Торговля без привилегий

С появлением Таможенного союза казахстанским производителям придется учиться работать в конкурентной среде – лоббирование интересов заметно осложнится

Торговля без привилегий

Следование политике открытости экономики на словах в Казахстане соседствует с установлением защитных барьеров на пути отдельных товаров из-за рубежа (как, впрочем, и во многих других странах). При этом у казахстанской тарифной политики есть свои особенности: зачастую высокие ввозные пошлины устанавливаются в интересах отдельных групп или даже лиц, а не целой отрасли или населения. И неважно, что удорожание импортных автомобилей, например, ударит по кошельку потребителей, но вряд ли стимулирует развитие отечественного автопрома. Здесь можно вспомнить и введение защитных пошлин на сахар-сырец: в Казахстане не стало больше заводов по переработке сахарной свеклы, да и производство самой свеклы тоже не выросло. Одним словом, манипулирование пошлинами не увеличивает числа конкурентоспособных предприятий, но почти всегда сопровождается скандалами. Вероятно, скоро их станет еще больше – после того, как заработает Таможенный союз с Россией и Беларусью.

Это сладкое слово «пошлина»

Последний из громких скандалов в сфере защиты отечественного производителя был связан с кондитеркой. C 8 июня по 20 сентября в Казахстане действовали защитные пошлины на импорт некоторых видов кондитерских изделий в размере 28% от таможенной стоимости. Таким образом, власти пытались ограничить импорт, прежде всего из России и Украины. Как только эти пошлины перестали действовать, в бизнес-сообществе разгорелись активные дебаты относительно того, нужно ли вводить их повторно.

Сторонники пошлин отмечают, что последние четыре года казахстанская кондитерская индустрия демонстрирует устойчивый спад: с 2005-го доля отечественной продукции на рынке сократилась с 54,62% до 49,91%. За это время зарубежным кондитерам ушло 115 млрд тенге. По основным семи категориям кондитерских изделий (по ним производители как раз и просят защитных пошлин) импорт за те же четыре года вырос в три раза – с 5 млрд до 15 млрд тенге. Наши кондитерские предприятия (входящие в отраслевую ассоциацию) работают с загрузкой 55%. Как рассказал «Эксперту Казахстан» вице-президент Ассоциации кондитеров Казахстана Алихан Талгатбек, рентабельность по производству данной продукции снизилась с 2,8% в 2005 году до 0,1% в 2008-м, под угрозой увольнения находятся тысячи сотрудников кондитерских фабрик.

«Для восстановления отрасли необходимы инвестиции на модернизацию старого и приобретение нового оборудования, а это требует многолетней работы. Поэтому мы выступаем за ввод защитных мер как минимум на четыре года и не меньше» – говорит г-н Талгатбек. А директор ТОО «ИнтерФудТрейд» Тимур Садыков напомнил, что Украина и Россия сами вводили долгосрочные пошлины на импорт сладостей. «Сегодня рынки этих стран целиком контролируются отечественными производителями и доля присутствующих на них импортных сладостей незначительна», – резюмирует он.

Дорогой протекционизм

Но не все казахстанские производители поддерживают сторонников пошлин. Форум предпринимателей Казахстана (ФПК) совместно с Алматинской ассоциацией предпринимателей (ААП) выступили против временных защитных мер по кондитерским изделиям. Представители бизнес-ассоциаций привели в пример введение защитных пошлин в начале 2005 года. Тогда, по их данным, цели достичь не удалось: цена на кондитерские изделия не упала, не расширилось производство, не увеличилось количество рабочих мест. За 2006–2007 годы цены на сладости выросли на 25%. Вместе с ростом цен уменьшается ассортимент продукции. Кроме того, падение доли отечественной продукции на рынке с 2005 года еще раз доказывает, что казахстанские производители неэффективно использовали меры господдержки, принятые в 2005-м.

По словам исполнительного директора Форума предпринимателей Мунавары Палташевой, ФПК последние пять лет предлагает закреплять таможенные пошлины законом. Сейчас же они утверждаются постановлением правительства, что, по ее словам, позволяет влиять на этот процесс лоббистам.

«Что сейчас у нас творится с сахаром! Всем – импорт с пошлинами, и только отдельным компаниям разрешено ввозить сахар по нулевой ставке… Вместо того, чтобы наращивать производство сахарной свеклы, строить заводы по ее переработке, эти компании просто производят сахар на основе тростникового сахара-сырца и имеют хорошую рентабельность. В итоге мы едим дорогой за счет пошлин сахар. И конфеты могут стать роскошью. Некоторые производители хотят не завоевать рынок в конкурентной борьбе, а получить его п-росто так», – -говорит г-жа Палташева.

Предприниматели отмечают, что введение пошлин автоматически приведет к росту теневого оборота. Продукция пойдет контрабандой. В итоге, по их мнению, минусов в защитных мерах больше, чем плюсов.

Автодилеры против производителей

Не менее жаркие споры идут вокруг авторынка. В феврале Владимир Школьник, -тогда глава Министерства индустрии и торговли РК (МИТ), предложил повысить таможенные пошлины на импортные автомобили с нынешних 10% до уровня российских, то есть до 30%. По его мнению, это защитило бы наш рынок от ввоза устаревших машин, увеличило поступления в республиканский бюджет, а также стимулировало развитие собственного автопрома. Наш единственный автопроизводитель легковых машин «Азия Авто» поддержал эту инициативу. В компании считают, что это создаст минимально необходимые условия для развития отечественного автомобилестроения.

Зато против нововведения выступили автодилеры. Так, в Allur Avto заявили, что рост пошлин приведет к скачку цен, падению продаж и сокращению штатов сотрудников в компаниях дистрибьюторов.

Возник вопрос: стоит ли ухудшать положение дистрибьюторов, чтобы помочь производителю? В 2008 году «Азия Авто» выпустило 3271 автомобиль. При этом в РК в прошлом году было импортировано официальными и серыми дилерами порядка 157 тыс. автомашин.

«Если власти Казахстана примут решение повысить таможенные пошлины на импортируемые автомобили с 10 до 30%, и без того небольшой и переживающий тяжелейший спад авторынок республики прекратит свое развитие», – отмечается в сообщении КМК «Астана Моторс». При этом, по мнению автодилеров, «казахстанские потребители, уровень платежеспособности которых в последнее время крайне низок, де-факто будут лишены законного права на выбор автомобиля».

Патриот года

Еще одна сторона казахстанского протекционизма – попытки заставить бизнес пользоваться отечественными товарами и услугами.

В конце сентября членами правительства была одобрена концепция дальнейшего развития казахстанского содержания (КС). Предполагается, что результатом реализации пятилетней концепции станет увеличение к 2014 году удельного веса КС по работам и услугам до 90%, по товарам – до 50%. Уже внедрен новый сертификат «СТ-KZ», который выдается отечественным товаропроизводителям и дает право на преференции при определенном уровне использования в производстве казахстанских товаров и услуг.

Некоторые компании сами озаботились вопросами казахстанского содержания. В частности, ЛУКОЙЛ взялся за реализацию специальной программы, предусматривающей подготовку и переподготовку национальных кадров, и создание новых казахстанских предприятий по производству товаров и услуг для «нефтянки». Правда, в других компаниях неофициально жалуются на то, что существенно повысить долю КС сложно – в нашей стране попросту не производятся многие виды необходимой продукции и нет специалистов требуемой квалификации.

Если на компании можно попытаться надавить, чтобы они покупали казахстанское, то пропаганда отечественных товаров среди населения строится иначе. В начале ноября этого года в пяти городах Казахстана – Астане, Алматы, Шымкенте, Караганде и Атырау стартовала акция «Покупай казахстанское!». Как заявили организаторы: «Основная идея акции заключается в развитии и укреплении патриотической составляющей мотивации покупателей». Тем, кто приобретет в ходе разовой покупки товары казахстанских производителей на сумму более 2,5 тыс. тенге, будет предоставляться 15-процентная скидка.

В чью пользу единство

Интерес правительства к продвижению отечественной продукции понятен. Его подстегивает форсированное создание единого таможенного пространства -Беларуси, Казахстана и России. С введением в действие единого таможенного тарифа (ЕТТ) в рамках Таможенного союза властям Казахстана придется довольствоваться акциями в поддержку отечественных товаров и продвижением казахстанского содержания. Менять в одностороннем порядке пошлины не получится.

Единый таможенный тариф приближен к российским тарифам. А там есть что защищать. Тот же автопром (вопрос, нужен ли вообще такой автопром, оставим россиянам). По уровню развития обрабатывающей промышленности она является бесспорным лидером среди таможенной «тройки». Экономика Казахстана преимущественно сырьевая, готовую продукцию нам приходится в основном ввозить. Исключение составляет, пожалуй, небольшой перечень продуктов питания – та же кондитерка, молочные продукты, колбасы. Да и те производятся с использованием импортного сырья. Поэтому у нашей республики основная задача таможенно-тарифной политики – соблюдение баланса интересов производителей и потребителей.

Россия является нашим основным торговым партнером. Правда, доля экспорта в Россию за январь-июль 2009 года составила лишь 8,6% от общего объема казахстанского экспорта, а вот на импорт российской продукции в Казахстан приходится более 30%. Среди стран-импортеров в РК Россия стоит на первом месте. Не последнюю роль в этом играет свободная (беспошлинная) торговля в рамках Евразийского экономического сообщества. И с введением ЕТТ поток российских товаров в Казахстан может вырасти. Цель таможенного союза – установить единые правила игры в торговле с третьими странами, не входящими в ТС. То есть это протекционизм чистой воды на межгосударственном уровне. Но не все предприниматели Казахстана ему рады.

«Россия, защищая своего производителя, вводит пошлины, мы будем вынуждены покупать дорогое оборудование или ввозить российское… Аналогично и с сырьем – если у них есть дерево, значит, в России будет закрыт его ввоз через пошлины. А у нас его нет, как и бумаги. Получается, что мы должны будем тоже вводить пошлины на эту продукцию и покупать в третьих странах дорогую бумагу, либо у России беспошлинно. Но она-то защищает свой рынок. А мы что?», – задается г-жа Палташева риторическим вопросом.

Беларуси и Казахстану придется повысить таможенные пошлины на импорт из третьих стран адекватно российским. Это негативно отразится на потребительском рынке, поскольку ввозимые из этих стран товары автоматически подорожают. 

Чтобы не нанести ущерба своим производителям, Казахстан планирует присоединиться по ряду товаров к уровню ставок ЕТТ поэтапно. В список таких товаров входят, в частности, сырье для пищевой и химической промышленности, бумага и картон, фармпрепараты и медицинское оборудование. Ввоз же технологического оборудования, станков и других средств производства из третьих стран для реализации инвестпроектов будет подпадать под режим целевого импорта в рамках закона «Об инвестициях». То есть для ряда инвестпроектов (критерии их отбора пока неясны) оборудование будет ввозиться по прежним ставкам.

В отличие от Казахстана в России есть крупные производства, которые она будет защищать. Единый таможенный тариф, подстроенный под россиян, будет, по-видимому, защищать и наших, пока формирующихся производителей. Но и от российских компаний уже обороняться не удастся. Кто-то из наших производителей, наверное, выживет в конкурентной борьбе. Вопрос – многие ли?

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?