Субсидии под вопросом

Субсидии под вопросом

15 сентября Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета рекомендовал правительству рассмотреть экономическую целесообразность государственного субсидирования расходов железнодорожных пассажирских перевозок.

Так как пассажирские перевозки считаются убыточными, еще в ноябре 2004 года правительство приняло постановление «Об утверждении Правил субсидирования убытков перевозчика, связанных с осуществлением пассажирских перевозок по социально значимым сообщениям», согласно которому из бюджета компенсируется часть затрат перевозчиков.

Минтранском РК, распределяющий субсидии, делает это бессистемно. Именно данное обстоятельство имел в виду Счетный комитет, когда подметил «отсутствие адресности субсидирования, методики формирования размеров субсидий». Еще одним свидетельством плохого контроля является отсутствие раздельного учета расходов по субсидируемым из бюджета маршрутам.

Кстати, сам пирог субсидий довольно увесистый. Согласно пресс-релизу Счетного комитета, в 2007–2008 годах на субсидирование социальных маршрутов из республиканского бюджета выделено почти 19 млрд тенге.

Счетный комитет выявил, что 655,6 млн тенге потрачены на проведение культурно-просветительных, оздоровительных и других мероприятий, оплату штрафов, пени, неустоек, судебных издержек, выплату вознаграждений и погашение основного долга по банковским займам. Все вышеуказанные расходы, считают в госоргане, не должны субсидироваться государством.

С такой позицией не согласны частные перевозчики. «Счетный комитет убежден, что вознаграждение нельзя относить в статью расходов. С нашей же точки зрения вознаграждение – это прямые расходы перевозчика по обслуживанию социального маршрута», – пояснил нам источник в одной из частных компаний.

Счетный комитет не вдохновлен ситуацией и с целевыми расходами. Из-за завышения количества вагонов в 2007–2008 годах государством излишне оплачено ТОО «Сункар 1» и ТОО «Темир Тулпар КZ» 423,7 млн тенге, объемов услуг локомотивной тяги АО «Локомотив» – 5,2 млрд тенге.

«Что касается завышения количества вагонов, то такие факты с нашей стороны не допускались. По поводу завышения услуг локомотивной тяги могу сказать следующее: как нам разъяснили в АО “Локомотив”, ее определенные объемы прописаны в нормативах, утвержденных КТЖ, поэтому со своей стороны снизить их они не могут», – продолжил источник.

Но все эти доводы Счетный комитет не устроили. Поэтому он рекомендовал Минтранскому разработать методику формирования размеров субсидий, а также ввести учет доходов и расходов раздельно по каждому субсидируемому государством маршруту.

Статьи по теме:
Казахстан

“Четверка” с плюсом

Минэк отчитался о росте ВВП на 4% по итогам 2017 года. Это значит, что Казахстан возвращается к докризисным темпам роста

Казахстан

Гни свою линию

На отечественные киноэкраны вышел казахский вестерн «Неделимое». И дело не только в том, что действие происходит на фоне родных прерий

Спецвыпуск

Четыре фронта модернизации

АО «Центрально-Азиатская Электроэнергетическая Корпорация» (ЦАЭК) с 2009 года реализует инвестиционную программу модернизации основных производственных активов с общим объемом финансирования более 192 млрд тенге. Параллельно с проектами, направленными на увеличение генерации, ЦАЭК внедряет передовые технологии энергосбережения, проводит автоматизацию процессов и реализует проекты в рамках корпоративной социальной ответственности

Спецвыпуск

Восстанавливая энергию

Уходящий год в электроэнергетике РК запомнится ростом генерации, небольшим количеством инвестпроектов и высокой активностью сделок купли/продажи