Подрезали у самого финиша

Концерн General Motors сорвал многомесячные переговоры о продаже Opel и вышел из сделки с российским Сбербанком и канадской Magna. Американцы решили сохранить компанию консолидированной, сохранив свой европейский плацдарм для посткризисной экспансии

Подрезали у самого финиша

«Месяц за месяцем GM держал людей в заложниках своей бизнес-политики и в конце концов пошел на клятвопреступление», – премьер-министр федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия Юрген Рюттгерс не жалел выражений, говоря о своем отношении к продаже концерном GM своей европейской «дочки» Opel. «Если сейчас будет достигнута новая договоренность, то я хочу видеть ее в письменном виде!» – горячился премьер.

Федеральный канцлер Ангела Меркель была более сдержанна, но тоже не скрывала своего возмущения. «На протяжении месяцев GM даже близко не был в состоянии нести ответственность за судьбу своей дочерней компании», – сказала она. Возмущен был и премьер-министр России Владимир Путин. «Это именно урок, и мы должны будем учитывать такой стиль взаимоотношений с партнерами в будущем, – заявил он. – GM в явочном порядке поставил всех перед фактом, несмотря на достигнутые ранее договоренности, подписанные документы, в том числе юридического характера».

Переговоры ни о чем

Негодование российских и немецких политиков понять легко. На протяжении восьми месяцев американский автоконцерн GM вел переговоры с высшим руководством Германии, а также с потенциальными инвесторами, главным из которых был консорциум российского Сбербанка и канадского производителя запчастей Magna, о продаже компании Adam Opel. Эта стопроцентная «дочка» GM объединяет заводы Opel и Vauxhall (под такой маркой автомобили Opel производятся в Великобритании). Тяжелые переговоры, в ходе которых руководство GM неоднократно меняло свою позицию (в августе GM заявлял, что собирается оставить Opel в своей собственности, а кроме того, менял предпочтения в отношении инвесторов), завершились к началу сентября. За несколько дней до открытия международного автомобильного салона во Франкфурте и за три недели до парламентских выборов в Германии главный исполнительный директор GM Фритц Хендерсон подтвердил: GM продаст Adam Opel GmbH консорциуму Сбербанка и Magna. «После напряженной работы, пришедшейся на последние недели и заключавшейся в прояснении всех открытых вопросов, которые касались предложенного немецкой стороной пакета финансирования, GM и его управляющий совет приняли решение высказаться в пользу инвестора Magna/Сбербанк», – заявил Хендерсон 10 сентября.

По условиям сделки 55% доли компании Adam Opel GmbH должны были достаться Magna и Сбербанку, еще 35% оставались на руках у GM. Оставшиеся 10% следовало распределить между сотрудниками Opel. По итогам сделки на территории Германии не должно было быть ликвидировано ни одно из 25 тыс. рабочих мест, однако в других европейских подразделениях Adam Opel GmbH ожидалось сокращение 10–12 тыс. человек. В числе прочих должен был быть закрыт завод в бельгийском Антверпене. Сделка, готовившаяся при личном участии канцлера ФРГ Ангелы Меркель, получила полное одобрение немецкого правительства, кровно заинтересованного в сохранении рабочих мест в стране. Под продажу Opel власти ФРГ выделили кредит в размере 5 млрд евро, суммарная же стоимость продажи оценивалась примерно в 7 млрд евро: помимо кредита немецкого правительства еще около 700 млн евро консорциум должен был инвестировать из собственного капитала, и 1,5 млрд евро должен был составить взнос сотрудников Opel – они соглашались на сокращение своих зарплат в течение ближайших десяти лет именно на эту сумму.

Такой результат переговоров был представлен канцлером Меркель избирателям Германии за две недели до выборов. Именно поэтому 15 сентября председатель правления Сбербанка Герман Греф присутствовал на официальном открытии стенда Opel на автосалоне во Франкфурте и с гордостью рассказывал журналистам о том, как Сбербанк будет управлять новым активом. Теперь все договоренности оказались выброшенными в мусорный бак. Совет директоров GM, тянувший с утверждением договора продажи полтора месяца, внезапно отказался от всех своих прежних обязательств и решил Opel не продавать.

Хозяева слова

Решение взять свое слово назад совет директоров GM принял, как утверждает агентство Bloomberg, спонтанно. По информации агентства, последнее обсуждение судьбы Opel состоялось в Детройте 2 ноября. За ужином один из членов совета директоров, совладелец одной из крупнейших инвестиционных компаний США – TPG, владелец состояния в 3,3 млрд долларов Дэвид Бондермен высказался против продажи Opel. По его мнению, это принесет концерну слишком мало средств и лишит самой эффективной и перспективной дочерней компании – Opel слишком важен для контроля как над европейским рынком, так и для производства небольших автомобилей.

Наконец, продажа потенциально может нанести ущерб GM, поскольку обеспечит доступ к технологиям Opel посторонним компаниям. Бондермену удалось убедить других членов совета директоров – и уже на следующий день руководство GM заявило об отказе от сделки. По словам главы GM Фритца Хендерсона, решение совета директоров стало неожиданностью даже для него. Удивление Хендерсона разделили и другие топ-менеджеры концерна, причем некоторые сделали это в весьма резкой форме. «Такие политические метания едва ли можно как-то объяснить. Я думаю, что важные господа, которые приняли решение, сами не знают, что к чему», – заявил в четверг 5 ноября Карл-Петер Форстер, глава всего европейского подразделения GM, включающего в себя также компанию Saab. На следующий день после этого заявления GM официально сообщила, что Форстер больше не занимает пост главы GM Europe.

Между тем позиция Дэвида Бондермена понятна. Один из самых богатых американцев (в рейтинге Forbes его состояние стоит на 105-м месте среди состояний граждан США), а также совладелец авиакомпаний Continental и US Airways имеет давний зуб на немцев. В 2005 году его компания TPG произвела недружественное поглощение немецкого производителя сантехники Grohe, чем вызвала негодование немецких политиков. Лидер СДПГ и вице-канцлер ФРГ Франц Мюнтеферинг назвал тогда Бондермена и его менеджеров «финансовой саранчой». С легкой руки Мюнтеферинга такое прозвище финансовых инвесторов стало популярным, а Бондермен до сих пор негативно отзывается о немецких властях. Однако то, что сегодня, четыре года спустя, Бондермен заставил немцев проглотить горькую пилюлю, вряд ли вызвано исключительно его личной неприязнью к Германии. Бондермен – один из членов «президентского десанта» в директорские кресла GM. В июне президент США Барак Обама провел операцию по выкупу государством самого крупного должника в истории США: долги GM превышали активы на 90 млрд долларов. В ходе стремительного выкупа обанкротившегося GM власти США получили 60,8% долей концерна, вложив в него 57 млрд долларов. Для спасения GM Обама создал специальную команду менеджеров, которую возглавил инвестбанкир и один из главных спонсоров предвыборной кампании Обамы Стивен Раттнер, а одним из ее членов стал управляющий директор близкой к семье Бушей Carlyle Group Дэниел Акерсон. Именно эта команда сформировала новый совет директоров GM, и именно так в него попал Дэвид Бондермен. Таким образом, сделку по продаже Opel сорвал человек, приведенный в руководство GM самим президентом США, – а значит, объяснять его одной лишь личной неприязнью Бондермена к Германии по меньшей мере наивно.

Сказка о невмешательстве

Нельзя не отметить, в какой обстановке было принято решение сообщить канцлеру Меркель об изменении позиции GM. В день, когда совет директоров GM принял решение перечеркнуть планы немцев и русских, Меркель находилась с официальным визитом в Вашингтоне – визит в США традиционно является первой зарубежной поездкой немецкого канцлера после утверждения в должности. Меркель произнесла перед американскими законодателями зажигательную речь, в которой несколько раз поблагодарила Америку за поддержку, за доверие к послевоенным немцам и за партнерство с Германией. К этому моменту решение GM уже было принято, но Меркель никто об этом не сообщил. Канцлер узнала о случившемся вечером, ей сказали об этом буквально мимоходом. Американские аналитики отмечают, что унижение Меркель могло быть санкционировано на самом верху американской пирамиды власти.

«У немцев есть все основания обвинять в случившемся лично президента Обаму. Сказка о невмешательстве Белого дома в дела GM не становится правдивее от того, что ее повторят еще раз», – заявил в интервью немецкой Die Zeit аналитик Института Катона Даниэль Айкенсон. Причиной такого решения, скорее всего, стала уверенность американцев в том, что сохранение присутствия GM на европейском рынке куда важнее, чем бережное отношение к чувствам немецкого истеблишмента.

Спонтанно принятое советом директоров GM решение оставить Opel в структуре концерна нельзя назвать безосновательным. GM действительно нуждается в прочных позициях на европейском рынке – особенно если сделка по продаже Saab автомобильной компании Koenigsegg будет завершена и GM лишится всех своих активов на привлекательном европейском рынке. Кроме того, включающая в себя марки Opel и Vauxhall Adam Opel GmbH действительно является весьма ценным активом GM. Согласно анализу компании НАПИ, «доля Opel/Vauxhall в общем объеме продаж GM составила в 2008 году 18%, при этом данные марки показывали наиболее стабильную динамику продаж. В 2007–2008 годах глобальные продажи Opel снизились только на 10,9%, тогда как прочие марки в портфеле GM упали более чем на 20%, и лишь Daewoo и Chevrolet показали падение на 10 и 8,4% соответственно. По результатам первого полугодия 2009 года Opel также показала наименьшее падение среди всех прочих марок в портфеле GM, уступив лишь Holden (GM в Австралии) и Buick. Кроме того, доля General Motors на внутреннем рынке США стабильно снижается с 1990 года и к 2008 году сократилась с 35,15 до 21,93%. В Северной Америке продукцию Ford, GM, Chrysler в течение 18 лет постоянно теснили японские марки Toyota, Mitsubishi, Nissan, а также корейская Hyundai. Привлекательность внутреннего рынка для GM стала снижаться, значение зарубежных рынков – расти». В такой ситуации концерну GM, оздоровленному госвливаниями, было жизненно необходимо сохранить Opel – и весь вопрос упирался лишь в то, насколько изящно будет проведена операция выхода из сделки. Но именно изящества руководству GM и не хватило.

Фритц Хендерсон попробовал загасить эту бурю, прилетев в Германию со специальным визитом и даже дав примирительное интервью немецкому телевидению: «Мы сожалеем о том, что наше решение стало неожиданностью для Германии», – сказал он. Однако сдержанные извинения Хендерсона тонули в прокатившихся по стране демонстрациях возмущения. «We don’t need sex – our management fucks us every day!» («Нам не нужен секс – наш менеджмент трахает нас каждый день!») – с такими плакатами, для пущей ясности украшенными логотипом GM, работники немецкого Opel вышли на предупредительную забастовку уже спустя сутки после объявления о новых планах GM. Отказ GM от сделки ставит крест на надеждах немецких рабочих сохранить свои места.

Берлин

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности