Битвы за бензин

Зависимость Казахстана от импорта российского бензина приводит к нестабильности на топливном рынке страны

Битвы за бензин

В минувший вторник Казахстан снял запрет на экспорт дизтоплива, введенный в начале сентября. Ожидалось, что будет снято эмбарго и на зарубежные поставки бензина, но этого не произошло, ограничения на этот вид топлива просуществуют как минимум до начала следующего года.

С помощью эмбарго правительство рассчитывало снизить дефицит на топливном рынке, традиционно возникающий с началом уборочной страды. Наш кабмин любит использовать экспортные запреты для регулирования ситуации на внутреннем рынке горюче-смазочных материалов (ГСМ). Однако бензиновый кризис «Ак орде», похоже, не удастся быстро «разрулить». Нынешняя ситуация с ГСМ в Казахстане напоминает бешеные гонки, в которых участвуют все автовладельцы. Приз – ходовые марки бензина АИ-92 или АИ-93 по доступным ценам. Заправиться в последние две недели, к примеру в Алматы, стало подвигом. Поскольку на заправках либо нет бензина нужной марки, либо он выдается по талонам (юрлица покупают их на заправках оптом), либо его можно приобрести втридорога. К примеру, если АИ-92 на АЗС Sinooil стоит 70 тенге за литр, «Гелиоса» и «КазМунайГаза» – 72, то на мелких цена варьируется в пределах 75–105 тенге за литр. Причем, чтобы купить у них дешевый бензин, нужно отстоять, как в советские времена, длинную очередь. А на трассовых станциях разрыв розничных цен между монополистами и частными АЗС доходит до 50 тенге за литр.

По информации пресс-службы одного из лидеров рынка – ТОО «Гелиос», большинство АЗС республики вынуждены продавать топливо только по талонам. Реализация самого «Гелиос» за второе полугодие выросла в два раза, и компания не в состоянии обеспечить необходимым объемом топлива всех автолюбителей. «Из-за сложившейся ситуации мы вынуждены ограничивать реализацию ГСМ за наличный расчет, так как в первую очередь необходимо выполнять договорные обязательства по талонам и смарт-картам», – сообщили «Эксперту Казахстан» в компании.

В ближайшее время условия на рынке только ухудшатся. По информации вице-министра энергетики и минеральных ресурсов Ляззата Киинова, во второй половине октября на месячный ремонт закроется Шымкентский НПЗ. Кроме того, судя по всему, нацкомпания «КазМунайГаз» (КМГ) не может гарантировать поставки нефти на Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ). А главное – будет сложно увеличить импорт из России и по техническим, и по экономическим причинам. Парадокс – до сих пор российский бензин выполнял функции костыля для отечественного рынка ГСМ. Но нынешней осенью именно зависимость от поставок из РФ сыграла с нашими трейдерами плохую шутку.

Дурная последовательность

Нынешний бензиновый кризис начался с Жамбылской области в августе. На 298 автозаправках области бензина практически нет. По словам замакима области Карима Кокрекбаева, из-за дефицита ГСМ в регионе начали расти цены на ходовой бензин. «Некоторые заправки, такие как “Гелиос” и “КазМунайГаз”, стали отпускать бензин по выкупленным талонам по старым ценам, а за наличный расчет увеличивать его цену. Хотя отпускная цена НПЗ на эту продукцию не изменилась», – сообщил г-н Кокрекбаев. Со ссылкой на него ИА Kazakhstan Today сообщило, что в сентябре в область вместо необходимых 500–600 тонн бензина в сутки стало поступать всего 140–160 тонн. По словам замакима: «Искусственный дефицит бензина связан с недопоставкой горючего от поставщика ТД “ПетроКазахстан” в Жамбылскую область».

Другую версию топливного кризиса в регионе озвучил на пресс-конференции 7 октября начальник управления энергетики и коммунального хозяйства областного акимата Ерик Кушербаев. По его мнению, дефицит бензина в области сложился из-за сговора местных поставщиков ГСМ. По его словам, при гарантированном минимуме поставок топлива в объеме 10 тыс. тонн в месяц (гарантированном Минэнерго), фактически в августе область получила 12,5 тыс. тонн бензина, в сентябре – 13 тыс. Но к снижению цен переизбыток на рынке не привел. «Отпускная цена 80-го бензина – 36 тенге, а у нас на заправках его продают по 70 тенге. Отпускная цена 92-го – 50 тенге, продают по 96–99. Мы официально обратились в правоохранительные органы, финполицию, налоговые службы с просьбой разобраться в ситуации с ГСМ и выяснить причину происходящего», – резюмировал г-н Кушербаев.

Коснулся кризис и Южно-Казахстанской области – местные власти обвиняли в возникновении дефицита компанию «Тургай Петролеум», которая якобы прекратила поставки бензина в область. Но трейдер обещал компенсировать недопоставленные объемы, и ситуация разрешилась.

Дефицит шагает по стране

С первых чисел октября дефицит ощущается и в Алматы. 6 октября на рабочем заседании аким Алматы Ахметжан Есимов раскритиковал действия бензиновых трейдеров и приказал: «Поручаю правоохранительным органам выявить всю эту схему <возникновения дефицита>. Начиная от заправщика, который занимается спекуляцией, и кончая всей этой цепочкой. Разберитесь, на каком этапе и кто за этим делом стоит», – заявил г-н Есимов, добавив, что по информации Минэнерго в Алматы бензина поступило достаточно. Ситуация сложилась настолько критическая, что аким был вынужден пожаловаться премьер-министру Кариму Масимову. В ответ премьер поручил Минэнерго и КМГ взять на контроль ситуацию на рынке ГСМ в Алматы.

7 октября областное телевидение Кызылорды сообщает о росте цен на ГСМ в области. В ходе рейда по заправкам областного центра выяснилось, что стоимость литра бензина АИ-96 поднялась до 100–106 тенге, самый ходовой бензин марки АИ-92 подорожал до 98–100 тенге. Бензин марки АИ-80, который называют народным, продается по 80–85 тенге.

По словам директора департамента Агентства РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) по Кызылординской области Нурлана Примова, объективных причин для повышения цен на ГСМ в регионе нет. Отпускные цены у производителей на прежнем уровне. Анализ показывает, что все упирается в многочисленных посредников. «Вмешиваться в регулирование цен на местном рынке нефтепродуктов мы не имеем права, поскольку в государственном реестре в нашей области значатся всего два субъекта – ТОО “Гелиос” и АО “Тургай Петролеум”, которые сегодня сохраняют прежние цены», – отметил чиновник.

Топливный кризис наблюдается и в Актобе, где на заправках 93-й отпускают по талонам, на некоторых АЗС он и вовсе исчез. «Топливо 93-й марки по прежней цене в 72 тенге есть на единственной крупной АЗС в городе. В свободной продаже горючее только до полудня, в остальное время суток его отпускают по талонам. На других, мелких, заправках ГСМ продают по завышенной цене: 93-й по 95 тенге за литр», – передают корреспонденты телеканала «КТК».

12 октября корреспондент агентства «Казинформ» сообщает, что в Атырауской области в свободной продаже стоимость бензина марки АИ-92 с 72 тенге за литр выросла до 92 тенге, стоимость литра АИ-96 – с 90 тенге до 106 тенге. Перебои с горючим в регионе начались с середины сентября. Основная причина – остановка на плановый ремонт перерабатывающих мощностей Атырауского нефтеперерабатывающего завода. До середины прошлой недели бензин на заправках в продаже все-таки появлялся. В минувшие выходные (10–11 октября) заправиться за деньги можно было лишь на двух заправках, принадлежащих небольшим частным фирмам. Перед заправками выстроились очереди. Чтобы горючего хватило всем, заправщики ввели ограничения, отпуская максимум 15 литров в один бак. На АЗС компаний «КазМунайГаз» и «Гелиос» горючее стоит дешевле, но заправиться можно только по талонам.

По словам зампреда Агентства по защите конкуренции (АЗК) Бориса Парсегова, ведомство начало предварительное расследование в отношении крупных поставщиков ГСМ, реализующих бензин по талонам, практически во всех областях республики. К примеру, в Алматы в отношении пяти компаний – «Гелиос», Sinooil, Royal Petrol, «СонарМунайОнимдери», «КазМунайГаз Онимдери». «В случае подтверждения недобросовестного поведения на рынке виновные будут подвергнуты штрафным санкциям», – добавил он.

На игле импорта

На прошедшей недавно в рамках KIOGE конференции Ляззат Киинов объяснил ситуацию с ГСМ следующим образом. Из-за кризиса в республике упало потребление ГСМ, в результате у давальцев нефти сформировался избыток топлива. Этот залежавшийся товар компании недолго думая экспортировали. Однако к этому времени НПЗ значительно сократили объемы переработки, как следствие, на заправках мы видим конкретный результат.

«Наша недоработка в том, что этот процесс (экспорт ГСМ) мы не проконтролировали, и в начале августа топлива перестало хватать в южных регионах Казахстана, в Алматы и Алматинской области», – пояснил вице-министр.

Ситуация осложнилась из-за резкого снижения объемов импорта из РФ. Об этом «Эксперту Казахстан» рассказал начальник управления мониторинга и анализа ТЭК Агентства по защите конкуренции Еркегали Алимкулов. «В августе импорт сократился на 20,6% по сравнению с августом прошлого года, в сентябре – на 71%. А импорт занимает около 30% внутреннего рынка. В целом в сентябре объем внутреннего рынка ГСМ по сравнению с прошлым годом сократился на 23%», – сообщил г-н Алимкулов.

Причина снижения закупок – ценовой дисбаланс. Российский бензин обходится дороже нашего. По информации пресс-службы ТОО «Гелиос», цена российского топлива марки АИ-92 с доставкой и маржей продавца составляет 87–89 тенге за литр. Разница розничных цен на топливо между Россией и Казахстаном за сентябрь 2009 года составила 28–32 тенге.

Как рассказал аналитик УК «Финам» Александр Еремин, производство ГСМ в России с начала августа снизилось на 10%. «Российская нефть марки Urals с начала года подорожала практически в два раза – с 45 долларов за баррель до 72. Соответственно увеличилась и экспортная пошлина на нефть. Оптовые цены на бензин подросли на 30%. Все эти факты, возможно, и стали причиной снижения экспорта российского бензина в Казахстан», – высказал свое мнение г-н Еремин.

А им все мало

Цены на ГСМ в Казахстане должны быть повышены, считает министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Сауат Мынбаев. «Надо понемногу увеличивать цены на ГСМ, не могут быть цены на 40 процентов ниже, чем в России, даже теоретически», – сказал министр на заседании правительства 8 октября. В связи с такой разницей в ценах, уверен министр, россиянам, поставляющим на внутренний рынок Казахстана значительные объемы высокооктановых бензинов и авиакеросина, невыгодно продавать ГСМ в нашей стране.

«Необходимо приблизить наши цены к российским, сдерживая цены, мы можем перенаполнить наши заводы нефтью, но это проблему <дефицита ГСМ на внутреннем рынке> не решит. Давайте сейчас используем все возможности и создадим условия для наших заводов», – отметил министр. Насытить внутренний рынок высокооктановым бензином наши заводы не способны по причинам технической отсталости. Но чтобы стимулировать их перевооружение, нужно создать необходимые технические предпосылки.

В подготовке материала принимал участие Сергей Смирнов

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?