Сети в кулаке

Агентство по защите конкуренции взялось за наведение порядка в сетевой торговле. Сетевики считают эти действия популистскими

Сети в кулаке

В середине декабря на совещании в правительстве замглавы Агентства по защите конкуренции (АЗК) Жанат Кожахметов заявил, что ведомство начало расследование дел поставщиков иностранных товаров в отечественные супермаркеты. Поставщиков подозревают в монополизации рынка. При этом сами сети АЗК обвиняет в недобросовестной конкуренции по отношению к более мелким субъектам рынка. Игроки воздерживаются от официальных комментариев, неофициально сообщая, что заявления АЗК носят скорее популистский характер и вызваны невысоким уровнем понимания принципов розничной торговли.

Один в поле поставщик

«В настоящее время агентством проводится анализ импорта продовольственных товаров. В ходе анализа выявлена монопольная сеть на импорт таких товаров, как молочная продукция, чай, напитки и другое», – сообщил г-н Кожахметов в письме, направленном в нашу редакцию. Как выяснилось, в результате проведенного АЗК анализа было установлено, что «в отдельных супермаркетах имеет место олигополия на поставку товаров. В этих случаях около одной трети продукции поставляют одна-две компании, например как ТОО “GREEN HOUSE DISTRIBUTION” через ТОО “Рамстор Казахстан”, при этом поставляемая продукция является импортной».

В компании «Рамстор Казахстан» отказались от комментариев. Дозвониться до GREEN HOUSE DISTRIBUTION не удалось. От себя отметим, что супермаркеты не всегда вольны в выборе поставщика продукции. Если у дистрибьюторской компании существуют эксклюзивные договоры на поставки определенного продуктового бренда в Казахстан, то у сетей нет другого выбора, как работать с данным поставщиком.

В АЗК предлагают решить эту проблему с помощью государства. «По эксклюзивным дистрибьюторским соглашениям мы просим рассмотреть возможность <работать> либо через акиматы, либо через СПК, чтобы продавцы выходили и заключали договоры напрямую с иностранными производителями, исключив дистрибуцию, потому что там сильнейшая монополия. Кроме того, заключать прямые договоры с отечественными поставщиками, обеспечивать, чтобы выход был напрямую уже в розницу», – заключил заместитель главы антимонопольного органа, выступая на вышеупомянутом совещании.

Еще один посредник?

Как акиматы или СПК будут налаживать связи с иностранными производителями – не ясно. По сути, государству предложено принять участие в рыночных процессах по поставкам импортной продукции, но для этого необходимо создание соответствующего подразделения или компании. Для дистрибуции товаров требуется как детальная проработка логистических маршрутов, так и определенные мощности – транспортные средства, складские помещения. Заняться поставками импортных товаров народного потребления без тщательной подготовки никакой СПК будет не под силу. С другой стороны, создание такой компании не исключит дистрибуцию, как того желают в ведомстве, что в принципе практически невозможно – производители зачастую отдают дистрибуцию своих товаров для оптимизации расходов.

Сейчас в отношении крупных импортеров проводятся расследования, исследуется их тарифная политика – монопольно высоких цен и установления антиконкурентных соглашений. Антимонопольный орган изучает эксклюзивные дистрибьюторские соглашения между производителями и поставщиками на предмет их соответствия антимонопольному законодательству. О результатах проверок пока ничего не известно. В целом действия антимонопольного органа укладываются в мероприятия государственных органов по снижению цен на продовольственные товары. В конце ноября в правительстве прошло совещание под председательством премьер-министра РК Карима Масимова, на котором о мерах по снижению цен на продукты питания отчитались министр сельского хозяйства Акылбек Куришбаев, глава АЗК Мажит Есенбаев и заместитель акима Астаны Канат Султанбеков.

Добровольно-принудительно

Второй пункт претензий к представителям организованной розницы связан с их политикой по отношению ко всем поставщикам. В АЗК считают, что крупные супермаркеты вынуждают поставщиков поставлять им товар по более низким ценам. «Агентством по результатам расследований установлены факты недобросовестной конкуренции со стороны крупных супермаркетов (“Рамстор”, Gros, SILK WAY CITY, SM-Market retail, “Тау-Маркет-Шымкент”, “Анвар”, “Тау-Маркет”, “Айтас-Маркет”, “Бахус”, “Астыкжан”, “Ансар” и другие). Они выражаются во включении в договоры по поставкам продукции условий, по которым отдельным супермаркетам предоставляются наилучшие условия и цены поставки продукции, по сравнению с их конкурентами», – сообщил нам г-н Кожахметов. В адрес названных супермаркетов вынесены предписания и возбуждены административные дела. Он добавил, что подобные нарушения караются штрафом для субъектов МСБ в размере от 250 до 300 МРП (1 МРП = 1296 тенге), для представителей крупного бизнеса – от 1000 до 1500 месячных расчетных показателей.

Ретейлеры парируют эти обвинения, заявляя, что получают определенные скидки от поставщиков, так как покупают больший объем товаров, нежели небольшие магазины категории В и С. «К примеру, поставщики бытовой химии могут дать скидку в 7–9%, и то за этот процент мы должны выдерживать ассортимент, который они нам рекомендуют, мы должны держать для них самое лучшее место на полке и так далее. Чтобы получить скидку, мы соглашаемся на дополнительные условия, которые выдвигает нам поставщик. Это совместная работа», – сообщили нам в одном из супермаркетов, попросив не упоминать названия компании.

Давний спор

Пытаясь повлиять на конечные цены продуктов питания административными мерами, антимонопольный орган затронул очень важные и острые вопросы взаимоотношений между поставщиками и сетями. «Негативно на ситуацию с ценами и поставками также влияет торговая политика ретейла, заключающаяся в различного рода дополнительных выплатах поставщиками (плата за вход, за полку, рекламу и тому подобное), а также задержка (до двух-трех месяцев) возврата денежных средств поставщику за реализованную продукцию в большинстве крупных супермаркетов», – считает г-н Кожахметов. Диктат сетями условий работы и дополнительные выплаты являются главными камнями преткновения в совместной работе сетей и производителей. Последние утверждают, что сумма за вход в сеть, платы за полку, за расширение ассортимента, отчисление бонусов и ретробонусов не позволяют многим отечественным производителям полностью представить свою продукцию в организованной рознице. Это негативно отражается и на ретейлерах, так как сужает их ассортимент, и в итоге на потребителях, которые не могут найти нужный товар в магазине.

В целях упорядочивания работы сетей идет разработка законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования торговой деятельности». «При разработке проекта закона агентством были даны предложения о включении норм, обеспечивающих исключение фактов ограничения доступа торговых предприятий к торговым сетям путем установления за это административной ответственности», – сообщил нам заместитель главы антимонопольного органа. Он добавил, что АЗК предложило внести нормы, исключающие посредников и ограничивающие оптовую и розничную торговлю. В частности, планируется ввести запрет на перепродажу товара субъектом оптовой торговли другому субъекту оптовой торговли и аналогичный запрет представителям розничной торговли. В настоящее время законопроект находится на стадии внесения в правительство Республики Казахстан.

Тем не менее решить проблему взаимоотношений между сетями и производителями исключительно законодательными или административными мерами невозможно. В процессе принятия решений и подготовки законопроектов должны принимать участие и игроки, которым следует сосредоточиться на поиске компромиссов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики