Инвестиции втихую

Сегодня компании предпочитают вкладываться в модернизацию производства и повышение квалификации персонала

Инвестиции втихую

Одни компании рассматривают кризис как проблему, другие пытаются использовать его как возможность. Это наглядно видно при рассмотрении инвестиционной политики игроков. В то время как одни топ-менеджеры в ответ на вопрос об инвестициях восклицают: «Какие инвестиции, когда мы сейчас на всем экономим…», другие продолжают вкладывать средства в свое развитие, чтобы, когда кризис отступит, быть в лучшей форме, нежели конкуренты. При этом инвестиции стали менее прозрачными, чем раньше, как правило, игроки отказываются говорить о конкретных суммах.

Смена приоритетов

Если старый рынок рухнул, нужно искать другие, смежные, где спрос остался. Так поступил инвестиционно-строительный холдинг BI Group (44-й в рейтинге), сменивший жилищный сектор на инфраструктурное строительство. «Это потребовало новых вложений в дорогие европейские бетоноукладчики, качественную технику. Сейчас основной акцент наших инвестиций делается на техническое вооружение компании», — рассказывает глава холдинга Айдын Рахимбаев. Кроме того, если раньше BI Group строил больше в столице Казахстана, то сейчас работает на всей территории Казахстана, от юга до севера, в России, в Ханты-Мансийске.

Правда, не все зарубежные проекты на сегодняшний день удались. В России BI Group также планировал участвовать в строительстве города-спутника Константиново, который расположится в Подмосковье, и подписал в августе 2008 года соглашение с «Евразия-СИТИ» (подконтрольна Мухтару Аблязову). Но дальше меморандума дело не продвинулось, проект заморожен до лучших времен.

Схожая манера поведения у кондитерской фабрики «Рахат» (52-е место в рейтинге), которая готовится к восстановлению отечественного рынка и выходит на зарубежные. В 2009 году компания выкупила стоящее рядом с основным производством здание, отреставрировала его и на всех четырех этажах установила новое оборудование, на котором сегодня выпускает самые дорогие из своей линейки конфеты. С их помощью кондитеры намерены закрепиться на рынке КНР, куда уже продвигают свою продукцию, а также, по словам президента АО «Рахат» Анатолия Попелюшко, в крупнейшей в мире сети магазинов Walmart — игрок уже заключил соглашение об этом с французским дистрибьютором.

Автодилер ТОО Mercur Auto Ltd также делает ставку на расширение каналов сбыта. По словам главы отдела маркетинга и рекламы ТОО Светланы Крашенинниковой, фирма инвестирует в строительство новых автоцентров (мультибрендовый автоцентр в Атырау) и переоборудование уже имеющихся (Audi Center Almaty, автоцентр Mitsubishi). Назвать объемы инвестиций она отказалась, сославшись на коммерческую тайну.

А вот производитель программного обеспечения ARTA Software, ранее работавший с бюджетными организациями, в период кризиса вышел на корпоративный рынок и намерен вложить в новые проекты в данном сегменте 17 млн тенге. Кроме того, по словам руководителя отдела маркетинговых коммуникаций ARTA Software Рената Бегайдара, компания планирует инвестировать порядка 15 млн тенге «в набор дополнительного штата программистов, обучение и повышение квалификации специалистов, модернизацию и доведение выпуска ПО до мировых требований по качеству и срокам».

С денежным мешком

Компании с иностранным капиталом ведут себя так, будто кризиса нет, инвестируя, помимо своих средств, деньги акционера. Например, kaspi bank (27-е место в рейтинге), 51% акций которого принадлежит фонду прямых инвестиций «Бэринг Восток». По словам председателя правления банка Михаила Ломтадзе, инвестиции компании идут в четырех направлениях — информационные технологии, расширение сети продаж, персонал и бренд. Компания планирует привлечь на работу более 500 молодых менеджеров, а также до осени следующего года открыть 100 новых точек по Казахстану к уже существующим 150 филиалам и отделениям. «Мы в первую очередь будем концентрироваться на эффективности, контролируя наши инвестиции и затраты в данном направлении», — сказал г-н Ломтадзе. Общий объем инвестиций он также не назвал.

Коллеги г-на Ломтадзе из АО ДБ «Сбербанк» (70-й в рейтинге) тоже расширяют свою сеть. В прошлом году «Сбербанк» открыл два крупных филиала, в этом году — один и 16 точек продаж. «Мы пересмотрели политику в части собственной недвижимости. Если в собственности Texakabank был только центральный филиал, то сегодня 30% уже принадлежат банку. И эта цифра еще увеличится», — обещает председатель правления ДБ АО «Сбербанк» Олег Смирнов. Вторые по размерам инвестиции банка — это вложения в IT-структуру. «С декабря планируем запустить услугу по информационно-платежным терминалам. Сейчас оцениваем объем необходимых инвестиций для усовершенствования интернет-банкинга», — рассказывает г-н Смирнов. Несмотря на кризис, банк в этом году увеличил в полтора раза затраты на обучение своих сотрудников. «Имея такого акционера, как Сбербанк, мы используем возможности обучения наших коллег в России. В 2009 году отправляли несколько групп к нашим коллегам для серьезной стажировки», — объясняет банкир.

Технологии будущего

В телекоммуникационной отрасли игроки рынка вкладывают в передовые технологии. Как рассказал «Эксперту Казахстан» председатель правления АО «Казахтелеком» (16-е место в рейтинге) Аскар Жумагалиев, наибольший объем инвестиций компании идет на расширение, модернизацию и развитие сетей.

Среди наиболее значимых проектов «Казахтелекома» — строительство Национальной информационной супермагистрали (НИСМ). Она поможет создать мощные интерфейсы между национальными сетями соседних государств. В рамках реализации этого проекта в 2008 году «Казахтелеком» ввел в эксплуатацию волоконно-оптическую линию связи (ВОЛС) Уральск — Атырау (протяженность 535 км, стоимость свыше 1,1 млрд тенге). Расширяются приграничные стыки c сетями российских компаний ОАО «Рос­телеком» и «Компания Транстелеком», а также с АК «Узбектелеком». Построены новые стыки с российскими ЗАО «Синтерра» и ООО «Совинтел», компаниями China Unicom. В настоящее время ведутся работы по расширению магистральной сети IP MPLS на участках Алматы—Астана—Актобе и на уровне шести областных центров.

За последние три года «Казахтелеком» ввел в эксплуатацию сети NGN (Next Generation Network — сети следующего поколения). В общей сложности на реализацию этого проекта до 2010 года компания планирует инвестировать свыше 27 млрд тенге собственных средств.

С «Казахтелекомом» начинают конкурировать другие компании (собственные магистральные сети имеют «Транстелеком», «Казтранском»), в том числе сотовые операторы — «СА-Телеком» (входит в группу компаний «ВымпелКом», владеет также и «КаР-Тел»). В 2008 году в развитие «КаР-Тел» (22-е место в рейтинге, бренд Beeline) было инвестировано больше 200 млн долларов (собственные средства), значительная часть этих денег пошла на развитие сети. «В итоге «казахстанский Beeline» осуществил беспрецедентную стройку: почти в два раза увеличилось количество базовых станций. Beeline первым из казахстанских операторов внедрил стандарт GSM 1800, были проложены сотни километров ВОЛС», — рассказывает руководитель службы по связям с общественностью «КаР-Тел» Павел Родин. В 2007—2008 годах оператор построил около четырех тысяч километров ВОЛС и запланировал около 700 км на текущий год. Новые ВОЛС заменяют арендованные. Экономический эффект отказа от аренды уже сейчас достигает нескольких миллионов долларов в год.

Снизить издержки

Некоторые компании заканчивают проекты, начатые еще до кризиса. Например, масложировой холдинг VITA (63-е место в рейтинге) вкладывается в расширение продуктовой линейки и уменьшает себестоимость сырья. По словам гендиректора АО VITA Петра Потапова, компания создала вертикально интегрированную систему соевого производства — от выращивания сырья до выпуска готовой продукции, модернизирует действующие цеха. «Мы доинвестируем то, что было начато до августа 2007 года, в том случае, если была сделана большая часть инвестиций. И мы инвестируем в модернизацию действующих цехов», — поясняет г-н Потапов.

В первом случае речь идет о строительстве маргаринового и майонезного (а также для производства кетчупа и соусов) цеха на алматинском заводе Vita Industry и строительстве цеха разлива молока длительного хранения и соков на киргизском заводе «Елимай». «Каждый из этих трех цехов обеспечивает выпуск новых товаров, которые мы раньше не выпускали, но имели для них первооснову. То есть эти инвестиции направлены на увеличение глубины переработки», — сообщил глава компании.

Второе направление — модернизация прессового цеха, позволяющая дополнительно к переработке сои перерабатывать еще и рапс, что в условиях дефицита сырья значительно расширяет производственные возможности компании, соответственно, увеличивает загрузку завода и увеличивает экономическую эффективность предприятия. «Мы инвестируем в сырьевую базу — в приобретение землеобрабатывающей техники для собственных сельхозпредприятий, в приобретение поливных земель», — уточняет г-н Потапов. Приоритет был отдан двум направлениям, по его словам, исходя из желания получить максимальный экономический эффект при весьма скудных финансовых возможностях. «В себестоимости конечной продукции стоимость сырья занимает 70—80%, поэтому, оказывая влияние именно на эту часть себестоимости, можно достичь наибольшего эффекта», — заключает г-н Потапов.

Лишнее — долой

Глава инвесткомпании Resmi Group Кайрат Мажибаев в среднесрочном периоде не ожидает быстрого восстановления и роста рынков. О суммах инвестиций г-н Мажибаев не рассказывает. Зато рассказывает о направлениях. Первое — обеспечение горизонтального роста. Это подразумевает выпуск новых продуктов и/или сервисных решений, освоение новых территорий и каналов продаж, переориентация производств, продаж и маркетинга на меняющиеся из-за кризиса потребности клиентов. Второе — проекты по повышению производительности. К ним относится модернизация производств и инфраструктуры, дающая продуктовые инновации и сбережения в себестоимости. Компания, по словам г-на Мажибаева, фокусируется на профильном бизнесе, передавая на аутсорсинг неключевые направления. Бизнесмен называет два основных параметра оценки инвестиций — повышение доли рынка и объема генерируемого компанией денежного потока. Resmi Group также собирается проводить форсированное развитие кадров. «В результате мы хотим стать через определенное время лидирующей, возможно монопольной, компанией в Казахстане в своей отрасли — FMCG (товары повседневного спроса. — “ЭК”). Кризис — то время, когда легче завоевать рынок», — рассуждает г-н Мажибаев.

И добавляет, что, говоря об инвестиционной политике, нельзя обходить стороной дивестиционную* часть бизнеса. «Продажа или выход из активов должны быть характерны для любой стадии бизнес-цикла, как и сами инвестиции. Мы стараемся продавать наши непрофильные или неключевые активы в перспективе следующих трех-пяти лет. Задача — профинансировать инвестиционные планы периода или снизить долговую нагрузку на конкретную компанию», — поясняет г-н Мажибаев. В прошлом году Resmi продал часть инвестиционно-девелоперской компании INNOVA. Глава холдинга Astana Group Нурлан Смагулов в беседе с «Экспертом Казахстан» также признался, что избавляется от непрофильных активов, в частности от нефтяного бизнеса.

Как видим, даже если у компаний нет средств на развитие, выход есть — можно продать непрофильный бизнес, а вырученные деньги направить на укрепление основного бизнеса. Правда, продавать активы придется по кризисной цене.

В подготовке материала принимала участие Светлана Грибанова

* Временная или окончательная ликвидация нерентабельного производства либо продажи дочерней компании или отделения фирмы из-за снижения получаемых с них доходов.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом