Возвращение сверхдержав

Эффективность международных форумов сегодня определяется способностью к достижению консенсуса, а не к решению проблем

Возвращение сверхдержав

Еще сравнительно недавно термин «великие державы» никого не смущал и не раздражал. Считалось нормальным, что на саммитах лидеры этих держав делят сферы ответственности и устанавливают правила игры, в соответствии с которыми затем решают международные проблемы.

Сегодня, когда политкорректность и тотальный конформизм разъедают систему международных отношений, целью переговоров стал не прогресс в решении проблем, а поиск благозвучных эвфемизмов для застоя. Изобретение политически корректных формулировок, содержащих аллюзии на лозунги институтов ООН и при этом маскирующих отсутствие какого-либо содержания, стало основной работой секретариатов международных организаций.

Но суть международных отношений со времен Ялтинской конференции изменилась мало, и недавний саммит форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) в Сингапуре показал, что международное сообщество существует для того, чтобы помогать великим державам решать свои проблемы наиболее удобным способом.

Слишком большие, чтобы двигаться

Исторически АТЭС был попыткой Соединенных Штатов показать Европе, что мир может продвигаться к принятию общих правил торговли и без участия Старого Света. Первый же саммит АТЭС, прошедший в 1993 году в Сиэтле, помог завершить Уругвайский раунд переговоров, казавшийся нескончаемым из-за разногласий США и Европы.

Сегодня организация стала крупнейшим мировым экономическим форумом. В нее входит 21 страна Тихоокеанского региона — от России и Южной Кореи до Папуа—Новой Гвинеи и Чили. Совокупная экономика АТЭС дает около 60% мирового ВВП, около 50% оборота внешней торговли, более 40% объема иностранных инвестиций. Но главную роль в организации играют, безусловно, США, Япония и Китай — три крупнейшие экономики мира (если не считать Евросоюз единой экономикой. Если считать — он опередит их). Собственно, отношения между этими сверхдержавами и объединенной Европой и составляют повестку дня всех международных саммитов и конференций, как бы они ни назывались и в каком бы формате ни проходили.

Неудивительно, что пафос декларации, принятой по итогам саммита, проникнут осознанием АТЭС своей роли в мировом масштабе. Документ начинается словами: «Мы, лидеры стран АТЭС, собрались в Сингапуре, чтобы наметить контуры новой модели роста в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая отвечает потребностям глобальной экономики XXI века».

В совместном заявлении лидеров АТЭС заявлено о новой парадигме роста (которая, строго говоря, не содержит ничего нового и представляет собой сборную солянку из вечных ценностей Всемирной торговой организации, то есть либеральных, и Программы развития ООН, то есть общечеловеческих, с акцентом на права женщин, глобальное потепление и развитие энергосберегающих технологий).

Еще в документе заявлено, что модель экономической интеграции в XXI веке включает в себя либерализацию торговли на границе, структурные реформы и улучшение делового климата внутри границ и развитие мультимодальных торговых связей через границы.

Некоторые любят погорячее

Превалирование экономических интересов над всем остальным — причем интересов великих держав — наглядно сказалось в отношении участников саммита к Копенгагенской конференции, которая пройдет с 7 по 18 декабря. На ней будут рассматриваться проблемы глобального изменения климата. 16 ноября глава Европейской комиссии Жозе Мануель Баррозо заявил, что Евросоюз продолжает переговоры по достижению в Копенгагене «надлежащего, амбициозного и работающего соглашения, которое будет включать в себя реальные обязательства всех сторон и которое, в конечном счете, сделает возможным достижение обязательного для исполнения соглашения».

Предыдущие соглашения по климату, подписанные в Киото в декабре 1997 года, оказались безрезультатными. Проблема кроется в трех странах — США, Китае и, в меньшей степени, России. Америка и Китай — крупнейшие загрязнители воздуха. Экономики АТЭС в совокупности дают 60% всех парниковых газов, выбрасываемых в атмосферу. Киотский протокол ратифицирован многими европейскими странами. Евросоюз обязался снизить выбросы в атмосферу углекислого газа на 20% к 2020 году. Это обходится европейской экономике в 80 млрд долларов ежегодно.

А вот США не ратифицировали документ. Китай в соответствии с действующим протоколом считается слаборазвитым государством, поэтому жестких требований к нему не предъявляется. То же самое относится и к России.

Продление Киотского протокола многим кажется лишенным смысла, поскольку в его нынешнем формате он выглядит вопиющим анахронизмом. По мнению Еврокомиссии, соглашение в Копенгагене должно иметь как минимум две опоры: цифры, относящиеся к сокращению выбросов, и цифры, относящиеся к финансовым обязательствам.

Если администрации Обамы удастся протолкнуть закон о борьбе с изменением климата через сенат в первые месяцы 2010 года, до проведения промежуточных парламентских выборов, у Копенгагенского соглашения есть шансы. Если нет, то шансов на появление международного соглашения, в котором бы участвовали Соединенные Штаты, немного. Пока же накануне саммита Китай и США заявили о своей неготовности и нежелании подписывать в Копенгагене какие-либо обязательства, причем собрали в поддержку такого решения голоса еще 17 участников АТЭС.

Перемены на тихоокеанском фронте

Принеся в жертву экономике борьбу с глобальным потеплением, сингапурский саммит собственно в экономической части форума тоже к каким-то конкретным решениям не пришел. В итоговой декларации, авторы которой попытались объединить устойчивый рост с развитием внутрирегиональных связей, повторяются те же цели и задачи, что были поставлены 15 лет назад в Богоре (Индонезия), и декларируется верность принципам, провозглашенным 20 лет назад, в момент создания форума.

Вкратце Богорские цели — это создание в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) зоны свободной и открытой торговли и инвестиций (для развитых стран — к 2010 году, для всех прочих — к 2020-му). Поскольку в рамках общемировых процессов глобализации во всем мире барьеры для торговли и инвестиций до недавнего времени снижались, никаких специальных действий в АТР не требовалось. Достаточно было того, что приверженность Богорским целям подтверждалась на каждом новом форуме АТЭС. Кроме того, в 2004 году на саммите в Пусане (Южная Корея) была принята «Пусанская дорожная карта движения к Богорским целям». А в 2006-м в Ханое — «Ханойский план действий по реализации Пусанской дорожной карты к достижению Богорских целей».

Ожидалось, что в 2010 году будет объявлено, что торговля и инвестиции в АТР полностью свободны (по крайней мере, для развитых стран), причем как-то оформлять данную свободу на международном уровне не требуется, ведь форум АТЭС неформальный и объединяет он не государства, а экономики.

Что касается оценок текущей ситуации в региональной и мировой экономике, то они были позаимствованы из итоговых заявлений встреч «большой восьмерки» в Питтсбурге (подробнее см. «Ритуальные танцы на костях экономики», «Эксперт Казахстан» № 11 от 23 марта 2009 года).

Впрочем, одна перемена есть. Она скромна, но настолько необычна для форума, на котором дети разных народов собираются вместе в конце каждого года, чтобы сфотографироваться в национальных костюмах принимающей страны, что в Сингапурской декларации была выделена в отдельную, заключительную главу под названием «Укрепляя АТЭС». Суть укрепления в назначении первого в истории форума исполнительного директора секретариата АТЭС с фиксированным сроком мандата. Мухаммад Нур Якоб из Малайзии был назначен на этот пост сроком на три года.

Этот факт в декларации прокомментирован так: «Назначение первого исполнительного директора секретариата с определенным сроком мандата является первым важным шагом в укреплении роли АТЭС, оно усилит способности секретариата АТЭС и поможет ему удовлетворить растущие с каждым днем потребности всех экономических субъектов и других важных заинтересованных сторон».

Маленький штрих к укреплению форума — прежде 57-летний Мухаммад Нур Якоб был постоянным представителем Малайзии при ВТО. Эта реминисценция не только отсылает к истории форума, начинавшегося как проект поддержки Всемирной торговой организации, но и заставляет признать, что сегодня АТЭС занял свое собственное, очень важное место в системе международных отношений, призванной предоставлять правовое обеспечение и моральную поддержку интересам великих держав. Системе, направленной в первую очередь на достижение консенсуса, а не прогресса.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики