Каков закон, таков ответ

Каков закон, таков ответ

Решить проблемы на рынке ГСМ за счет банального повышения цен не получится. Государству следует прежде всего на законодательном уровне ввести ясные правила игры на этом рынке – считает старший партнер юридической компании Sayat Zholshy&Partners Айдын Бикебаев.

– Разрешает ли закон торговлю бензином по талонам?

– Продажа по талонам – нарушение антимонопольного законодательства. Статья 13 закона «О конкуренции» запрещает дискриминацию и иное ущемление прав потребителей, отказывая им в продаже бензина или реализуя его по разным ценам, либо же только тем, у кого есть талоны. Расследование АЗК по этому вопросу, как и в прежние годы, ни к чему не приведет, поскольку в административном и уголовном законодательстве за это фактически нет наказаний. По закону за злоупотребление игроками рынка своим доминирующим или монопольным положением в качестве санкции предусмотрены штрафы и конфискация монопольного дохода. Должностные лица компании заплатят 150 МРП (1 МРП = 1273 тенге). Получается, штраф для должностного лица составляет чуть больше 1000 долларов! Капля в море для любой крупной компании. В свою очередь сама компания (средний и крупный бизнес) должна заплатить штраф в размере 10% от дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности. На первый взгляд штраф существенный. Весь вопрос в том, как исчисляется штраф и конфискация.

– В чем здесь подвох?

– Компания платит штраф только при получении дохода в результате дискриминации и ущемления прав потребителей. Когда она не получила доход, хотя и ущемляла при этом права потребителей, для нее никакого наказания не будет. Более того, хозяин АЗС, несмотря на наличие у него бензина, может вовсе закрыть бензоколонки. Отказ в продаже бензина либо его реализация только по талонам – и есть те случаи ущемления прав потребителей, когда монополист не получает дохода, поскольку ограничивает свои продажи. Отсутствие в законодательстве наказаний за ущемление монополистами прав потребителей является очевидной глупостью. Пока не будут внесены изменения в закон, доминирующие субъекты могут смело продавать ГСМ по талонам или вообще их не продавать, и им ничего за это не будет. Хотя все мы, потребители, от такого беспредела будем терпеть неудобства. Наше антимонопольное законодательство в этой части не защищает интересы потребителей. Поэтому заявления АЗК, что они примут жесткие административные и уголовные меры в отношении лиц, реализующих бензин по талонам, являются голословными.

– Кто в Казахстане вообще следит за ценами на ГСМ на АЗС?

– Государство в лице АРЕМ регулирует цены на ГСМ только тех компаний, которые включены в госреестр субъектов, занимающих доминирующее положение. Это игроки, которые фактически контролируют более 15% рынка. А если кто-то занимает 14%, то он уже не попадает под контроль. Разумеется, такое несправедливое, избирательное регулирование не только не способствует развитию конкуренции, удовлетворению интересов потребителей, но и прямо препятствует принципам рынка.

Рост оптовых цен на ГСМ естественным образом влечет увеличение розничных цен. Но те компании, которые включены в указанный реестр, не могут без согласия АРЕМ поднять цены. Поэтому они вынуждены продавать АИ-92 по 72 тенге, а на других заправках тот же АИ-92 стоит 82–95 тенге. И те, кто в реестре, терпят убытки, поэтому они и пытаются ограничить продажи ГСМ на своих АЗС.

– Не может же государство бесконечно разрешать повышение цен на ГСМ?

– Решение проблемы должно быть комплексным. Однозначно недостаточным является просто предоставление разрешения на повышение цен на бензин компаниям, включенным в госреестр. Необходимо развивать строительство мини-НПЗ, а также найти ресурсы для строительства еще одного крупного НПЗ в стране и модернизации действующих. Регуляторам следует разработать и внедрить правила равного и справедливого доступа всех желающих давальцев нефти на НПЗ, а также всех владельцев АЗС – к оптовым поставкам бензина. Цены на ГСМ нужно регулировать не как сейчас, избирательно, а для всех продавцов. Также необходимо использовать в полной мере ресурсы «КазМунайГаза» и правительства, в том числе как акционеров всех трех НПЗ по увеличению поставок нефти на заводы и распределению ГСМ на равной основе всем владельцам АЗС, а не только своей сети.

– Какова себестоимость бензина АИ-92?

– На розничном рынке, полагаю, 72 тенге – это близко и даже чуть ниже себестоимости для компаний, которые имеют доступ на относительно недорогие оптовые поставки. А для остальных игроков 72 тенге – значительно ниже себестоимости. Это связано с тем, что на оптовом рынке у предприятий, которые аффилированы с НПЗ, цены гораздо ниже, чем у остальных игроков. Соответственно, они за счет ценового преимущества на розничном рынке пока вытесняют, но вполне могут выжить своих конкурентов и дешевле скупить их активы. Такая практика называется «хищническим ценообразованием» и во всем мире жестко карается антимонопольными органами, а у нас же это, наоборот, является результатом действий регулятора.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности