Тарантино на кофейной гуще

Чтобы привлечь публику в условиях конкуренции, алматинские кофейни стали использовать новый формат – инфотеймент

Тарантино на кофейной гуще

Одной только музыкальной направленностью заведениям элитного общепита уже сложно выделиться из общей массы. Чтобы отличаться, сегодня нужно что-то эксклюзивное. Успешно внедрять инновации в сфере досуга в южной столице начали Coffeedelia и ДК. Оба заведения называют себя кофейнями и находятся в центре города недалеко друг от друга. Если Coffeedelia больше специализируется на публичных лекциях на популярные темы и авторских встречах, то ДК – на интерактивных мероприятиях с привлечением публики (конкурсах, викторинах) и киновечерах. Все это укладывается в модный сегодня на Западе формат – инфотеймент. Информирование и образование в одном флаконе.

На войне как на войне

В минувшем мае алматинского журналиста и клубного обозревателя Жанну Прашкевич пригласили в Coffeedelia на перекрестке улиц Желтоксан (Мира) и Богенбай батыра (Кирова) на должность арт-менеджера. Кофейню надо было раскрутить. Конкуренция в «золотом квадрате» – престижном районе Алматы, где находится кафе, – очень большая. Если нанести точками кофейни и кафе подобного типа на его карту, то получится зона боевых действий. Тем более что от другой кофейни, входящей в ту же сеть Coffeedelia, было всего четыре квартала и нужно было как-то выделиться. «Я, как человек, писавший о развлечениях в нашем городе, знаю, что Coffeedelia на Мира–Кирова всегда была в тени, в то время как популярностью пользовалась другая, на Фурманова–Калинина, там традиционно собиралось много иностранцев. Новые кофейни забрали у Coffeedelia публику», – поясняет она. По ее словам, задача стояла вполне определенная – пропустить как можно больше народа, чтобы люди «распробовали» место: «Кафе открылось уже давно, а публики обычно немного. Нужно было привлечь новых людей, которые бы оставляли в кафе свои деньги».

Не музыкой единой

Жанна чувствует себя в музыкальном бизнесе как рыба в воде и хорошо знает алматинских музыкантов. Поэтому первоначально администрация кофейни рассчитывала на нее как на специалиста по музыкальным ивентам. Но, как оказалось, музыка уже далеко не самый лучший способ привлечь посетителей. «Сначала я приглашала диджеев и коллективы. Но затем поняла, что в алматинских кафе много музыки, причем самого разного формата. Поэтому алматинцам, посещающим подобные заведения, уже не интересны ни каверс-проекты, ни авторские проекты, ни диджеи». Отказалась Жанна и от резиденства (выступления групп по определенным дням недели). «У <каждой> группы есть своя аудитория, которая придет один раз, через неделю или две, а потом ходить перестанет. Не всегда хочется сотрудничать и с молодыми интересными проектами, потому что у них непродуманная концертная политика – забить собой все возможные площадки. Это касается и новых команд, и новых диджеев. Они хотят выступить везде. В среду там, в четверг здесь, в субботу и воскресенье еще где-то. Мне нужно, чтобы до выступления в нашем заведении музыканты две недели как минимум нигде не выступали», – поясняет она. По мнению Жанны, диджеи в кафе – вполне удобоваримый формат, но все же уже избитый: «Единственное, что осталось в Coffeedelia музыкального – это пятничные диджей-party, как дань традиции. Посетителям в пятницу надо разогреться перед танцами в клубах».

С тем, что музыкальный контент уже не удовлетворяет запросов публики, согласна и арт-директор кофейни ДК Ольга Халецкая: «Алматинская публика музыкальными вечеринками пресыщена. Не такой широкий выбор музыки в Алматы – какое-то ограниченное количество диджеев и музыкантов». Хотя полностью музыкальный формат кофейня не отвергает: «Людные четверги и пятницы по-прежнему традиционно музыкальные и отданы диджеям».

Обстоятельства вынуждали искать что-то новое. И как-то, сидя с подружкой после работы, Жанна изобрела, как она поняла впоследствии, велосипед: «Мы подумали: почему бы не совместить лекции (я сама человек любознательный) с концертами и шоу или просто устраивать встречи с интересными людьми».

F.A.Q. – по средам, факультет – по четвергам

Так в Coffeedelia появились и F.A.Q.-среды (frequently asking questions – часто задаваемые вопросы). Это тематические вечера, проходящие в кафе два-три раза в месяц, или встречи с интересными персонами. В рамках этой рубрики публика уже смогла задать вопросы кинопродюсеру Ержану Сулейменову, рассказавшему о специфике казахстанского телевидения, театральному режиссеру Булату Атабаеву, поэту Дюсенбеку Накипову. Состоялась серия F.A.Q.-сред, посвященных фотографии. Сергей Ледяев представил свои собственные фото, а также коллекцию эротической фотографии. Затем в Coffeedelia пришла джаз-певица и музыковед по образованию Ирен Аравина. Как оказалось, она может не только хорошо петь, но и увлекательно рассказывать. Жанна предложила вести ей тематические вечера по четвергам, посвященные разным жанрам и музыкантам. Как отметила Жанна, тематические встречи пользуются большей популярностью, чем встречи с персоналиями.

Если по субботам раньше были концерты, то теперь планируется запустить кинофакультет с Еленой Любимовой, который будет проходить через неделю. Как полагает Жанна, одна и та же аудитория не будет ходить в одно и то же место каждую неделю: «Кроме того, в клубах такой формат, как просмотр фильмов, уже есть. Меня как арт-менеджера смущает юридический аспект этого дела: по правилам, надо выкупать права на массовый просмотр. К тому же демонстрировать фильмы, которые и так уже все видели, неинтересно». Поэтому ДК решил предложить тематические вечера, а не просто просмотры. Профессиональный киновед Елена Любимова, читая лекцию, будет сопровождать ее подборками из фильмов. Например, скоро, анализируя творчество Тарантино, она расскажет о его безумной любви к женским ногам. Поэтические вечера по воскресеньям взяли на себя алматинские поэты Павел Банников и Юрий Серебрянский.

Лекторы работают в Coffeedelia не за деньги. Выступающих стимулируют энтузиазм и пиар. Как рассказывает Жанна, для F.A.Q.-сред подбираются авторитеты в своих сферах, испытывающие потребность высказаться: «Например, Ержан Сулейменов, который ушел с 31-го канала в телепродюсеры на “Хабар”. Чувствовалось, что у него накипело, было что рассказать, опираясь на цифры и факты, о происходящем на казахстанском телевидении. Что касается Сергея Ледяева, то его заинтересовала возможность расширить аудиторию. У него своя фотошкола».

Ставка на энтузиазм

[inc pk='1640' service='media']

Если к инфотейменту Coffeedelia пришла через полтора года после начала работы, то ДК, открывшись в апреле этого года, сразу был приспособлен под культурно-информационный формат. По словам директора ДК Дианы Бимахимовой, открывали не кофейню, а заведение с функциями, выходящими за рамки общепита: «Это заложено даже в названии: ДК – значит Дом культуры. Была идея совместить магазин, кофейню, которая будет работать днем, и бар. Мы изначально планировали, что будем что-то показывать – повесили экран, оставили стену под фотографии и картины».

В организации культурных событий кофейня сделала акцент на работу с публикой, на ее творческий энтузиазм. «В процессе работы пришла идея о ДК как о месте, где можно собрать творческих людей, которые хотят проводить досуг интересно, не просто выпить и вкусно поесть, а дать выход творческой энергии. Вокруг много талантливых людей и интересных проектов. У нас сформировался, можно сказать, клуб единомышленников, готовых участвовать в организуемых нами мероприятиях», – рассказывает арт-директор ДК Ольга Халецкая. Так, недавно с успехом прошла интеллектуальная викторина «КТО? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ?». Была собрана команда знатоков-добровольцев, клиенты ДК сами прислали вопросы.

Победители, придумавшие самые оригинальные вопросы, получили призы. С неменьшим энтузиазмом со стороны посетителей кофейни прошел мини-фестиваль любительского кино. Всем желающим предложили снять свой фильм – не претендующий на профессионализм и с участием своих друзей-актеров. Вернее, переснять на свой лад уже известные всем блокбастеры. Фестиваль получился забавным. Кофейня старается стимулировать интерес и активность публики. Призы победителям викторины, книги предоставил партнер ДК – сеть магазинов Booking. От себя кофейня подарила победителям чек на ужин.

ДК вышел на наших молодых казахстанских режиссеров, которые снимают интересное кино. Организовывает с ними творческие встречи и просмотры их картин. Например, творческая встреча с Жанной Исабаевой, снявшей «Дорогие мои дети», или молодым режиссером Маликом Зенгером, представившим видеоарт «Последние этнические номады».

Перед вечеринкой

Для каждого мероприятия выискивается возможность поменять атмосферу и преобразовать пространство. «Когда выступают диджеи, мы создаем клубную атмосферу, подсвечивая танцпол. Для фотосъемок был выбран и оформлен специальный угол. Для мини-кинофестиваля постелили парадную дорожку и каждому столику презентовали по попкорну от заведения», – рассказывает Ольга.

В магазине ДК можно приобрести грампластинки, заказанные через европейскую интернет-сеть, дизайнерские журналы, а также гламурные изделия местных художников.

Самые выгодные для заведения дни – пятница и суббота. «Мы приглашаем диджеев и формируем вечер под какой-то идейной оболочкой», – рассказывает Ольга. Немного атрибутики, тематики и хорошей музыки – вот успех вечера в ДК, который начинается в 6–7 и заканчивается в 10–12 часов ночи. ДК – больше дневное, а не вечернее заведение. Поэтому кофейня старается отработать формат «перед вечеринкой», когда после окончания рабочего дня можно зайти в кафе послушать музыку, перекусить, пообщаться, получить новую информацию, разогреться перед посещением ночного клуба. Очень многие клиенты после посещения ДК отправляются в клубы.

Большое подспорье

Хотя вход на события в Coffeedelia бесплатный, но там, как и в других алматинских кафе и клубах, действует бронь столиков. Посетители бронируют столик по телефону, обязуясь тем самым сделать заказы на определенную сумму (три-пять тысяч тенге). Такая же система работает и в ДК.

Большую роль в организации и рекламе «кафейных» мероприятий играет Интернет. По словам Жанны, у нее всегда есть тематические заготовки будущих лекций: «Хороший хит-бэк идет из Интернета». На своей страничке в социальной сети «Вконтакте» она формирует анонсы предстоящих событий, там же люди оставляют отклики, называют желанных гостей. Очень помогает в коммуникации Интернет и Ольге Халецкой: «Мы сами позиционируем ДК как место встречи и общения друзей и знакомых. Поэтому «Вконтакте.ру» для формирования наших ивентов незаменим. Сейчас люди стали меньше читать глянцевые журналы, где размещается реклама таких мест, как наше, а в Интернет они выходят постоянно». Многие посетители Соffeedelia и ДК зарегистрированы «Вконтакте», где благодаря рассылкам и новостям получают анонсы предстоящих событий.

По мнению Дианы Бимахимовой, уровень запросов алматинской публики растет. Это не только вкус к хорошей кухне, аперитивам и обслуживанию, но и потребность в культурных мероприятиях. Никого не смущает то, что во время инфотейментов слушатели разговаривают, снуют принимающие заказы официанты, включается миксер и пр. – всегда фоном идет какой-то шум, и это нормально. Пока у этого маргинального явления нет названия, но это струя свежего воздуха в коммерческой подложке общепита, и за ним будущее, уверена Жанна Прашкевич.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики