую сумму свыше 53 млрд тенге, из которых 22 млрд составят средства компании, остальное поступит из республиканского бюджета.

Но время во многом упущено, и сегодня приходится расплачиваться за недовложения прошлых лет. В 2008 году амортизационные отчисления на снижение сверхнормативных потерь составляли 964,41 млн тенге, затраты на ремонтные работы, предусмотренные тарифной сметой, – 1,637 млрд тенге. Это вдвое больше, чем в 2007 году. По оценкам экспертов, на реализацию программы развития энергосистемы Алматы до 2020 года требуется не менее 300 млрд тенге.

Тарифный кнут

Судя по всему, правительство намерено идти по проторенному пути – сделать главным источником инвестирования энергетики простых потребителей. Вот и новый зимний сезон станет для них более затратным. По информации областных подразделений Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ), во многих регионах стоимость коммунальных услуг значительно возросла. Более того, вводятся дифференцированные, в зависимости от объемов потребления, тарифы на электроэнергию.

К примеру, если ранее в Алматы плата за 1 кВт/ч составляла 8,84 тенге, то теперь АРЕМ утвердило нормы потребления на одного человека в следующем размере: 90 кВт/ч для бытовых потребителей, не использующих электрические плиты, и 140 кВт/ч – для владельцев этих самых электрических плит. Соответственно, электроэнергия, потребляемая в пределах нормы, оплачивается по минимальному тарифу – 9,70 тенге и 9,89 тенге за киловатт. Сверхнормативная энергия оплачивается по максимальному тарифу – 12,28 тенге. Пока дифференцированные тарифы действуют в Астане и с 11 сентября в Алматы и Алматинской области, но к концу года для потребителей-физлиц будут введены во всех регионах Казахстана. Вместе с тем поднялась цена на передачу электроэнергии по сетям АО KEGOC на 24%, за услуги технической диспетчеризации – на 32%, по сетям регионального уровня АО «АЖК» – на 40%.

Инициаторы нововведения предполагают, что такая мера заставит потребителей перейти на режим жесткой экономии. По-видимому, подобных ограничений теперь следует ожидать по воде, газу и прочим коммунальным услугам, поскольку остальные монополисты вряд ли откажутся от использования столь «плодотворной дебютной идеи» – взвалить решение проблем повышения собственной доходности на плечи потребителей. Но целесообразность повсеместного введения такой дифференциации вызывает большие сомнения. Так, в Павлодарской области доля электроэнергии, потребляемой непосредственно населением, незначительна (около 3%), основной потребитель (85%) – промышленность. А, например, в Южно-Казахстанской области основной потребитель – население и лишь 27% – юридические лица. Но даже если все казахстанцы захотят ограничить свои бытовые нужды, существенного сдвига в экономике страны не произойдет. Электричества все равно будет не хватать.

В период высоких цен на сырье инвесторы не думали о перевооружении отрасли, а власти, как всегда, запоздали. К 2015 году, после строительства новых электростанций и модернизации старых, производство электроэнергии в Казахстане вырастет лишь на 15%, а это капля в море. Кроме того, в Казахстане у иностранных инвесторов есть возможность снова продать изношенные объекты государству за хорошие деньги, и здесь весьма показательна история с АПК.

 Тем временем кровные деньги потребителей нередко идут мимо государственной казны. Только за эти полгода прокуроры выявили более двухсот нарушений, когда монополисты, незаконно повысив тарифы, успели обобрать своих потребителей на сотни миллионов тенге. Прокуратурой было аннулировано 80 незаконных актов. Однако антимонопольщики, призванные защищать права потребителей, об этих нарушениях знать не знают, зато активно разъясняют необходимость роста тарифов и вовсю агитируют, к примеру, за установление счетчиков тепловой энергии.