Было много, но по три

Туристический рынок не показал резкого падения. О доходах туроператоров этого не скажешь

Было много, но по три

Туристическая отрасль в Казахстане развивается однобоко. Казахстанцы предпочитают тратить деньги, отдыхая за рубежом, а не дома. Иностранцы к нам тоже особенно не стремятся.

В этом году наши органы статистики наконец-то стали давать показатели, близкие к оценкам участников рынка, и за это им большое спасибо. Ранее количество интуристов в точности совпадало с общим количеством посетивших страну иностранцев и измерялось миллионами человек. Это вызывало у экспертов здоровый смех. Более адекватные данные позволяют увидеть и более реалистичную картину — а она уже смеха не вызывает. По данным Агентства РК по статистике, в прошлом году на зарубежных курортах свои отпуска провели более 261 тыс. человек — на 8,9% меньше позапрошлогоднего показателя, внутри страны — около 175 тыс. человек (сокращение на 9,4%). Иностранные туристы пока не проявляют большого интереса к нашим природным красотам и достопримечательностям. За прошлый год РК посетили 38 тыс. иностранных туристов, что на 38% меньше, чем годом ранее.

Казахстанские власти регулярно говорят о необходимости развития отрасли. Когда в 2004 году было решено запустить программу повышения конкурентоспособности и кластерного развития, туризм был в числе приоритетов. Ведь эта отрасль дает мультипликативный эффект, влияет на доходы смежных отраслей — гостиничного бизнеса, транспортников, ретейлеров и так далее. Однако пока результаты программы не впечатляют — туристический поток в нашу страну не увеличивается. А доходы участников рынка падают.

Кризис и отдых

С нашими выездными туристами вроде бы все относительно неплохо. По данным стат­агентства, в первом полугодии этого года турфирмы продали путевок на сумму 6,1 млрд тенге, что лишь на 9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Напомним, что в начале года Казахстанская туристская ассоциация (КТА) в лице своего руководителя Рашиды Шайкеновой ожидала 30—35-процентного спада. Казалось, что напуганные девальвацией тенге и кризисом казахстанцы забудут об отдыхе за границей. Этого не произошло. «Мы можем сказать, что значительного спада на рынке не было. Рынок был таким же, как и в прошлом году, хотя мы ожидали худшего», — рассказывает заместитель директора ТОО «ТезТур» Алыбай Алиев.

Но при этом казахстанцы стали выбирать наиболее экономичные продукты. Самым массовым направлением осталась Турция, привлекающая своими невысокими ценами. Средняя стоимость турецкого турпродукта этим летом составила 0,9—1 тыс. долларов, в прошлом году этот показатель был выше — 1,3—1,5 тыс. долларов за путевку. «Упала покупательская способность. Клиенты снизили планку своих запросов. Если раньше мы в основном отправляли людей в пятизвездочные отели, то в этом году основной поток клиентов выбрал четыре звезды», — рассказывает коммерческий директор туроператора «КазТур» Салтанат Омарова.

1

Озадаченные слабым туристическим потоком и неполной наполняемостью гостиниц в начале сезона, некоторые турецкие отельеры снизили цены на свои услуги на 15—20%. Если несколько лет назад туроператоры бились за места в самых востребованных отелях, то в этом году ситуация поменялась на противоположную. Получив скидки от гостиниц, отечественные турфирмы активно продавали пакеты со специальными предложениями. «Мы получали практически каждый день около 40—50 спецпредложений на отели. Основная наша работа заключалась в их обработке — пересчете стоимости нашего конечного турпродукта. Только за счет данных скидок многие клиенты смогли отдохнуть в этом году, потому что большинство туристов очень тщательно просчитывало возможность покупки путевки», — добавляет г-жа Омарова. Ей вторит представитель «ТезТура»: «В этом сезоне на рынке было очень много спецпредложений и горящих туров. Мы не зарабатывали на авиаперевозках, но какую-то небольшую маржу получали с проживания». Смещение потребителей в более экономичный сегмент, а также частые скидки на турпродукты не могли не сказаться на финансовых показателях игроков. Обычно средняя маржа туроператора — 3—4%, комиссия агентства может составлять 7— 4% от стоимости тура. Несмотря на то что прогнозируемого глубокого падения рынка не произошло, прибыль туроператоров, по их словам, значительно снизилась, а некоторые мелкие агентства и вовсе ничего не заработали.

Упала прибыль и принимающей стороны. «Люди стали более рациональными и экономными. Значительно уменьшились суммы, которые они тратят во время отпусков. Например, если раньше турист кроме нужных вещей покупал себе в Турции еще и шелковый коврик ручной работы, то в этом сезоне таких покупок уже не было. Да и обычным шопингом уже мало кто занимался», — рассказывает г-н Алиев.

Если несколько лет назад туроператоры бились за места в самых востребованных отелях, то в этом году ситуация поменялась на противоположную

При этом наши туристы стали чаще покупать туры у представителей зарубежных компаний. В этом году на рынке РК начал активно работать новый иностранный игрок — ТОО «Туроператор On travel», «дочка» российской компании с одноименным названием. Этот оператор работает в массовом сегменте — предлагает туры в Турцию, Египет, Болгарию и Таиланд. Как и «ТезТур», On travel сотрудничает только с агентствами, не занимаясь розничными продажами. Уже в этом сезоне туроператор реализовал около пяти тысяч путевок. Для сравнения, прошлогодние показатели крупнейших игроков — «ТезТура» «КазТура» составляют соответственно 25 тыс. и 10 тыс. По словам директора On Travel Натальи Линник, туроператор работает в среднем ценовом сегменте. Выход нового игрока должен благоприятно отразиться на ценовой конъюнктуре рынка, что сейчас особенно важно для потребителей.

Непрофессиональное гостеприимство

При спаде на рынке выездного туризма происходит некоторый подъем на рынке туризма внутреннего — это общемировая тенденция. Однако казахстанская отрасль здесь стоит особняком. Несмотря на падение доходов, наши соотечественники не стали чаще отдыхать на местных курортах. По данным Агентства РК по статистике, на внутренних направлениях за шесть месяцев этого года было обслужено 42 тыс. человек, что на 33% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. Это связано как с падением покупательской способности, так и с некачественной инфраструктурой и низким уровнем сервиса казахстанских зон отдыха, проводящих негибкую ценовую политику. Если зарубежные отели, реагируя на экономическую конъюнктуру, снижали цены или предоставляли скидки, то казахстанские гостиницы решили не следовать их примеру. Это касается и самых востребованных курортов республики — домов отдыха Щучинско-Боровской зоны, санаториев Сары-Агаша в Южно-Казахстанской и зон отдыха в Алматинской областях. По данным статагентства, средняя заполняемость гостиниц по Казахстану в первом полугодии этого года составляла 17,7%, а в прошлом году этот показатель был на уровне 21,2%.

Сократился не только внутренний поток, но и число интуристов — за первые полгода оно упало на 5% и составило чуть более 17 тыс. человек. Доходы туркомпаний упали еще сильнее: «Прибывающих в Казахстан через нашу компанию иностранцев стало меньше, и не только <рекреационных> туристов, но и бизнесменов. Дело в том, что виза в Казахстан до 30 дней дается без приглашения от туристической компании и даже без подтверждения брони отеля. В последнее время те, кто хотят посмотреть Казахстан и могут себе это позволить, приезжают сюда самостоятельно, не пользуясь услугами туркомпаний», — объясняет директор компании Robinzon Travel Agency Светлана Клыгова. Она добавляет, что в нашу страну приезжает много молодежи, которую манят наши горы, экстремальных туристов и людей, путешествующих по Средней Азии. «В основном они пользуются услугами частных лиц — чаще всего находят их через Интернет и останавливаются у них», — говорит г-жа Клыгова.

Что завтра?

Эксперты предпочитают не делать прогнозов относительно будущего туриндустрии в Казахстане. Мировые показатели говорят о том, что тяжелейшая фаза падения осталась позади, и рынок демонстрирует признаки выздоровления — темпы сокращения турпотока замедлились. Тем не менее перспективы внутреннего туризма пока туманны.

Несколько иначе обстоит дело с выездным туризмом. Так как его развитие напрямую связано с развитием рынка перевозок, зимний сезон обещает быть интересным — появились новые направления регулярных рейсов. «Операторы развиваются, когда есть авиаперевозчики. Сейчас мы потихоньку восстанавливаемся после периода затишья, но операторы пока сами новые рейсы ставить не могут, поэтому все зависит от авиакомпаний. Например, <авиакомпания> SCAT запустила прямые рейсы на остров Хайнань и курорт Гоа. Теперь туркомпании имеют возможность сформировать новый продукт. Нашу авиацию нужно развивать, без нее мы не сможем работать. В стране, даже очень маленькой, должно быть две или даже три крупные авиакомпании», — рассуждает г-жа Омарова.

Появился прямой рейс и до Малайзии. В этой связи Чрезвычайный и Полномочный Посол Малайзии в РК Дато Со Чин Хон заявил, что его страна запускает программу «Посетите Малайзию-2010» и ожидает, что уже в этом году число казахстанских туристов вырастет на тысячу человек и достигнет шести тысяч. Министерство туризма Египта думает, что в 2009 году их страну посетят около 30 тыс. казахстанцев. В прошлом году 22 тыс. наших соотечественников отдыхали на курортах Красного моря: «В то время как в 2007 году в Египет прилетело только 11 тысяч туристов. Как видите, всего за один год количество туристов было удвоено», — заметил заместитель министра туризма Египта Сэмми Махмуд на пресс-конференции, посвященной открытию прямого рейса Алматы — Каир. Он добавил, что Египет надеется принять в 2010 году уже 60 тыс. казахстанцев. Традиционным зимним направлением для казахстанцев стал Таиланд, туры туда предлагают все крупные агентства. Несмотря на кризис, туристические и авиакомпании продолжают расширять ассортимент предлагаемых продуктов. Потребителю осталось лишь, опять-таки вопреки кризису, решиться на траты и выбрать.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом