Субсидии под вопросом

Субсидии под вопросом

15 сентября Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета рекомендовал правительству рассмотреть экономическую целесообразность государственного субсидирования расходов железнодорожных пассажирских перевозок.

Так как пассажирские перевозки считаются убыточными, еще в ноябре 2004 года правительство приняло постановление «Об утверждении Правил субсидирования убытков перевозчика, связанных с осуществлением пассажирских перевозок по социально значимым сообщениям», согласно которому из бюджета компенсируется часть затрат перевозчиков.

Минтранском РК, распределяющий субсидии, делает это бессистемно. Именно данное обстоятельство имел в виду Счетный комитет, когда подметил «отсутствие адресности субсидирования, методики формирования размеров субсидий». Еще одним свидетельством плохого контроля является отсутствие раздельного учета расходов по субсидируемым из бюджета маршрутам.

Кстати, сам пирог субсидий довольно увесистый. Согласно пресс-релизу Счетного комитета, в 2007–2008 годах на субсидирование социальных маршрутов из республиканского бюджета выделено почти 19 млрд тенге.

Счетный комитет выявил, что 655,6 млн тенге потрачены на проведение культурно-просветительных, оздоровительных и других мероприятий, оплату штрафов, пени, неустоек, судебных издержек, выплату вознаграждений и погашение основного долга по банковским займам. Все вышеуказанные расходы, считают в госоргане, не должны субсидироваться государством.

С такой позицией не согласны частные перевозчики. «Счетный комитет убежден, что вознаграждение нельзя относить в статью расходов. С нашей же точки зрения вознаграждение – это прямые расходы перевозчика по обслуживанию социального маршрута», – пояснил нам источник в одной из частных компаний.

Счетный комитет не вдохновлен ситуацией и с целевыми расходами. Из-за завышения количества вагонов в 2007–2008 годах государством излишне оплачено ТОО «Сункар 1» и ТОО «Темир Тулпар КZ» 423,7 млн тенге, объемов услуг локомотивной тяги АО «Локомотив» – 5,2 млрд тенге.

«Что касается завышения количества вагонов, то такие факты с нашей стороны не допускались. По поводу завышения услуг локомотивной тяги могу сказать следующее: как нам разъяснили в АО “Локомотив”, ее определенные объемы прописаны в нормативах, утвержденных КТЖ, поэтому со своей стороны снизить их они не могут», – продолжил источник.

Но все эти доводы Счетный комитет не устроили. Поэтому он рекомендовал Минтранскому разработать методику формирования размеров субсидий, а также ввести учет доходов и расходов раздельно по каждому субсидируемому государством маршруту.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики