Яндекс заговорил по-казахски

Яндекс заговорил по-казахски

К рупнейший российский интернет-поисковик Яндекс с 14 октября запустил портал yandex.kz, локализованный для казахстанского рынка. Поиск теперь рассчитан на потребности казахстанского пользователя. На главной странице сайта появились карты Алматы и Астаны, казахстанские афиши, новости из казахстанских СМИ.Маркет предлагает товары из казахстанских интернет-магазинов (и магазинов, которые делают доставки в Казахстан), можно завести почтовый ящик и т.д. При этом все сервисы доступны теперь на казахском языке, а поисковик отвечает на казахскоязычные запросы.

Вхождение на казахстанский рынок заняло примерно полтора года. «Нужно было решить как технологические, так и организационные задачи, – рассказал “Эксперту Казахстан” генеральный директор компании “Яндекс” Аркадий Волож. – Нам нужно было выделить ресурс, прежде всего программистский, чтобы создать алгоритмы для качественного обслуживания поиском казахстанской аудитории. Это была непростая задача. Во-первых, поисковая выдача требовала локализации. Примерно 2/3 запросов как из России, так и из Казахстана не имеют региональной специфики и требуют предоставления одинаковой информации (скажем, запрос «расстояние от Москвы до Астаны»). Остальные запросы надо было локализовать. Например, если вы ищете текст закона о рекламе, в России вам будут показаны одни данные, на Украине другие, в Казахстане третьи. Во-вторых, в Казахстане существует два языка. И мы заговорили по-казахски, с учетом морфологии, стали учитывать особенности казахского языка. Кроме того, нам нужно было собрать много казахстанского контента. Мы проиндексировали большое количество казахстанских сайтов, стали больше искать в Казнете, по ряду запросов сегодня поиск Яндекса отдает приоритет местным сайтам. Также за прошедший год мы собрали много информации за пределами Интернета (например, для создания карт Алматы и Астаны, расписаний поездов и т.д.) и перенесли ее в онлайн».

Эксклюзивный партнер «Яндекса» в Казахстане – компания ТОО «KazNet Media» (как заявили в «Яндексе», учредители этой компании не имеют к ним никакого отношения) будет заниматься преимущественно продажей рекламы на портале. Как рассказал Аркадий Волож, около 90% доходов Яндекса приходится именно на контекстную рекламу. Это те самые рекламные ссылки, которые выходят вместе с результатами поиска. Преимущество такой рекламы в том, что она предоставляется пользователю именно в тот момент, когда его интересует подобная информация. В Казахстане данный сегмент рекламного рынка практически отсутствует. Как отмечает г-н Волож, по мере роста проникновения Интернета будет расти интерес рекламодателей к этому маркетинговому инструменту. Сейчас проникновение составляет около 21%, однако потенциально может достигнуть 50% в ближайшие годы. При этом в «Яндексе» отмечают, что контекстная реклама уже сейчас вызывает большой интерес в нашей стране. В компании уверены, что недостатка в рекламодателях не будет.  «В течение нескольких лет казахстанский Яндекс станет прибыльным, и мы увидим первые миллионы долларов оборота, – говорит Аркадий Волож. – В этом году на Интернет в России будет приходиться примерно 5–10% рекламного рынка. Казахстан идет с отставанием на несколько лет, и спустя какое-то время мы увидим здесь такую же долю трат на интернет-рекламу, как в России, и речь будет уже идти о значительных оборотах. Мы во многом открываемся здесь на перспективу». Ориентировочно казахстанский рынок через несколько лет будет давать до 5% оборота «Яндекса».

По словам Аркадия Воложа, в России Яндекс, с учетом других поисковиков, использующих его технологии, занимает примерно 2/3 рынка, такую же долю компания намерена занять со временем и в Казахстане.

На данный момент количество запросов казахстанских пользователей в Google и запросов на Яндексе с учетом search.mail.ru (работающим на технологии Яндекса) примерно одинаковое. Две компании получают по 46% запросов казахстанцев. И конкуренция, по словам главы «Яндекса», будет сильной. При этом председатель Госагентства по информатизации и связи Куанышбек Есекеев отметил, что в стране продолжается работа по созданию национального поисковика. Однако, учитывая уровень конкуренции поисковиков, созданных в Казахстане, его перспективность вызывает большие сомнения.