Формируя глобальный мейнстрим

На Генассамблее ООН Казахстан оказался в числе стран, готовых не только обсуждать, но и создавать новый мировой порядок

Формируя глобальный  мейнстрим

Центральным событием каждой Генеральной ассамблеи ООН является общеполитическая дискуссия с участием глав государств и правительств. На нынешнюю, 64-ю Генассамблею, которая длилась с 23 по 30 сентября, приехали более 120 президентов, монархов и премьер-министров, три вице-президента, восемь вице-премьеров и 55 министров иностранных дел.

Большинство выступлений на таких форумах традиционно строятся по общей схеме и включают в качестве обязательных элементов: 1) видение общемировых проблем и взгляды на их решение; 2) отчет о вкладе страны-докладчика в решение этих проблем; 3) оценку роли и возможностей ООН в решении глобальных задач. Многие докладчики считают уместным вставлять в свои выступления жалобы на несправедливость мироустройства, на обиды со стороны соседей и сверхдержав, обличение империализма, гегемонизма или сионизма.

Казахстан относится к числу тех немногих стран, которые не жалуются и не ищут защиты. Зато выдвигают более или менее конкретные предложения и инициативы.

Новый министр,  неизменный курс

На Генассамблее нашу страну представлял недавно назначенный на пост министра иностранных дел Канат Саудабаев. Его выступление в целом повторяло выступления Казахстана на предыдущих сессиях – как на семантическом, так и на концептуальном уровне. Индивидуальность докладчика была подчеркнута лишь во вступительной части, в которой г-н Саудабаев вспомнил о том, что в знаменательный день 11 сентября 2001 года он работал послом Казахстана в Вашингтоне. Новизна выступления была связана с идеями, высказанными Нурсултаном Назарбаевым в февральской статье «Ключи от кризиса». В остальном выбор тем, поднятых в выступлении, был традиционен и служил прекрасной иллюстрацией к внешнеполитическому курсу нашей страны.

Начал свое выступление Канат Саудабаев с того, что всерьез интересует Вашингтон, – с нашей позиции по Афганистану. Она была выражена формулой «только военного решения афганской проблемы нет и не может быть». При этом Казахстан оказывает, насколько возможно, содействие международным усилиям по реабилитации Афганистана. С афганским вопросом неразрывно связан вопрос борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В Алматы при поддержке ООН создан Центрально-Азиатский региональный информационный координационный центр по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ЦАРИКЦ). Кроме того, Казахстан как действующий председатель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 году намерен сделать вопрос стабилизации Афганистана одним из приоритетов организации. Вопросы железнодорожного транзита грузов и участия казахстанских военнослужащих в любых, пусть небоевых операциях международной коалиции в Афганистане в выступлении министра не затрагивались. Это значит, что все подобные вопросы находятся на начальной стадии обсуждения, для Казахстана остроактуальными не являются и вписаны в контекст наших программ в различных международных структурах и союзнических обязательств. В любом случае тема для серьезного разговора и политического торга сохраняется.

Главная тема

В выступлении Каната Саудабаева также была поднята тема нераспространения ядерного оружия – традиционная для Казахстана на подобных форумах. Наша страна – одна из немногих, отказавшихся от ядерного оружия, причем не от его разработки, как Бразилия или ЮАР, а от уже имевшихся солидных арсеналов боезарядов и ракет. У нас, в отличие от большинства членов ООН, есть моральное право давать оценку и ситуации в целом, и эффективности международных организаций, есть право выступать с предложениями и требованиями. И мы этим правом регулярно пользуемся. На 64-й Генассамблее было заявлено, что Казахстан считает важным скорейшее вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), а также выступает за укрепление и обеспечение универсальности Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). При этом Казахстан признает, что договор является асимметричным, предусматривая санкции лишь к неядерным государствам, тогда как ядерные державы сами должны стать примером сокращения и отказа от ядерного арсенала.

Выступление оказалось к месту – в рамках работы Генассамблеи прошел саммит Совета Безопасности ООН по вопросам ядерного нераспространения и разоружения, который единогласно принял резолюцию 1887, подготовленную США. Она призывает страны, подписавшие ДНЯО, выполнить свои обязательства и присоединиться к другим странам, не имеющим атомного оружия, чтобы сделать договор всеобщим (его отказались подписать Израиль, Индия и Пакистан, а КНДР вышла из ДНЯО в 2003 году). Резолюция призывает все государства «воздерживаться от ядерных испытаний и присоединиться к ДВЗЯИ с тем, чтобы он мог вступить в силу», а Конференцию по разоружению – «как можно быстрее провести переговоры по Договору о производстве расщепляющих материалов для ядерного оружия или ядерных взрывных устройств».

От прямого упоминания стран, ставших нарушителями спокойствия, Совбез воздержался, ограничившись сожалением по поводу «важных проблем, с которыми сталкивается процесс нераспространения ядерного оружия», и требованием, чтобы «стороны в полной мере выполняли свои обязательства по соответствующим резолюциям Совета». Впрочем, в документе даны ссылки на ранее принятые резолюции СБ ООН, а в них Иран и КНДР названы поименно.

Комментируя принятие резолюции 1887, председательствовавший на саммите Барак Обама сказал, что она станет рамочным документом для окончательного достижения этой цели и снижения ядерной опасности в мире. «Все государства, которые имеют ядерное вооружение, должны двигаться к разоружению, а те, кто его не имеет, – отказаться от его создания», – резюмировал он.

Как заявил выступавший на следующий день после саммита СБ Канат Саудабаев, «Казахстан с воодушевлением воспринял единогласно принятую вчера Советом Безопасности ООН резолюцию 1887 и верит, что это историческое решение откроет новый этап в усилиях человечества по созданию мира без ядерного оружия». Отрадно, добавил он, что предпринимаемые сегодня международным сообществом меры созвучны принципиальным позициям, неоднократно излагавшимся президентом Назарбаевым с этой высокой трибуны, а также в ходе личных встреч с главами ядерных держав и стран, вынашивающих такие амбиции.

Сегодня необходимо сделать еще более решительные шаги. Наш президент выступил за разработку нового универсального Договора о всеобщем горизонтальном и вертикальном нераспространении ядерного оружия. Конфигурация нового договора, его наполнение будут во многом зависеть от предложений всех заинтересованных стран.

Как уже писал наш журнал (см. «Не выходя за рамки», «Эксперт Казахстан» № 45 за 2007 год), режим нераспространения в сегодняшнем виде скорее способствует, чем препятствует появлению новых ядерных держав. Поэтому любой прогресс на этом направлении крайне важен. Признавая важность первого в истории Совбеза ООН саммита по нераспространению, Казахстан подтвердил свою готовность рассмотреть вопрос о размещении на своей территории международного банка ядерного топлива под эгидой Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), а также напомнил о вступлении в силу в марте этого года Договора о центральноазиатской зоне, свободной от ядерного оружия.

Разделение компетенций  и ответственности

Канат Саудабаев удачно совместил упоминание о концептуальных взглядах президента Казахстана на мировую финансовую систему с оценкой роли ООН. «Лидер нашей страны одним из первых выступил с видением посткризисного развития мира, предложив разработать международный закон о единой мировой валюте, а также создать в долгосрочной перспективе Всемирный эмиссионный центр, Всемирный антимонопольный валютный комитет и Всемирный комитет рыночной свободы. Единственной глобальной организацией, способной решать такие проблемы, является ООН, ее структурные подразделения и специализированные учреждения», – сказал министр. Подводя итоги общеполитической дискуссии, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун с удовлетворением отметил, что все больше государств признают центральную роль ООН в решении основных задач современности в предстоящие годы.

Главной особенностью казахстанской внешней политики является не ее многовекторность, которую все так любят критиковать, а стремление к многостороннему формату общения. Казахстан более уверенно себя чувствует на международных форумах или саммитах международных организаций, принимая на себя роль лидера и формируя общую точку зрения едва ли не на любые вопросы. В двустороннем формате те же самые вопросы часто оборачиваются затяжными и бесплодными консультациями. Нетрудно заметить, например, что региональное экономическое сотрудничество Астане куда легче развивать в формате Евразийского экономического сообщества или Шанхайской организации сотрудничества, чем в формате Астана – Ташкент или Астана – Бишкек. А идей по реформе мировой финансовой структуры у нас куда больше, чем идей по оздоровлению собственных банков.

Другая особенность казахстанской внешней политики связана с тем, что, присоединяясь к тем государствам, которые формируют глобальный мейнстрим, мы рискуем оказаться в кругу людей компетентных, но чрезмерно зависимых от локальной политики и экономики, а потому считающих себя ответственными лишь перед соотечественниками. Похоже на то, что международные структуры поделили между собой сферы компетенций. ООН отвечает за политику, G20 – за экономику. Правда, резолюции СБ ООН уже давно никто не считает нужным выполнять. Решения «клуба двадцати» (который в СМИ начали именовать мировым правительством) пока не носят обязательного характера, это всего лишь намерения и рекомендации. Правда, на встрече в Питтсбурге лейтмотивом звучала тема повышения ответственности бизнеса. Но если сами лидеры G20 не несут ответственности за заявления, сделанные ими в ходе саммитов, что можно требовать от банков и корпораций?

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее