MAN made in Самарканд

В Самарканде стартовал проект по крупноузловой сборке большегрузных тягачей MAN – немецкие производители смогли, заручившись поддержкой властей, выйти на один из самых закрытых в СНГ рынков

MAN made in Самарканд

СП JV MAN Auto-Uzbekistan создано АК «Узавтосаноат» (51%) и немецким концерном MAN Nutzfahrzeuge AG (49%) с уставным фондом три миллиона евро. Новое предприятие стало первым и пока единственным в СНГ сборщиком грузовиков MAN из немецких комплектующих, также планируется наладить выпуск индийских грузовиков CLA. Совместное предприятие должно заработать в четвертом квартале текущего года. Оно будет выпускать тягачи, бортовые грузовики и самосвалы различной грузоподъемности для нужд нефтегазовой, автодорожной, горнодобывающей и других отраслей экономики. Ожидается, что до 1 января СП выпустит 10 единиц техники, а к концу 2012 года ежегодный объем производства нарастят до тысячи машин. На начальном этапе СП будет кооперироваться с Самаркандским автомобильным заводом.

На презентации СП заместитель председателя АК «Узавтосаноат» Гайрат Ниязов отметил: «В различных отраслях экономики имеется большой спрос на качественные грузовые автомобили». В свою очередь председатель правления Группы компаний «МАН СЕ» Хокан Самуэльсон рассыпался в комплементах узбекским партнерам, говоря, что для компании очень важно инвестировать в рынки, которые имеют высокий потенциал экономического роста, такие как Узбекистан, занимающий стратегические позиции в Центральной Азии. Кроме технической помощи и содействия в локализации производства автокомпонентов немецкие партнеры также обещали продвижение продукции СП в страны СНГ через свои дистрибьюторские сети.

Компактный и закрытый

Именно так можно охарактеризовать узбекский рынок грузового автотранспорта. По официальным данным, общее число автомобилей в Узбекистане составляет около трех миллионов. Из них более двух миллионов составляют легковые автомобили. Какая-либо точная статистика о парке грузового транспорта в стране отсутствует. Известно лишь, что в собственности госорганов и предприятий находится 198 тыс. автотранспортных единиц. Частников немного. По информации Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта, на конец 2008 года в частных руках находится 21964 единицы грузового автомобильного транспорта.

Основу парка составляют машины КАМАЗа, присутствующие на рынке с советских времен. Но их роль в перевозках снижается – высокие таможенные пошлины закрыли границу для тяжелого грузового транспорта. В основном грузовики завозятся в рамках государственных контрактов. Помимо машин Камского завода, на дорогах страны можно встретить ГАЗы, ЗиЛы, УАЗы и УралАЗы, а также белорусские МАЗы, армянские ЕрАЗы и украинские КрАЗы. Среди западных марок доминируют грузовики Mercedes-Benz.

В последние годы становится заметнее китайское присутствие. По итогам 2008 года Китайская корпорация промышленности грузовых автомобилей реализовала в Узбекистан более 500 тяжелых грузовых машин. Эти автомобили почти в два раза дешевле российских аналогов и к тому же предлагаются в лизинг.

Проба пера

Смогут ли грузовики MAN потеснить конкурентов на рынке и какие перспективы у нового СП? Участники рынка не готовы ответить на эти вопросы. Ни в пресс-службе ОАО «КАМАЗ», ни в узбекском СП «Kamaz Avtoprom» ничего не сказали по поводу конкурента. Да и MAN Nutzfahrzeuge AG не стал комментировать ситуацию с новым СП. Впрочем, ситуация понятна: та тысяча грузовых автомобилей, которую будет производить узбекско-германское СП, полностью покроет потребности узбекских нефтегазовых, автодорожных, горнодобывающих компаний. Учитывая, что открытие производства было бы невозможно без поддержки руководства страны (которое к тому же предоставило СП налоговые и таможенные льготы), «дочка» MAN Nutzfahrzeuge AG обеспечена заказами на несколько лет. По сути, это продажа под видом сборки. К тому же СП можно попытаться использовать как плацдарм для укрепления позиций в странах Центральной Азии. В случае же неудачи немецкий концерн без особых проблем спишет расходы на создание относительно небольшого производства.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности