Жить стало веселее

Судя по результатам исследования, проведенного ICC Business Advisors, казахстанские бизнесмены и потребители пребывают в сдержанно-оптимистичном настроении

Жить стало веселее

Консалтинговая компания ICC Business Advisors представила свой KZ Business Barometer по итогам третьего квартала. KZ BB – это общенациональное периодическое исследование по оценке состояния делового климата и уверенности различных групп-участников бизнес-сектора страны. Цель исследования – помочь бизнес-сообществу оперативно корректировать стратегию поведения на рынке. Всего в опросе приняли участие 295 респондентов.

Результаты анализа данных опроса показывают рост оптимизма в предпринимательской среде. В частности, выросли индексы уверенности бизнес-лидеров и МСБ (малого и среднего бизнеса). А оценки текущего состояния и прогнозы стали менее негативными. Планируется рост инвестиций, кроме того, абсолютное большинство компаний намерено проводить реорганизацию бизнеса в ближайшее время. Потребители не ожидают ухудшения своей покупательской способности и в большинстве своем не намерены снижать спрос на товары среднесрочного и долгосрочного пользования.

Оптимистичный прогноз  от лидеров

BLCI (Business Leaders Confidence Index) рассчитывается с целью измерения уверенности бизнес-лидеров и их отношения к состоянию экономики в краткосрочной перспективе. В этом исследовании участвуют первые руководители крупных организаций и бизнеса. В опросе за третий квартал участвовало 10 респондентов. Общий индекс уверенности BLCI показал заметный рост, что говорит об улучшении оценок текущего состояния со стороны бизнес-лидеров и более оптимистичных прогнозах на ближайшее будущее.

По-прежнему большинство респондентов отмечает, что мировой экономический кризис оказывает значительное влияние на принятие решений в компании. При этом если во втором квартале улучшение текущей экономической ситуации в стране в течение последних шести месяцев отмечали 37,5% респондентов, то в третьем квартале их количество выросло до 50%.

Еще лучше обстоят дела с оценкой положения в отраслях. По итогам второго квартала 62,5% респондентов ожидали улучшения ситуации в своей отрасли, в третьем квартале таковых 80%. Увеличилось и число тех, кто считает, что текущая экономическая ситуация в его отрасли за последние шесть месяцев улучшилась.

90% опрошенных (62,5% во втором квартале) бизнес-лидеров считают, что текущее состояние глобальной экономики в сравнении с полугодом назад стало несколько лучше. В то время как во втором квартале 12,5% респондентов считали, что глобальная экономика стала чувствовать себя хуже, в третьем квартале таковых нет. И почти все респонденты считают, что состояние глобальной экономики будет улучшаться в течение следующих шести месяцев.

Половина опрошенных бизнес-лидеров ожидает роста инфляции в ближайшие полгода. 30% считают, что она останется на прежнем уровне. В качестве основных факторов, наиболее сильно влияющих на оценку изменения уровня инфляции, респонденты отметили изменение цен на нефть и газ, уровень спроса на товары и услуги, изменение стоимости электроэнергии, а также изменение стоимости недвижимости. При этом 60% респондентов намерены оставить цены в своих компаниях на прежнем уровне, 30% – их снизить. И только 10% опрошенных говорят о грядущем повышении расценок.

40% респондентов (вместо 62,5% во втором квартале) считают, что их организации в следующие шесть месяцев не будут иметь больше возможностей для повышения цен, чем сейчас. Основные факторы, которые помешают компаниям поднять цены, как отмечают респонденты, большое количество конкурентов, регулирование, конкуренты с недорогими товарами (услугами) и снижение покупательской способности населения.

Большинство респондентов в качестве основных факторов, которые  будут вызывать у них наибольшее беспокойство в течение ближайших шести месяцев, отмечают общий экономический климат, погашение долгов, доступ к финансированию и инвестициям и устойчивость покупательской способности потребителей.

Если по итогам второго квартала 62,5% респондентов отмечали рост конкуренции в своих отраслях, то по итогам третьего квартала таких только 40%. Еще 40% опрошенных говорят о том, что уровень конкуренции в отрасли остался на прежнем уровне. При этом роста конкуренции в отрасли в ближайшие 12 месяцев ждут 40% бизнес-лидеров, в то время как во втором квартале их было только 12,5%. А снижения конкуренции вместо прежних 50% ждут теперь только 20% опрошенных. Среди наиболее важных конкурентных факторов, влияющих на бизнес, респонденты отмечают в первую очередь ценовое давление, привлечение и удержание высококвалифицированных сотрудников и появление новых конкурентов.

Заметно изменились прогнозы уровня слияний и поглощений (M&A) в стране в течение следующих шести месяцев. Во втором квартале роста уровня M&A ждали 62,5% респондентов, по итогам третьего квартала роста ждут 90%.

50% опрошенных говорят о том, что инвестиции их организаций будут расти. В частности, 70% опрошенных планируют увеличить инвестиции в IT (по итогам второго квартала – 37,5%). В отношении инвестиций в «Исследование и развитие» половина респондентов намерены оставить их на прежнем уровне, 30% прогнозируют их увеличение.

90% бизнес-лидеров планируют реорганизацию или улучшение организационной деятельности в ближайшие шесть месяцев и будут проводить подобные мероприятия своими силами. Остальные 10% намерены улучшить организацию бизнеса путем сертификации системы менеджмента качества.

Самыми важными источниками роста доходов своих компаний респонденты отметили в первую очередь повышение производительности, новые продукты и услуги и новые технологии. В меньшей мере уделяется внимание новым потребителям на существующих рынках. Еще сильнее отстают такие источники, как повышение цен и выход на новые рынки.

Среди основных причин возможного уменьшения численности сотрудников своих организаций респонденты отметили ликвидацию подразделения или филиала и сокращение штатов.

Поменялось мнение респондентов в отношении отраслей, вносящих наибольший вклад на благо всего общества. Если во втором квартале 25% опрошенных отмечали в качестве такой отрасли финансовые услуги, то по итогам третьего квартала таких только 6,8%. В лидерах списка стоят производство и здравоохранение. Следом идут сельское хозяйство, транспорт и энергетика.

Прежние проблемы МСБ

Индекс уверенности МСБ (SMECI – Small & Medium Enterprise Confidence Index) рассчитывается с целью измерения уверенности предпринимателей в окружающей бизнес-среде в краткосрочной перспективе. В исследовании участвуют предприниматели разных сфер деятельности и используется метод случайного отбора.

В опросе за третий квартал приняли участие 90 респондентов. Большинство из них являются владельцами бизнеса или первыми руководителями, с опытом работы в своей сфере более семи лет. Опрошенные компании в основном (83,9%) являются казахстанскими.

В целом можно констатировать повышение индекса уверенности МСБ в третьем квартале по сравнению со вторым. Проблемной областью остается доступ к внешнему финансированию. При этом улучшились оценки изменения заработной платы в ближайшие полгода.

Большинство респондентов отмечает заметное влияние, которое мировой экономический кризис оказывает на деловые решения и стратегию компании. Как и во втором квартале, в третьем около 45% рес-пондентов отметили затруднение доступа к внешнему финансированию бизнеса от банков и других источников. При этом если во втором квартале 74,4% респондентов отмечали неадекватность стоимости банковских услуг, в третьем доля таких ответов составила 61,7%. По-прежнему около половины опрошенных говорят, что имеют доступ к альтернативным источникам финансирования внешнего долга. Доля тех, кто не имеет доступа к таким источникам, упала с 55,7% во втором квартале до 48,3% в третьем.

Слабо изменилась ситуация в вопросах, касающихся взаимодействия с поставщиками. 31% респондентов отмечают заметное усиление частоты обращений поставщиков с просьбой об ускорении оплаты поставленных ими услуг и товаров. Около 20% опрошенных говорят, что количество таких обращений осталось на прежнем уровне.

Среди респондентов несколько выросла (с 24,9% до 29,6%) доля тех, кто за последние шесть месяцев стал заметно чаще обращаться к поставщикам с просьбой о предоставлении отсрочки по платежам за поставленные товары и услуги. 33,3% предпринимателей говорят, что количество обращений осталось на прежнем уровне.

59,5% опрошенных (вместо прежних 48%) отметили, что задержка платежей клиентами существенно влияет на их бизнес. Примерно 37% респондентов отмечают также заметное влияние на их бизнес дальнейшего ужесточения условий кредитования банками, как реакции на текущий кризис на финансовых рынках. Только 16,6% отмечают отсутствие влияния на них этого фактора.

Половина предпринимателей ожидает, что заработная плата в их компаниях в течение следующих шести месяцев не изменится. 28% ждут снижения, а повышения ожидают 20,6%.

60,9% респондентов отметили, что падение цен на недвижимость никак не влияет на их бизнес, примерно 23% отметили позитивное влияние, и только 14,6% опрошенных говорят о негативном влиянии падения цен на недвижимость. Совершенно иная картина с влиянием на бизнес девальвации тенге. Абсолютное большинство респондентов оценивают его как негативное.

80,4% предпринимателей сообщили, что в ближайшие шесть месяцев намерены реорганизовать или улучшить организационную деятельность в бизнесе, и делать это будут собственными силами. 4,5% намерены заняться этим процессом, привлекая внешних бизнес-консультантов. Не планируют реорганизации лишь 12,6% респондентов.

Потребители готовятся покупать

Индекс уверенности потребителя (CoCI – Consumer Confidence Index) проводится с целью мониторинга настроений на потребительском рынке. В этом исследовании участвуют рядовые граждане, при этом используется метод случайного отбора. В опросе за третий квартал приняли участие 195 респондентов разных возрастов. Большая часть опрошенных относилась к категории высококвалифицированных специалистов (аналитиков), первых руководителей, руководителей департаментов, но здесь присутствовали и такие категории, как самозанятые, независимые консультанты, преподаватели и пр.

Опрос показал, что покупательская способность большинства граждан снизилась за последние шесть месяцев либо осталась неизменной. При этом значительная часть опрошенных (36,9%) ожидает, что их личная покупательская способность не изменится в ближайшие полгода. Более 36% респондентов рассчитывают на ее повышение, в то время как снижения ожидают примерно 16% горожан.

Около 36% опрошенных считают, что общая экономическая ситуация в стране за последние три месяца ухудшилась, в то же время немного меньше (30,6%) рес-пондентов, напротив, отмечают улучшение экономической ситуации. Примерно столько же (31,7%) горожан считают, что ничего не изменилось в ту или иную сторону. Похожим образом распределились ответы респондентов, когда их попросили предположить, как изменится экономическая ситуация в следующие три месяца. Большинство опрошенных (34,5%) уверено, что ситуация останется на прежнем уровне. 41% респондентов ожидают, что не изменится ситуация и с уровнем занятости. Снижение уровня занятости в той или иной степени ожидают 33,3% респондентов. Соответственно, меньшинство придерживается оптимистичных оценок на этот счет.

Определенный оптимизм вселяют ответы респондентов относительно их уровня затрат на покупку среднесрочных потребительских товаров (таких как одежда, обувь, предметы кухонного обихода и т.д.) в течение следующих трех месяцев по сравнению с тремя месяцами назад. Лишь около 20% опрошенных ожидают, что их траты уменьшатся.

Что касается товаров долгосрочного пользования (телевизор, холодильник, мебель), то более 50% респондентов характеризуют текущее время как не самое лучшее, но и не самое худшее для подобных покупок. 26,5% респондентов считают, что сейчас неподходящее время, чтобы обзаводиться подобными вещами. Хотя значительная часть горожан, судя по их ответам, вероятно, приобретет товары долгосрочного пользования в ближайшие полгода.

Хуже обстоит дело с покупкой автомобилей в ближайшие шесть месяцев. Абсолютное большинство респондентов оценивают вероятность такой покупки как низкую. Также основная доля горожан в ближайшие полгода едва ли приобретет или построит жилье.

Но 63,5% опрошенных, возможно, потратятся на улучшение жилья, например понесут затраты на отопительную систему, покраску, ремонт кухни или ванной и т.п. В том числе 29,5% отметили, что это очень вероятно.

Опрос показал, что большинство горожан едва ли в ближайшие три месяца обратятся за займом для финансирования своих потребительских расходов. Стоит отметить, что 34,8% респондентов считают, что сейчас не самое лучшее время для накопления сбережений. 33,1% опрошенных находят текущее время в некоторой степени подходящим для сбережений. Более 61% граждан отметили вероятность того, что в течение следующего полугодия будут делать накопления, а 28,4% респондентов считают создание сбережений для них маловероятным.

Как показали результаты исследования, 49,4% горожан ожидают, что рыночные цены в следующие 12 месяцев будут расти прежними темпами, а 23,2% ждут, что темпы роста цен замедлятся. Лишь 15,9% опрошенных прогнозируют ускорение роста цен.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом