Казахстан-Сортировочный

Минтруда предлагает изменить подход к миграционной политике. Положительный эффект от дифференциации миграционных потоков может быть сведен на нет ужесточением ответственности за нарушение законодательства

Казахстан-Сортировочный

29 октября на международном семинаре по вопросам миграции в Астане ответственный секретарь Минтруда Тамара Дуйсенова презентовала новую концепцию проекта нового закона «О миграции населения».

Ведомство предлагает дифференцировать трудовых мигрантов в зависимости от их квалификации на иностранных работников, сезонных иностранных работников и бизнес-эмигрантов. К первым должны относиться высококвалифицированные специалисты из числа лиц с исключительными особыми способностями в науке, искусстве, образовании, бизнесе и спорте, представители с высокой степенью квалификации, включая специалистов, имеющих ученую степень. Бизнес-эмигранты – это лица, которые занимаются инновационной и предпринимательской деятельностью. Специалисты с низкой квалификацией отнесены к категории сезонных иностранных работников.

Кроме того, изменится порядок присвоения статуса «оралман» (казах-репатриант), сумма госпомощи будет зависеть от выбранного оралманом региона постоянного проживания, а также внедрен механизм возмещения средств в случае невыполнения оралманом условий при включении в квоту иммиграции.

Предлагается ввести единый учет миграционных и единую базу данных на мигрантов.

Новшества призваны сделать миграционные потоки прозрачными. Но предусмотренное в проекте закона ужесточение ответственности работодателей и трудящихся-мигрантов может дать обратный эффект: неуправляемый рост нелегальной миграции, с чем РК и сталкивается в последние годы.

С чем едят квоту

Участники рынка труда считают планы Минтруда по дифференциации трудовых потоков своевременными. По данным министерства, в докризисное время в РК ежегодно привлекалось от 25 тыс. в 2005 году до 59 тыс. в 2007 году иностранных специалистов более чем из 100 стран мира.

Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований Гульнур Рахматулина считает, что необходимо акцентировать внимание на высококвалифицированных специалистах. И процесс вроде бы уже пошел. По данным вице-министра труда Биржана Нурымбетова, из общего объема привлекаемой рабочей силы в 2009 году 30% составляют низкоквалифицированные рабочие, а 70% – высококвалифицированные кадры. «Будем надеяться, что сохранение данной тенденции станет определенным вкладом в решение задачи модернизации экономики», – считает г-жа Рахматулина.

Эксперты также приветствуют предложение Минтруда вывести из квоты бизнес-эмигрантов. По словам исполнительного директора Конфедерации работодателей РК Наджата Кадырова, министерство адекватно подошло к вопросу квотирования. «Квотировать создание бизнеса иностранцами нелогично. Если эмигранты открывают бизнес, то их надо поддерживать обеими руками, а не ограничивать квотами», – подчеркивает он.

По мнению национального эксперта по вопросам миграции Вадима Ни, дифференцированный подход к мигрантам оптимален. Но при этом «он должен предполагать существенно различающиеся подходы к регулированию их потоков в зависимости от секторов занятости, квалификации привлекаемой рабочей силы, в некоторых случаях – стран, из которых они прибывают. Пока из проекта Закона о миграции не совсем ясно, что будет достигнуто в результате предполагаемой дифференциации. Должны быть дифференцированные схемы привлечения и применяться дифференцированные правила, регламентирующие трудоустройство мигрантов. В настоящее время у нас по законодательству четыре категории трудовых мигрантов (первые руководители, специалисты, квалифицированные рабочие, сезонные сельскохозяйственные работники). Однако правила, по которым определяются квоты и выдаются разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, единые. Это в корне неверно», – сетует эксперт.

С момента принятия правил привлечения иностранной рабочей силы в 2001 году они лишь ужесточались. Дифференциация сработает, если одновременно изменить правила привлечения приезжих. «Пока же сформировалась жесткая схема регулирования трудовой миграции, которая не подходит в результате никому: ни государству, ни работодателям», – заявляет г-н Ни.

Минтруда предлагает вывести из схемы квотирования работников, привлекаемых финансовым центром Алматы (РФЦА), а также иностранных работников, привлекаемых в порядке внутрикорпоративного перемещения. Г-н Кадыров считает внутрикорпоративные перемещения обычным бизнес-процессом. «Его нецелесообразно квотировать», – полагает он. По мнению г-на Ни, если идти по пути нынешнего жесткого подхода к регламентации трудовой миграции, то таких индивидуальных исключений из правил будет со временем все больше и больше. «Ситуация с РФЦА не носит исключительного характера. Есть целые сектора и большое количество организаций и предприятий, остро нуждающихся в иностранных специалистах и работниках. Если РФЦА не может привлекать иностранных работников в рамках общей официальной схемы, то что говорить о других более мелких организациях с гораздо меньшими возможностями», – считает эксперт.

Оралманов – по ранжиру

Начиная с 1993 года, переселение этнических мигрантов регулируется установлением квоты иммиграции. В последние годы, с 2005 по 2008 год она составляла 15 тыс. семей в год. С 2009-го согласно поручению казахстанского президента, квота увеличена до 20 тыс. семей в год. С 1991 по 2008 год в РК по квоте переехало 700 тыс. человек.

Чтобы стимулировать процесс, Минтруда предлагает облегчить порядок предоставления статуса оралмана. Согласно старой схеме получить статус можно было по факту въезда на территорию РК. По новой схеме желающий сможет получить статус оралмана в загранучреждениях РК по месту постоянного проживания.

Законопроект включает оралманов в миграционные потоки. Но эксперты считают их отдельной категорией мигрантов – скорее репатриантами. «Современные подходы к регулированию прав человека, поддержанные международными конвенциями и Конституцией РК, не позволяют вводить дискриминационный режим по национальному признаку и признаку происхождения в отношении получения доступа на рынок труда и трудоустройства. Да и не соответствует такой подход законам, по которым работает рынок. Поддержка соотечественникам осуществляется и должна осуществляться как категории иммигрантов, возвращающихся на историческую родину, где они получают поддержку для приезда и обустройства. Репатриация – это отдельный вид миграции, когда должно поддерживаться стремление бывших соотечественников вернуться и жить на исторической родине», – считает г-н Ни.

Минтруда предусмотрел также механизм возврата средств оралманами, если они не выполнили условий миграционных управлений. «Схема возврата денег давно напрашивалась. Теперь мы должны понять, какой в реальности будет схема и как она будет работать», – задается вопросами г-н Кадыров.

Что будет завтра

Ключевой проблемой миграционной политики сегодня является совершенствование информационной системы управления миграционными потоками. Министерство предлагает создать единую систему учета миграционных потоков, единый банк данных учета въезда и выезда мигрантов. «Должна быть единая база, включающая полный объем информации о движении трудовых ресурсов. А также тесное взаимодействие между таможенными, пограничными ведомствами и региональными подразделениями Минтруда, обеспечивающее межведомственный обмен информацией», – считает г-жа Рахматулина.

Но другие участники рынка сомневаются в способности госорганов управлять миграционными процессами. «В нашей ситуации хорошо, если пятая часть трудовых мигрантов трудоустраивается по официальным каналам, то есть в соответствии с утвержденными квотами и на основе разрешений, выдаваемых работодателям. Поэтому нужно в первую очередь добиться управляемости потоков трудовой миграции, что может быть достигнуто с помощью работающих схем регулирования трудовой миграции и оказания поддержки трудовым мигрантам, использующим официальные каналы для трудоустройства. Кроме того, я не уверен, что бизнес-эмиграция из того же Кыргызстана на юге либо из России – на севере может регулироваться на основе квот», – сомневается г-н Ни.

Никто на рынке не спорит с тем, что единая система учета миграционных потоков необходима. Однако обязательным условием ее эффективной работы является степень управляемости потоками. «Система учета заработает, если будет покрывать хотя бы 50% реальных миграционных потоков. Иначе люди будут указывать посещения родственников, туризм, командировку в качестве официальной цели въезда, а на самом деле будут осуществлять нелегальную трудовую деятельность. У нас трудовая миграция носит преимущественно неуправляемый характер», – уверен г-н Ни.

Особую тревогу вызывают намерения Минтруда одновременно усилить карательные меры. В частности, трудящиеся-мигранты будут нести большую ответственность за незаконный въезд на территорию Казахстана, нарушения правил пребывания в РК и транзитного проезда. Работодатели будут строже отвечать за использование трудящихся-мигрантов, незаконно пребывающих в нашей стране. В перспективе Минтруда предлагает сократить сроки пребывания трудящихся-мигрантов, а также усилить работу по выдворению незаконных мигрантов. Правда, в проекте пока четко не прописаны нормы усиленной ответственности.

Ужесточение карательных мер может дать обратный эффект: трудящиеся-мигранты предпочтут нелегальное положение, а работодатели не будут заинтересованы в легализации иностранных работников.

В данной связи примечательна статистика, которую в интервью радио «Азаттык» озвучил пресс-секретарь МВД РК Багдат Кожахметов: «В 2008 году в страну прибыло более одного миллиона трудовых мигрантов, вдвое меньше, чем в 2007 году. Но в то же время миграционное законодательство нарушалось чаще. В результате к административной ответственности привлечено свыше 1,8 тысячи работодателей за незаконное использование и привлечение иностранных рабочих и порядка 136 тысяч иностранцев, из них 17 тысяч выдворены из Казахстана».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики