Встречи стран и президентов

Содружество независимых государств уже не нуждается ни в поддержке со стороны его членов, ни в демонстрации своей эффективности

Встречи стран и президентов

Глобальный кризис заставил всех действовать локально. Корпорации и банки обратили внимание на прежде непривлекательные внутренние рынки, источники ликвидности, товаров и услуг. А обитатели постсоветского пространства увидели в торгово-экономических связях со своими соседями не раздражающее наследство советской эпохи, а возможность смягчить последствия рецессии. И Содружество независимых государств (СНГ) как инструмент организации и развития этих связей обрело в их глазах утраченную привлекательность. На заседании Совета глав государств СНГ в Кишиневе 9 октября было продолжено обсуждение совместных действий по преодолению кризиса. Как сказал председатель Исполнительного комитета СНГ Сергей Лебедев, сутью прошедших в Кишиневе встреч «стали меры по повышению эффективности взаимодействия государств СНГ».

Неполная представительность

Саммит в Кишиневе прошел без конфликтов и эксцессов, но дал повод для мрачных прогнозов в отношении будущего Содружества. Как и любой другой саммит международной организации, он предназначен не в последнюю очередь для демонстрации единства взглядов и подходов его участников, наличия некой общности, пусть даже и вымышленной.

Отсутствие в Кишиневе президентов четырех центральноазиатских стран – Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана – многие наблюдатели расценили как своего рода коллективный демарш, вызванный недостатком внимания со стороны Москвы. В действительности центральноазиатское единство – это миф. У каждого президента были свои причины для неявки на саммит, но причины, стоит заметить, не слишком веские. Другое дело, что стимулов для участия в саммите у них вообще не было. Поскольку СНГ как элемент международной системы государств не без оснований считается зоной российского влияния, интересным представляется не то, что кто-то не захотел участвовать в саммите, а то, что Москва не посчитала нужным убедить своих друзей из Центральной Азии приехать в Кишинев. Сергей Лебедев прокомментировал ситуацию очень спокойно, в том духе, что, мол, пустяки, дело житейское, случалось такое и прежде. Это следует понимать, с одной стороны, как нежелание Кремля тратить небогатые ресурсы влияния на заведомо безнадежную попытку убедить весь мир в том, что СНГ – жизнеспособная структура, с другой – как уверенность в том, что отсутствие на саммите пусть даже половины президентов не способно серьезно навредить Содружеству.

Кроме того, все центральноазиатские страны на саммите были представлены, просто уровень представительства был разный. Казахстан и Таджикистан представляли премьер-министры, Узбекистан – спикер сената, Туркменистан – вице-премьер. На последней Генассамблее ООН многие страны были представлены не президентами, а премьер-министрами или министрами иностранных дел, но из этого факта никто не сделал вывода об агонии ООН или о том, что она разваливается на глазах.

Кому это надо

Отношение к СНГ на постсоветском пространстве особое. Оно уже не служит инструментом цивилизованного развода, как его когда-то любили называть. А инструментом интеграции оно никогда и не было. Но оно для наших стран больше, чем какой-то инструмент. Это символ. Для кого-то – стабильности в отношениях между странами. Для других – российского доминирования. СНГ постоянно критикуют за неэффективность. Нурсултан Назарбаев, известный как автор интеграционных мегапроектов в области экономики и безопасности, в случае с СНГ был вынужден отказаться от политического монументализма. Его программа реформ, предложенная на саммите в 2007 году, предлагала отказ от всех амбициозных, но заведомо невыполнимых проектов, а также от структур, созданных для их реализации (см. «В поисках клея для разбитого союза», «Эксперт Казахстан»  № 45 за 2006 год). Казахстанский президент призвал сосредоточиться на том, что, с одной стороны, не затрагивает напрямую экономические интересы стран-членов, с другой – крайне важно для них, например, взаимные поездки граждан и незаконная миграция.

Саммит СНГ выполняет очень специфические функции. Он помогает встретиться тем лидерам, которые по каким-то причинам не могут позволить себе официальные контакты в двустороннем формате. В этот раз в Кишиневе встретились президенты Армении и Азербайджана. Главный итог встречи – не решение карабахского вопроса, разумеется, а всего лишь договоренность о следующей встрече, а также создание благоприятного фона для последовавшей через пару дней поездки Сержа Саркисяна в Турцию.

Саммиты удобны и для переговоров по вроде бы частным, но весьма важным экономическим вопросам. Пару лет назад Молдавия на саммите в Минске обсуждала с Россией тему снятия запрета на поставки молдавского вина. В Кишиневе президент Киргизии Курманбек Бакиев решал вопрос о российском кредите, обещанном ему в обмен на вывод американской военной базы. Но база осталась, изменив лишь свой статус. А Россия обещанные два миллиарда долларов намерена предоставить в виде технического содействия при строительстве Камбаратинских ГЭС.

СНГ уже давно и прочно вписалось в мировую систему международных организаций и даже получило статус наблюдателя при Генассамблее ООН. Его бюрократический аппарат достаточно силен для того, чтобы в автономном, не зависящем от стран-участниц режиме поддерживать жизнедеятельность многочисленных уставных органов – от Совета глав государств, чьи заседания известны под именем саммитов, до Экономического суда, чья деятельность неизвестна почти никому. Межпарламентская ассамблея СНГ с созданным ею Международным институтом мониторинга развития демократии и соблюдения прав граждан вообще может работать исключительно на развитие внешних связей и повышение международного имиджа Содружества.

Казахстан как надежда

Отсутствие на саммите Нурсултана Назарбаева – самого последовательного сторонника интеграции на постсоветском пространстве – вызвало больше всего комментариев у наблюдателей. Оно трактовалось как самый верный признак не просто неминуемой, но и скорой ликвидации Содружества. Однако казахстанский президент является автором и защитником отнюдь не СНГ, а иной концепции – Евразийского союза государств, оформившегося в виде Евразийского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС). Его неучастие в кишиневской встрече – не демарш, а просто отсутствие необходимости. Все, что Нурсултан Назарбаев думает о кризисе и о путях выхода из него, он изложил в своих статьях «Ключи от кризиса» и «Пятый путь». Стоило ли приезжать в Кишинев только для того, чтобы пересказать их? А встречи с партнером по реальной, а не гипотетической интеграции – Россией – происходят непрерывно в рабочем режиме и практически каждый месяц  на высшем уровне.

Отношение казахстанского руководства к СНГ всегда было достаточно критичным, но в этом году Казахстан был бы последним, кто заявил о ненужности Содружества. Ведь наша страна была избрана председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2010 году в качестве единого кандидата от СНГ. При этом официально представлять Казахстан в ОБСЕ будет министр иностранных дел Канат Саудабаев, поскольку высшим органом ОБСЕ является Совет министров иностранных дел. Поэтому г-н Саудабаев в Кишинев приехал и на заседании Совета министров иностранных дел, состоявшемся накануне саммита, сообщил о мероприятиях, которые планирует провести Астана в рамках своего председательства.

Кроме того, Канат Саудабаев встретился в Кишиневе со своим кишиневским коллегой Юрием Лянкэ. На переговорах была затронута тема приднестровского конфликта, который в формате Содружества не обсуждался вообще. Юрий Лянкэ выразил уверенность в том, что Казахстан хорошо понимает Молдавию «в силу исторических объективных предпосылок», а также надежду на то, что в качестве председателя ОБСЕ казахстанский министр выступит с инициативами, которые помогут сдвинуть вопрос с мертвой точки.

До новых встреч

Итоги работы саммита стали своего рода миниатюрной копией работы Содружества за все прошлые годы. Рассмотрено и принято множество документов, но часть из них связана с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне, которая будет отмечаться в следующем году.

В центре обсуждения был План реализации совместных мер по преодолению негативных последствий глобального финансового кризиса. Он был разработан и одобрен 15 сентября в Москве на заседании постоянно действующего совещания министров финансов СНГ и презентован в Кишиневе министром финансов России Алексеем Кудриным. На саммите было принято решение о совместных мерах по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса. С учетом замечаний, сделанных в Кишиневе, план реализации совместных мер будет исправлен и дополнен, после чего представлен на утверждение главам правительств СНГ, которые соберутся 20 ноября в Ялте. Рекомендации, данные правительствам стран Содружества, призывают к отказу от протекционистских мер и либерализации взаимной торговли. Они вряд ли будут выполнены, но это уже отдельный вопрос.

То, что СНГ мертво, было сказано не раз. Встреча в Кишиневе также дала основания для таких комментариев. Но в декабре 2010 года лидеры стран СНГ, хотя, возможно, и не всех, вновь соберутся вместе, на этот раз в Москве. Можно не сомневаться в том, что на московской встрече будут звучать упреки СНГ в неэффективности и неспособности выполнить принятый план совместных мер. Но будет принято и самое главное решение для любой международной организации – решение о следующей встрече.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее