Участники великой битвы

Казахстан готов возглавить международное движение по борьбе с коррупцией

Участники великой битвы

Борьба с коррупцией в Казахстане стала принимать системный характер в 2006 году, после принятия соответствующей антикоррупционной гос-программы на 2006–2010 годы. На начальном этапе она отличалась чрезмерной креативностью и стремлением сохранить самобытность в этой сфере. Например, в ноябре 2006 года тогдашний глава Агентства по делам госслужбы Заутбек Турисбеков предложил создать институт по исследованию коррупции, поскольку «ее природа в странах СНГ существенно отличается от западной, и чтобы противостоять ей, нужно глубоко изучить и выработать научно обоснованные меры».

Со временем утвердился курс на сближение с международными стандартами. В 2007 году у нас наконец-то был проведен первый раунд мониторинга Стамбульского плана действий. Это событие стало важным шагом в выстраивании партнерских отношений с влиятельной и пока недостижимой для нас Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), включающей самые развитые экономики мира. Точнее, с действующей в ее рамках Сетью по борьбе с коррупцией для Восточной Европы и Центральной Азии, созданной в рамках Стамбульского плана действий, к которому Казахстан присоединился еще в 2004 году.

И вот 16–18 сентября нынешнего года Астана стала хозяйкой международной конференции «Борьба с коррупцией и надлежащее управление как условие для экономического и социального развития Восточной Европы и Центральной Азии». Технически соорганизаторами конференции выступили казахстанская финансовая полиция и ОЭСР, но казахстанская сторона оплатила все расходы на дорогу, проживание и питание всех участников из 47 стран, а вклад ОЭСР ограничился разработкой концепции и подбором спикеров для мероприятия. Надо думать, в кризисное время организация трехдневного форума с культурной программой не пройдет незамеченной, и наш вклад в дело борьбы с коррупцией оценят по достоинству.

Навстречу новым стандартам

В своем выступлении президент РК Нурсултан Назарбаев сказал: «Разработан и принят общенациональный план действий по борьбе с коррупцией. Он нацеливает не только государственный аппарат, но и институты гражданского общества на совместное противодействие этому злу. К этой работе активно подключились политические партии, неправительственные организации, средства массовой информации, широкие слои нашего общества. Работают общественные приемные, телефоны доверия».

Он особо отметил, что антикоррупционная политика Казахстана строится с учетом международных стандартов, базируется на международных документах, принятых мировым сообществом. А мониторингом соответствия наших законов и практики борьбы с коррупцией занимается как раз Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией, реализуемый в рамках ОЭСР.

На конференции было принято решение о проведении второго раунда мониторинга. Опубликованный ранее отчет по итогам первого раунда был не слишком благоприятен для нас.

В нем, в частности, делается следующий вывод: «О механизмах мониторинга со стороны государственных органов власти складывается достаточно четкое представление, однако при этом отмечается отсутствие четких механизмов мониторинга со стороны гражданского общества. Одним из механизмов участия нескольких НПО в обсуждениях, связанных с Государственной программой борьбы с коррупцией, служит экспертный совет, созданный властями при финансовой полиции. Но этого механизма явно недостаточно для того, чтобы наладить обратную связь для получения критических замечаний и открытый диалог с гражданским обществом и деловым сообществом, которые необходимы в целях проведения объективной оценки достигнутого успеха и проблем, возникающих в ходе реализации данной программы».

В отчете отмечается, что взаимодействие между правительством и гражданским обществом носит ограниченный характер и сводится в основном к проведению конференций, круглых столов и т.п., публикации информации на веб-сайтах и осуществляется в форме экспертных советов, которые работают в различных министерствах и государственных ведомствах.

Что касается трех десятков рекомендаций, данных ОЭСР казахстанскому правительству, то они были признаны выполненными частично. Но нас это не смущает. Парламент со дня на день примет закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам дальнейшего усиления борьбы с коррупцией и теневой экономикой», в котором будет сделано еще несколько шагов навстречу международным стандартам. В частности, будет введена уголовная ответственность за получение взятки в пользу третьих лиц, предусмотрена обязательная конфискация имущества, а также уголовная ответственность для юридических лиц.

Одновременно идет подготовительная работа по присоединению Казахстана к конвенциям Совета Европы «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию», «Об уголовной ответственности за коррупцию», «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности».

Стратегическое видение

В своем выступлении на конференции Нурсултан Назарбаев изложил свой подход к борьбе с коррупцией. Для этого, сказал президент, нужно несколько условий. Во-первых, нужны строгие и справедливые законы и их исполнение (они есть, а те, которых пока нет, скоро будут). Во-вторых, нужна сильная политическая воля. Она, по словам Нурсултана Назарбаева, тоже есть у руководства страны. В-третьих, необходимо, чтобы нетерпимым к коррупции стало все общество (этого как раз добиться сложнее всего). Четвертое условие было изложено довольно невнятно – то ли борьба с бедностью, то ли преодоление тяжелого наследия командной экономики.

Выступление посла США Ричарда Ю. Хоугланда наполовину состояло из цитат Барака Обамы, которые, надо признать, вполне соответствовали теме конференции. Вот одна из них: «Болезненно очевиден тот факт, что коррупция душит развитие – она откачивает те немногочисленные ресурсы, которые могли бы улучшить инфраструктуру, укрепить систему образования и здравоохранения. Она не дает возможность предпринимателям реализовать идеи, связанные с созданием рабочих мест… Коррупция разрушает страну изнутри, подрывая правовую систему до тех пор, пока правосудие перестает существовать, отравляя работу полиции до тех пор, пока ее присутствие не станет скорее источником неуверенности, чем безопасности».

Для сегодняшнего Казахстана такой взгляд на проблему коррупции куда как актуален. То, на что сравнительно недавно можно было закрывать глаза и даже оправдывать восточными традициями или теорией просачивания, по которой национальное богатство, создаваемое почти целиком в нефтянке, распределяется по всему обществу, стало угрозой самому государству. И все громкие коррупционные процессы последних месяцев – не что иное, как сооружение плотин на пути тех финансовых ручейков, которые вытекали из магистрального потока. А с точки зрения интересов государства опасность коррупции заключается еще и в том, что она деморализует общество, препятствует его мобилизации.

Попытки использовать президентскую партию в качестве мобилизующего и объединяющего фактора могут дать хорошие результаты, но из законотворческой работы «Нур Отан» практически выключен. Выступая 6 ноября 2008 года на антикоррупционном форуме партии, президент объявил о принятии Общенационального плана действий по борьбе с коррупцией. В качестве первого приоритета он назвал совершенствование антикоррупционного законодательства. «Необходима глубокая инвентаризация законодательства, регулирующего различные сферы экономики, государственного управления, в том числе и правоохранительную деятельность», – заявил Нурсултан Назарбаев.

Подписанный 22 апреля 2009 года указ президента «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан» адресован преимущественно правительству, а также Агентству по делам госслужбы и Комиссии при президенте РК по вопросам борьбы с коррупцией. Партия «Нур Отан» в указе не упоминается ни прямо, ни иносказательно (например как «фракция парламентского большинства»). Текст указа составлялся профессионалами, в нем учтен зарубежный опыт (требование законодательно ввести понятие «конфликта интересов», специальные проверки в отношении чиновников, занимающих должности с высоким риском совершения правонарушений), учтена и казахстанская специфика (распределение компетентности финпола и КНБ в отношении коррупционеров в зависимости от их уровня).

Наибольший интерес общественности вызвало поручение правительству «предусмотреть меры по стимулированию антикоррупционного поведения граждан, включающие механизмы поощрения деятельности граждан, направленной на оказание содействия в пресечении и раскрытии коррупционных правонарушений».

Председатель госагентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Кайрат Кожамжаров сообщил, что уже создана межведомственная комиссия, которая займется изучением вопроса о том, как должны вознаграждаться действия «добросовестных граждан, которые в силу своих убеждений и мировоззрения оказывают содействие правоохранительным органам в очищении от коррупционеров». Размер вознаграждения пока не установлен, неизвестно даже, будет ли он зафиксирован в виде некой тарифной сетки или же будет устанавливаться в каждом конкретном случае в зависимости от ценности полученной информации. Международный опыт предлагает оба варианта.

А вот государственный служащий просто обязан «доводить до сведения руководства государственного органа, в котором он работает, или до правоохранительных органов о ставших ему известными случаях коррупционных правонарушений», за неисполнение должна быть предусмотрена дисциплинарная ответственность.

Борьба с коррупцией уже прочно вошла в нашу жизнь. Каждое уважающее себя министерство уже разработало «План мероприятий по борьбе с коррупцией на 2009–2010 годы». А Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) приняло Стратегический план на 2009 – 2011 годы. Потому что, как сказал американский посол, цитируя американского же президента, «борьба против коррупции является одной из великих битв нашего времени». Это по нам. А в мелкую мы бы и ввязываться не стали.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики