Снова — роскошь

На рынке автомобильного ретейла произошло серьезное падение. Обдумывая дальнейшую стратегию развития, автодилеры рассматривают возможность создания в республике новых производственных мощностей

Снова — роскошь

Длинные списки клиентов, ожидающих прибытия заказанных машин, ажиотаж среди посетителей и большие очереди – сейчас 2007 год кажется официальным автодилерам счастливым сном. В этом году в автосалонах царит мертвая тишина. Экономический кризис, падение покупательской способности, сокращение потребительского кредитования, девальвация тенге привели к тому, что новый автомобиль из средства передвижения опять начал превращаться в предмет роскоши. Падение рынка автомобильного ретейла за девять месяцев этого года составило 56% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Автодилеры терпят огромные убытки и вынуждены перестраивать схемы своей работы для того, чтобы выжить в столь непростых условиях.

Откат назад

Рынок автомобильного ретейла с 2004 года динамично рос, прибавляя в год по 40–50%. 2007 год был самым успешным – объем проданных машин увеличился на 73%. Кризис пришел в отрасль в 2008-м – по его итогам продажи впервые в истории отечественного авторетейла упали на 30%. Нынешний год лишь усугубил ситуацию. По данным компании Blue Star of Kazakhstan, за три квартала было продано 7867 автомобилей – в прошлом году за то же время дилеры реализовали 18177 машин. «В августе 2007 года мы продали 1200 автомобилей. Это для нас был рекорд. Люди по три месяца стояли в очереди, чтобы купить Toyota Land Cruiser, некоторые перепродавали эти очереди. Нам нужно было только договариваться о поставках из Японии. Наверное, это был некий расцвет развития компании “Астана Моторс”. Сегодня в месяц продаем 240–250 автомобилей», – с грустью отмечает президент «Астана Групп» Нурлан Смагулов, компания которого торгует BMW, Subaru, Hyundai, Toyota и Nissan.

Бренд Toyota остался лидером на рынке, даже притом что его продажи упали на 63% (средний по рынку показатель). Вместе с уменьшением числа проданных машин Toyota потеряла и часть рынка – ее доля снизилась с 30% в 2009 году до 25% в нынешнем. Самыми устойчивыми марками оказались Mitsubishi, продемонстрировавшая падение на 15% (достаточно неплохой показатель по нынешним временам) и UZ-Daewoo, показавшая спад на 48%. Им даже удалось увеличить свои доли на рынке – Mitsubishi с 9% в 2008 году до 18% в 2009-м, Uz-Daewoo – c 10% до 12% соответственно. У остальных показатели еще хуже.

По словам генерального директора официального дилера Mercedez-Benz компании Blue Star of Kazakhstan Кайрата Бейсебаева, продажи брендов премиального сегмента авторетейла упали меньше, чем показатели среднего ценового сегмента. В целом верхний ценовой сегмент (60 тыс. долларов и выше) даже показал рост на 3%. За девять месяцев этого года в этой рыночной нише было продано 437 против 424 авто за аналогичный период прошлого года. Продажи выросли у двух брендов – Mercedez-Benz (59%) и BMW (23%).

Дисконтные войны

Резкий спад на рынке не мог не отразиться на финансовых показателях компаний. Большинство автодилеров второй год подряд фиксируют убытки. «В прошлом году “Астана Моторс” получила убыток в размере 15 миллионов долларов, в этом году мы, наверное, спишем еще 20 миллионов», – рассказывает г-н Смагулов и добавляет, что «многие на рынке лукавят и говорят, что работают без убытков, а кто-то даже что-то зарабатывает, но в действительности это далеко от истины». Большой размер убытков связан в первую очередь с тем, что у многих дилеров образовались внушительные объемы складских запасов автомобилей, заказанных в 2007 году и впоследствии не проданных. «Содержание и обслуживание складских запасов и создали основной минус», – отмечают в компании «Астана Групп».

Ощутив падение потребительского спроса, автодилеры начали снижать цены на уже завезенные автомобили и предоставлять скидки. В начале этого года все компании в один голос утверждали, что впервые размер скидок доходит до 20–30%, а зачастую автомобили продаются ниже себестоимости. По словам президента «Астана Групп», эти два года компании ведут между собой дисконтные войны, продавая машины на 10–15 тыс. долларов дешевле, чем их покупали. Помимо этого, участники рынка начали проводить более разностороннюю и гибкую маркетинговую политику. «Большинство дистрибьюторов и дилеров пересмотрели стоимость автомобилей в сторону уменьшения и начали предоставлять клиентам подарки», – добавляет глава отдела маркетинга компании Allur Auto (дилер Mitsubishi, FIAT, Suzuki) Юлия Кронгард. Ей вторит менеджер по маркетингу Blue Star of Kazakhstan Арайлым Рахметбаева: «Мы активно используем сезонные и иные акции со скидками на услуги и запчасти, с бесплатной диагностикой автомобилей».

От автосалона к СТО

Пытаясь пережить кризис, компании начинают развивать такое направление своего бизнеса, как продажи запасных частей и услуги по обслуживанию и ремонту автомашин. В среднем доходы от продажи запчастей до кризиса составляли около 30% общих доходов, в настоящее время этот показатель возрос до 60%. «Основным стратегическим решением в этом году стала диверсификация бизнеса. Мы начали делать акцент на развитии дилерской сети по предоставлению сервисных услуг и продаже запасных частей на автомобили Mercedes-Benz на территории Казахстана», – сообщила г-жа Рахметбаева.

Этой стратегии придерживаются все официальные дилеры. Помимо этого, компании работают над повышением уровня обслуживания, снижением стоимости ремонтных услуг и сокращением расходов, что в первую очередь сказалось на численности персонала.

В то же время, по ощущениям некоторых игроков, рынок достиг дна. «Последние три месяца идет небольшое наращивание продаж. Мы, правда, дно уже несколько раз чувствовали. Но как тренд можем отметить, что положительная динамика есть. Тем не менее в «Астана Моторс» не склонны переоценивать этот факт. Потребительский спрос все еще не восстановился», – считает г-н Смагулов. Для оживления рынка компания планирует устроить презентацию новых автомобилей. В целом стратегия «Астана Моторс» направлена на сохранение лояльности клиентов. «Мы хотим отыграть все то, что потеряли за последние два года при восстановлении рынка. Мы видим рост неудовлетворенного спроса на рынке – автопарк стареет, и неудовлетворенный спрос растет. К тому же, как только восстановится доверие к банкам, начнется рост потребительского кредитования со стороны новых игроков, таких как HSBC и Сбербанк», – считает г-н Смагулов.

В Blue Star of Kazakhstan планируют расширить свое присутствие на рынке. «В ближайшем будущем хотим развить дилерскую сеть по реализации легковых и коммерческих автомобилей Mercedes-Benz c предоставлением полного спектра услуг по сервису и продаже запасных частей. Сейчас мы представлены нашей дилерской сетью в таких городах, как Алматы, Караганда, Шымкент, Костанай. В 2010 году планируем подписать еще несколько дилерских договоров», – рассказывает г-жа Рахметбаева. Об увеличении дилерской сети говорят и в компании Rycom-Kaz, эксклюзивном дистрибьюторе Mitsubishi Motors. Сейчас в республике действует 17 автосалонов, к 2011 году их число будет увеличено до 22.

Будущее в союзе

Несмотря на то что игроки ощущают дно и говорят о расширении своих сетей, прогнозы относительно следующего года пока нерадужные. В Blue Star of Kazakhstan полагают, что по итогам нынешнего года падение рынка составит 53%, а всего будет продано 11 тыс. авто. В 2010 году объем проданных автомобилей несколько возрастет и достигнет 15 тыс. единиц, что все еще меньше показателей 2008 года. Rycom-Kaz предлагает три сценария развития – по самому оптимистичному рынок сможет вырасти относительно 2008 года лишь в 2012-м с показателем 25 тыс. проданных машин, по самому негативному – рынок будет медленно восстанавливаться и в 2012-м достигнет уровня в 15 тыс. проданных авто.

Значительное влияние на развитие авторетейла в Казахстане окажет вступление республики в Таможенный союз. Положительный эффект для официальных автодилеров от присоединения к единому таможенному пространству – это исчезновение «серых» продавцов, нелегально импортирующих новые автомобили без уплаты таможенных пошлин. «Серые дилеры сейчас на грани исчезновения. Во-первых, в кризис им пришлось тяжелее, чем нам. У них запаса машин лет на шесть-семь при нынешних темпах продаж. Во-вторых, когда мы вступим в Таможенный союз – их не будет. Россия не допустит этого. Ведь через Казахстан все эти нелегально ввезенные машины хлынут на рынки России и Белоруссии», – считает г-н Смагулов.

С другой стороны, вступление в союз вызовет повышение таможенных пошлин с 10% до 30% и снижение потребительского спроса в краткосрочной перспективе. «С большими опасениями ждем возможного в 2010 году увеличения таможенных пошлин, что скажется на росте стоимости автомобиля для конечного потребителя до 20%», – поделилась мнением менеджер по маркетингу Blue Star of Kazakhstan. Глава отдела маркетинга Allur Auto считает, что присоединение к союзу не только повлияет на величину спроса, но и приведет к изменению в его структуре. «За счет вступления в Таможенный союз, введения запретительных пошлин на ввоз б/у автомобилей и повышения пошлин на ввоз новых авто доля продаж машин премиум-сегмента останется на том же уровне, а покупатели автомобилей среднего класса, скорее всего, перейдут на автомобили более дешевых сегментов или на автомобили местного производства», – уверена г-жа Кронгард.

Новое законодательство предоставляет производителям определенное количество преференций, что не могли не отметить для себя дилеры. Экономическая логика заставила многих игроков задуматься о создании собственного производства. «Мы запланировали два проекта по крупноузловой сборке в Казахстане. Думаем о том, чтобы с одним или двумя производителями наладить такую сборку, и уже начали вести переговоры. Я уверен, что наш уровень позволяет нам это сделать, а инвестиции будем искать у самих производителей. Мы надеемся, что получим у них и технологические линии, и оснастку. Не хочу называть производителей, но скажу, что это будут демократичные машины в рамках 15–20 тысяч долларов», – поделился будущими планами президент «Астана Групп». О возможности открытия собственного производства говорят и в Allur Auto, но более точной информации не сообщают. Сейчас над этой идеей размышляют многие автодилеры. Конкретных планов пока не сформулировано, но выживать как-то надо.

[inc pk='166' service='table']