Бег коленками назад

Планируемая модернизация нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) не решит проблем комплексной переработки сырья и ликвидации дефицита горюче-смазочных материалов (ГСМ)

Бег коленками назад

В конце октября на заседании парламентской фракции «Нур Отан» обсуждался вопрос развития нефтеперерабатывающих мощностей. Премьер Карим Масимов, признав проблемы с существующими НПЗ и рассмотрев альтернативы – строительство нового завода и реконструкцию существующих НПЗ, предложил остановиться на последнем варианте. По его словам, строительство нового завода обойдется в шесть миллиардов долларов, а реконструкция существующих – в 3,5 млрд долларов. При этом на реконструкцию планируется привлечь кредит из КНР.

Мнение главы правительства поддержал министр энергетики и минеральных ресурсов РК Сауат Мынбаев, назвавший строительство четвертого нефтеперерабатывающего завода в Казахстане нерезонным: мощности существующих производств после реконструкции позволят «закрыть существующие потребности дефицита ГСМ на внутреннем рынке». Даже если мощности наших устаревших НПЗ будут реконструированы, их не удастся загрузить полностью при существующей схеме давальческих поставок сырья.

Цена вопроса

Озвученная премьером стоимость строительства нового завода вызывает большие сомнения. Ранее неоднократно заявлялось о менее затратных вариантах (см. «Хроника намерений»). Точно сказать, какой мощности переработки соответствует заявленная стоимость потенциального завода, невозможно – поскольку о ней казахстанские власти ничего не говорили. Но если речь идет об НПЗ, сопоставимым с существующими (три наших завода перерабатывают около 12 млн тонн нефти в год), а не о каком-то суперпроекте, то шесть миллиардов – это непомерно много.

Сошлемся на мировой опыт. Стоимость завода мощностью 8–10 млн тонн в год, который планируется построить в Турции для Petkim Holding, оценивается в четыре миллиарда долларов.

Компания «Роснефть» в конечной точке нефтепровода ВСТО – на тихоокеанском побережье (в трех-четырех километрах от бухты Козьмино) намерена приступить к строительству Приморского НПЗ. Предполагается, что завод мощностью 20 млн тонн в год при глубине переработки нефти не ниже 95% будет производить около 17 видов продукции. По оценкам компании, его стоимость составит пять-семь миллиардов долларов. Срок сдачи завода в эксплуатацию – 2012 год. На этот же год запланирован запуск НПЗ в китайском порту Тяньцзинь. Реализовывать проект будут «Роснефть» и китайская компания CNPC. Стоимость завода мощностью 15 млн тонн в год оценивается в три миллиарда долларов. Как видим, строительство нового завода вполне может обойтись в сумму вдвое меньшую, чем названная Каримом Масимовым.

Проблема загрузки

Постановлением правительства от 14 мая 2009 года утвержден «Комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов Республики Казахстан на 2009 – 2015 годы». Эта программа модернизации отечественных НПЗ призвана повысить эффективность работы заводов республики, улучшить качество выпускаемого ими продукта и решить вопрос обеспечения горючим внутреннего рынка. Однако она не только не решает всего комплекса проблем нефтепереработки, но даже загрузки заводов.

Как известно, недозагруженность производственных мощностей и использование импортного сырья заметно влияет на формирование внутренних цен на нефтепродукты. Эта проблема в комплексном плане развития не решается, значит, и после модернизации заводы, как и сегодня, будут работать на давальческом сырье, а их мощности оставаться недозагруженными.

Поставка нефти на заводы является сегодня для добывающих компаний тягостной повинностью, поскольку выгоднее продавать ее за рубеж. Правительство считает, что ничего страшного в этом нет, и оно всегда может увеличить «разнарядку». Однако сложившаяся этой осенью ситуация говорит об обратном, и реализация программы модернизации отечественных НПЗ вряд ли ее кардинально изменит.

Парадокс, но для правительства дефицит топлива гораздо предпочтительнее, чем его избыток. Дефицит можно перекрывать запретами на вывоз, импортом, но, главное, на нем можно зарабатывать. А избыток бензина заставит искать рынки сбыта или сокращать объемы производства, а это новая головная боль для чиновников. Поэтому можно прогнозировать, что в ближайшие годы доля импортного бензина будет лишь возрастать. Подтверждением этому служит принятое «в целях снижения дефицита на высокооктановые нефтепродукты на внутреннем рынке» Агентством по регулированию естественных монополий (АРЕМ) решение «о повышении цен на высокооктановый бензин субъектов-доминантов на 12%». Правда, оговаривается, что эта мера временная. Но заемное финансирование, за счет которого будет осуществляться модернизация НПЗ, ухудшит экономические показатели проектов и увеличит сроки возврата инвестиций, что отнюдь не способствует снижению стоимости топлива, выпускаемого нашими переработчиками.

Тактика вместо стратегии

Нефтехимия продолжает оставаться у властей крайне нелюбимой падчерицей. Практически все разработанные до сих пор правительством программы остаются на уровне намерений: в реальности за 18 лет ничего не построено, но закрылись почти все производства нефтехимического профиля (Темиртауский завод синтетического каучука, Кустанайский завод химволокна, Актауский завод пластмасс, Атырауский АО «Полипропилен») советского времени.

НК «КазМунайГаз» стала владельцем двух нефтеперерабатывающих заводов (Павлодарского и Атырауского) и совладельцем третьего (Шымкентского – контролирует его вместе с китайской CNPC), но установление государственного контроля над всеми НПЗ, как оказалось, ситуацию только усугубило: мы получили жесточайший дефицит и рост цен на топливо. Правительство подменило задачу строительства производства по комплексной переработке сырья преодолением дефицита ГСМ, который, по мнению многих экспертов, носит искусственный характер. Полагать, что на этом фоне реконструкция что-то изменит, не приходится. Это все равно что бежать коленками назад. Сколько ни реконструируй старые заводы, они не смогут обеспечить современный уровень переработки даже в узкотопливном варианте. Об этом свидетельствуют результаты осуществленной в 2006 году реконструкции Атырауского НПЗ – хотя кредит на нее еще не погашен, уже планируется новая модернизация.

Стратегическому направлению развития экономики – нефтехимии – власти предпочитают тактическое – топливный цикл нефтепереработки.

Если мы хотим обеспечить устойчивое развитие отрасли в долгосрочном периоде, то необходимо начать реальное создание современных нефтехимических производств. С учетом наполеоновских планов освоения шельфа Каспия следует озаботиться не столько евростандартами для бензина и солярки (это хоть и не решенные, но все-таки задачи вчерашнего дня), сколько комплексом полноценной переработки нефти на современном нефтехимическом заводе (к примеру, до сих пор у нас не производятся моторные масла). Глубокая переработка нефти даст стране куда больше, чем многие из самых прорывных проектов – вроде производства биотоплива или поликристаллического кремния для солнечных батарей. Причем производство должно быть ориентировано в первую очередь на насыщение внутреннего рынка, а не на экспорт, как это делается сегодня.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?