Хоргос: уравнение со множеством неизвестных

Приграничное сотрудничество Китая и Казахстана станет обоюдовыгодным, если казахстанская сторона ускорит темпы возведения необходимой инфраструктуры и привлечения инвесторов

Хоргос: уравнение со множеством неизвестных

23 сентября на I Международной конференции «МЦПС “Хоргос”» – новые возможности развития международного сотрудничества, логистики и туризма» единственный акционер центра, председатель правления СПК «Жетысу» Аскар Сманкулов заявил, что за последние три года в рамках реализации проекта освоено 15 млрд тенге (около 100 млн долларов) государственных средств. На эти деньги выполнили проектные работы, построили ряд инженерных коммуникаций, участки дорог и несколько объектов инфраструктуры. А с китайской стороны уже фактически вырос целый город.

Согласно ТЭО для создания Международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС) «Хоргос» необходимо потратить всего более 4,2 млрд долларов. Из бюджета планируется выделить 825 млн долларов. Остальные должны предоставить частные инвесторы. Но пока их нет. Ситуация осложняется тем, что низкие темпы строительства с казахстанской стороны и отсутствие частных инвесторов, готовых вложить деньги в проект, уже привели к затягиванию работ и могут привести к удорожанию проекта и, в конце концов, поставить его под угрозу срыва.

Китайцы скоро начнут задавать вопросы

Вопрос упрощения торговли и создания логистической инфраструктуры международного класса всегда интересовал казахстанские власти. Их не устраивает, что до последнего времени 99% китайского экспорта в Европу отправляется морем, и лишь 1% – сухопутным транспортом. Расширение пропускной способности сухопутных путей должно начаться с железнодорожного перехода Достык–Алашанькоу, создания автокоридора Западная Европа – Западный Китай и строительства МЦПС «Хоргос» (казахстано-китайский проект). При этом «Хоргос» должен стать всепогодным объектом, стартовой точкой для нашего участка международных транспортных коридоров (МТК). От него транспортные оси будут созданы по всей протяженности автокоридора Западная Европа – Западный Китай, а также железной дороги, которая посредством участка Жетыген – Хоргос свяжет МЦПС с национальной железнодорожной сетью. В МЦПС «Хоргос» поясняют, что «реализация проекта будет способствовать созданию реальных условий для выхода Казахстана на мировые рынки, эффективного позиционирования республики в системе мирового хозяйствования».

Инфраструктуру МЦПС согласно межправсоглашению нужно было сдать в конце прошлого года. Китай свои обязательства выполнил, а в 2010 году сдаст весь китайский участок МЦПС. В то же время срок сдачи казахстанского участка до сих пор точно не определен и откладывается на неопределенное время. Потратив 15 млрд тенге бюджетных денег, казахстанская сторона инфраструктуру так и не достроила. Китайцы имеют достаточно финансовых ресурсов, чтобы быстро возвести все необходимые объекты, с чем они и справились. Казахстан не смог обеспечить полное бюджетное финансирование из-за проблем, возникших в результате кризиса.

Как нам сказали в МЦПС «Хоргос»: «В настоящее время завершены строительно-монтажные работы по 16 объектам. Выполнено строительство инженерных коммуникаций на 70% (водопровод, канализация, теплоснабжение, телефонизация)».

«Китайцы же быстро создали инфраструктуру, так как заинтересованы в расширении рынка сбыта. У них более эффективно работает механизм взаимодействия правительства и бизнеса», – заявляет главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований Гульнур Рахматулина.

При этом китайцы не особо и торопятся делать ставку на «Хоргос». Железная дорога от Урумчи до Хоргоса еще не обладает достаточной пропускной способностью, китайцы ждут запуска МЦПС, держа в памяти «Достык» и пять других погранпереходов на казахстанско-китайской границе, складывается впечатление, что чиновниками центр воспринимается как набор зданий с поверхностными функциями. Поэтому Мининдустрии и торговли занимается исключительно привлечением инвестиций и организацией строительства объектов. Однако эта часть работы не основная. Ведь можно те же объекты, которые запланированы в МЦПС, построить в промежутке между Хоргосом и Алматы, в любой точке, за исключением заповедников. И от перемены мест слагаемых сумма не меняется.

Риски «Хоргоса»

По мнению участников рынка, «Хоргос» нужен для того, чтобы Казахстан стал полноправным участником международной торговли и страной, через которую пойдет транзит. Чтобы транзит пошел, мы должны наглядно показать преимущества прохождения грузов через нашу территорию, а без элементов нормативной базы, межправсоглашений, межстрановой конкуренции транзита просто не будет.

Нельзя просто построить МЦПС «Хоргос», отремонтировать дороги и ждать, когда по ним пойдут транзитные потоки.

Нельзя забывать и о том, что Хоргос – поселок на границе. С одной стороны, Казахстан должен обеспечить неприкосновенность своих границ и жесткий контроль за перемещением людей. С другой – в МЦПС должен развиваться бизнес. Столь сложное смешение интересов государства и бизнеса как раз усложняет осуществление проекта.

Казахстан не может не думать о собственной экономической безопасности. Это очень важно, когда строишь отношения с таким крупным мировым торговым агентом, как Китай. Есть опасения, что сегодня возобладал поверхностный подход к проблеме: мол, построим логистические центры, откроем границу и начнем качать деньги от транзита.

Подобный подход чреват большими рисками. Китай с его огромной и быстро развивающейся экономикой нас просто проглотит. В конечном счете мы получим новую барахолку, но уже в значительно больших масштабах и с элементами транзита.

Казахстан должен максимально задействовать фактор удобного географического и геополитического расположения. Мы просто обязаны посредством таких проектов стать частью мировой экономики, стать крупным международным логистером, забить за собой право сильного игрока в международной торговле.

Подобная трансформация и есть единственный на сегодня путь ослабить зависимость Казахстана от нефти и денег, которые она приносит.

Будут деньги, будет все

Дальнейшие перспективы проекта с казахстанской стороны неясны. «По всей видимости, необходимо будет привлекать другие финансовые институты и организации. На мой взгляд, транзитные возможности Казахстана в перспективе смогут покрыть проектные расходы», – предполагает г-жа Рахматулина.

Но банковские структуры настораживает схема возврата инвестиций. Инвестиции в «Хоргос» предусмотрено возвращать через госбюджет. Но банки, даже банки развития, не слишком доверяют такой схеме. «Мы будем рассматривать участие в проектах, в которых погашение производится за счет рынка, оказания услуг. И не планируем предоставлять, по крайней мере на территории Казахстана, бюджетозамещающие кредиты», – сказал председатель правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Игорь Финогенов.

Зато, по словам директора по аналитической работе ЕАБР Владимира Ясинского: «Банк готов рассмотреть проекты с использованием механизмов государственно-частного партнерства». Хотя есть один нюанс: банк – коммерческая структура, и в качестве контрагентов по проектам предпочитает видеть конкретных инициаторов, готовых вложить 20% средств. «При этом речь идет не о бюджетных деньгах, а о собственных или привлеченных средствах», – дополнил г-н Ясинский.

В целом инвесторов пугает нынешняя неблагоприятная экономическая конъюнктура. Кризис вынудил инвесторов стать более осторожными. Многие из них вывели капиталы из сегментов с высокой оборачиваемостью. Понятно, что просто так деньги лежать под подушкой не могут. Значит, необходимы проекты с высоким потенциалом. «Хоргос» – один из таких потенциально высокодоходных проектов. Инвесторы видят это, но сдерживают эмоции.

Если в ближайшее время Казахстан не изыщет деньги из бюджета или не найдет способ убедить вложиться частных инвесторов, наших или иностранных, то проект может оказаться под угрозой срыва – китайцы попросту переориентируются на другие маршруты.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности