Торг здесь уместен

Операторы проекта по созданию в Хоргосе центра приграничной торговли уверены, что создадут ключевое звено в транспортной системе евразийского континента

Торг здесь уместен

В середине 2000-х годов на китайско-казахстанской границе началось строительство не имеющего аналогов в мире Международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС) в районе города Хоргос. В 2010 году центр будет запущен в усеченном режиме, когда с обеих сторон будут функционировать контрольно-пропускные пункты.

С января 2010-го Хоргос станет внешней границей Таможенного союза и ключевым пунктом сквозного транзита из Азии в Европу. Китай получит плацдарм для товарной экспансии на рынки Европы, России и Центральной Азии. Казахстан намеревается с помощью центра запустить международные транспортные коридоры, развивать бизнес и получить за счет увеличения грузопотока транзитную прибыль.

Осуществление проекта вызвало в казахстанском обществе неоднозначную реакцию. В частности, пессимистически настроенные наблюдатели подозревают руководство МЦПС в нецелевом использовании средств и перерасходе денег. В казахстанских СМИ неоднократно высказывались подозрения, что МЦПС не сможет найти инвесторов для реализации проектов в рамках создания центра приграничной торговли.

Но президент АО «МЦПС “Хоргос”» Нурлан Сейдали уверен, что все эти подозрения безосновательны. И считает, что Хоргос может стать — и обязательно станет — крупным международным проектом, в котором частные инвестиции будут превалировать над государственными.

О том, как идет строительство центра, что изменилось в планах его создателей за последние годы и насколько успешно идет работа по привлечению инвесторов, он рассказал в беседе с корреспондентами «Эксперта Казахстан».

Впечатления разные бывают

— Нурлан Жарылкасынович, вы более года руководите АО «МЦПС “Хоргос”». Какими были ваши первые впечатления?

— Конечно, в первую очередь поразил масштаб и уникальность проекта. Ведь нигде в мире аналогичного проекта вы не встретите. Создавать то, чего никто еще не делал, всегда сложно, но одновременно интересно. Несколько лет назад мало кто верил в реальность данной идеи. Но количество тех, кто поверил в нас, увеличивается с каждым годом.

— Почему сроки ввода МЦПС были сдвинуты с 2008 года на 2016-й?

— Согласно первоначальному межправительственному соглашению по созданию Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» китайская сторона осваивала 343 гектара, казахстанская — 120 гектаров. По поручению президента нашей страны площадь казахстанской части центра была увеличена. После всех расчетов местные исполнительные органы выделили дополнительно еще 65 гектаров земли. Естественно, после расширения площади центра было разработано новое технико-экономическое обоснование. Этим и объясняется сдвиг по срокам. Теперь в 2012 году должен быть завершен первый этап, а полномасштабное функционирование центра — в 2016-м.

— В какой стадии готовности находятся объекты инфраструктуры, которые осуществляются за счет государства?

— Если говорить об инженерной инфраструктуре, то они готовы на 80—85%. В частности, построены резервуары для водоснабжения на южной и северной стороне центра, подготовлены к запуску здания пожарного депо, управления внутренних дел, международной телефонной станции.

К примеру, корпорация «Базис-А» строит котельную, АСПМК-519 тянет из Текели высоковольтную линию электропередачи, ТОО «Дэу-автобаза» ведет строительство кольцевой автомагистрали, ТОО «Ремдорстрой» — строительство объездной кольцевой дороги. Сейчас усиленно ведутся работы ТОО «Алматыгорстрой» по строительству многофункционального здания контрольно-пропускного пункта 1. Все перечисленные работы будут завершены к 1 августа 2010 года.

К этому же сроку будут созданы необходимые условия для функционирования пограничной и таможенных служб.

Китайский вектор

— Как к идее МЦПС подошли китайцы?

— Нам надо учитывать тот момент, что китайская сторона любую идею старается воплощать комплексно.

На сегодняшний день китайцы завершают строительство центра. Остались нерешенными некоторые вопросы, связанные с инфраструктурой. В данное время китайская сторона подводит железнодорожную ветку до государственной границы и ведет строительство автомобильной магистрали, которые они введут к концу 2010 года. Казахстанская и китайская стороны уже согласовали пункт, где будет создан железнодорожный переход. В августе глава государства дал старт строительству железной дороги Хоргос—Жетыген. По прогнозам Министерства транспорта и коммуникаций РК, она будет готова к 2012—2013 году.

По автомобильным магистралям казахстанская и китайская стороны ведут переговоры по стыковке координат. И железная дорога, и автомагистраль находятся вне территории МЦПС, но в месте предполагаемой специальной экономической зоны. Поэтому все эти элементы будут взаимосвязаны. Думаю, далеко не весь груз будет идти транзитом. Какая-то часть груза будет перегружаться здесь, проходить таможенную очистку, формироваться и отправляться дальше по территории будущего таможенного союза.

— У многих казахстанских СМИ, мы не исключение, складывается впечатление, что Казахстан сильно отстает по темпам строительства МЦПС от китайцев. Можно ли верить первому впечатлению?

— Нет. Китайская часть МЦПС «Хоргос» строится на базе города Хоргос, которая существует более 20 лет. Соответственно, основная инфраструктура у них уже существовала.

Казахстану же пришлось начать строительство в 2005 году с чистого листа. Рельеф местности сильно усложнен руслом непредсказуемой реки Хоргос. Поэтому много усилий ушло на берегоукрепительные, селезащитные работы. Но несмотря на это, на сегодняшний день реализация проекта укладывается в установленные сроки.

— Китайцы торопят вас. Мы слышали про пуск центра в усеченном режиме. Что это такое?

— Наши китайские партнеры предложили ввести МЦПС в 2010 году в усеченном режиме. По большому счету, это контрольный запуск контрольно-пропускных пунктов, пассажирских и грузовых терминалов обеих сторон. Проанализировав собственные возможности, мы поддержали предложение о запуске. Так что в следующем году совместными усилиями запустим центр, чтобы на практике апробировать все процедуры и механизмы функционирования центра. Будем внимательно отслеживать пассажиро- и грузопотоки, чтобы к первому этапу обеспечить четкий механизм совместного функционирования центра.

— Неужели китайцы ждут только преференций?

— Не только. К примеру, очень большой интерес у них вызывают перспективы Таможенного союза. Оно и понятно. Так как граница с Китаем должна стать внешней границей нового интеграционного объединения, работать у нас станет вдвойне интересно. Построив предприятие в казахстанской части центра и получив бренд «сделано в Казахстане», они получат доступ на рынки России и Белоруссии, а также других государств СНГ, с кем Казахстан подписал договор о создании зоны свободной торговли.

И денег немного

[inc pk='1597' service='media']

— Нурлан Жарылкасынович, как вы оцениваете качество финансирования проекта?

— На сегодняшний день АО «МЦПС “Хоргос”» получило из бюджета более 12 миллиардов тенге. Все деньги практически освоены.

В общей сложности в 2009 году АО «МЦПС “Хоргос”» получит порядка 12,5 миллиарда тенге. Из них два миллиарда уже получили. Хочу подчеркнуть, что данный проект — межгосударственной важности, и срывы по срокам исполнения недопустимы, это понимают все.

— Предполагается, что один тенге государственных инвестиций в инфраструктуру привлечет четыре тенге частных инвестиций. Выдерживается ли данное соотношение?

— Согласно расчетам по ТЭО стоимость проекта составляет 382,9 миллиарда тенге. Из них за счет привлечения частных инвестиций — более 309,1 миллиарда, средств республиканского бюджета —73,8 миллиарда. Итого на один тенге средств республиканского бюджета будет привлечено порядка четырех тенге частного капитала. В данное время мы уже приближены к данному соотношению, но говорить сейчас об этом преждевременно. Основная работа с инвесторами у нас намечена со следующего года.

Инвесторов тихая поступь

— Центр будет функционировать как один большой коммерческий проект. А бизнес хочет точно знать, когда и как вернет инвестиции.

— Давайте начнем с приоритетов центра, прописанных в технико-экономическом обосновании. На первоначальном этапе планируется увеличение количества рабочих мест до семи тысяч человек, реальных денежных доходов населения в полтора-два раза. К примеру, грузопоток с запуском центра увеличится где-то до 722 тысяч тонн в год.

Теперь о возврате инвестиций. МЦПС «Хоргос» — проект государственно-частного партнерства. Государство вкладывает денежные средства в инфраструктуру центра, а частный инвестор — в коммерческие объекты (транспортно-перегрузочные терминалы, торгово-выставочные павильоны, гостиницы и так далее). Возврат частных инвестиций инвесторами будет осуществлен за счет эксплуатации данных коммерческих объектов.

Одним из примеров является совместное предприятие АО «МЦПС “Хоргос”» и индустриально-логистический центр «Даму». Данное СП создается для осуществления на территории центра свободного перемещения товаров, работ и услуг и расположится на границе железнодорожного и автомобильного переходов.

— И все же насколько велик интерес инвесторов к работе в центре?

— Мы уже провели шесть конкурсов по 30 объектам общей стоимостью более 45 миллиардов тенге. В 2010—2011 годах планируем провести конкурсы по 123 объектам. Таким образом, 2010 год станет самым активным годом в плане проведения инвестиционных конкурсов по коммерческим объектам. По уже проведенным конкурсам определены 10 компаний победителей. В частности, ТОО «Алуа Терминал», инвестиционно-строительная компания «Казстройинвест», Lancaster Group Kazakhstan, ТОО «Файкон» и другие. Большой интерес к нашему проекту со стороны потенциальных инвесторов всегда существовал, но сегодня инвесторы не только наблюдают и изучают, но уже готовы к сотрудничеству с нами. Уверен, следующий год станет тому подтверждением.

— На какого инвестора — отечественного или иностранного — сделан акцент?

— Мы не делим инвесторов на отечественных и иностранных. Зарубежные компании входят в проект различными формами. А именно создают совместные предприятия с казахстанскими компаниями. Яркое тому свидетельство — альянс Lancaster Group Kazakhstan (инвестиционный бизнес) и «Сэнко» (японская транспортная компания). Есть еще и другая форма участия в проекте — напрямую. В данный момент ведем переговоры с японской компанией Toyota (подписан меморандум о сотрудничестве), китайской транспортной компанией Cosco — один из крупнейших в мире перевозчиков. Поддерживаем постоянные контакты с французской транспортной компанией Geodez и японской Sumitomo Corporation CIS.

— Будет ли у инвестора право самостоятельно устанавливать тарифы на предоставляемые им услуги?

— Установление тарифов должно находиться в конкурентной среде, где качество и время предоставляемых услуг будут определяющими.

— В чем вы видите основную задачу центра по отношению к инвесторам?

— Обеспечить благоприятную инвестиционную среду и максимальную поддержку во всех направлениях в реализации проектов на территории центра.

Внимание — на Восток

— Вы говорили о том, что китайцы проявляют интерес к казахстанской части МЦПС. Проявляют ли казахстанские компании интерес к работе на китайской стороне?

— Некоторые казахстанские компании уже вышли на нас с такого рода предложениями. Со своей стороны мы им оказываем содействие. Сейчас наши предприниматели ведут переговоры с китайскими партнерами.

— Можно поподробнее рассказать о схеме предоставления земли под коммерческие объекты?

— Схема простая, арендодатель — АО «МЦПС “Хоргос”», арендатор — частный инвестор. Согласно национальному законодательству инвесторы получат землю в долговременную аренду на 49 лет с правом продажи и залога.

— Есть ли интерес к «Хоргосу» со стороны наших партнеров по Таможенному союзу?

— Да. К нам проявляют интерес представители российских компаний: из Республики Татарстан, Ленинградской, Калининградской, Самарской областей.

— Как классифицировать коммерческие объекты по их инвестиционной привлекательности?

— Все коммерческие объекты, представленные в центре, привлекательны с точки зрения инвестиций. Вопрос стоит в сроках окупаемости и получения прибыли.

Так, транспортно-перегрузочные терминалы, торгово-выставочные павильоны, гостиницы имеют более краткосрочную отдачу капиталовложений, чем культурно-этнографические, спортивно-оздоровительные объекты.

— В капитале АО «МЦПС “Хоргос”» есть единственный акционер — СПК «Жетысу». Имеются ли планы по расширению структуры акционеров, привлечению дополнительного капитала?

— Мы находимся на приграничной территории, что само по себе накладывает дополнительную ответственность. Проработка этого вопроса требует тщательного анализа и согласования с заинтересованными государственными органами Казахстана.

— Как вы будете сдавать в субаренду землю для бюджетников — милиции, таможни или пограничников?

— Изначально предполагалось, что госучреждения будут самостоятельно строить необходимые для их работы объекты. Но в процессе обсуждения ТЭО пришли к оптимальному решению: объекты для государственных органов должен построить один субъект, в нашем случае — АО «МЦПС “Хоргос”».

Свои технические требования нам предоставили МВД, таможенный комитет, пограничная служба КНБ и пожарная служба МЧС. С учетом данных требований мы строим. Вопрос дальнейшей передачи объектов на баланс данных государственных органов будет решаться на уровне правительства РК.

— В бизнесе всякое случается. Как будет действовать центр, если победившие в конкурсах компании станут затягивать сроки пуска коммерческих объектов?

— В правилах по инвестиционным конкурсам данный механизм четко и ясно прописан. После подведения итогов компания-победитель подписывает договор с МЦПС «Хоргос», в котором указаны четкие сроки сдачи объекта, описаны все условия, по каким причинам может быть пролонгация договора. В противном случае мы даем уведомление и расторгаем контракт. Земля изымается и после проведения дополнительного конкурса передается другому инвестору.

— Имеет место быть коррупционный фактор?

— В своей работе здесь я не сталкивался с фактами коррупции. И это не просто слова. Наши взаимоотношения с инвесторами и подрядными организациями регулируются рабочими комиссиями по государственным закупкам, по привлечению инвесторов, техническим советом. К деятельности вышеуказанных комиссий привлекаются представители партии «Нур Отан», союза предпринимателей «Атамекен», местных исполнительных и правоохранительных органов.

Кадры решают многое

— Пока ехали сюда, интересовались численностью населения близлежащих населенных пунктов. Скажем откровенно, радостной картину не назовешь. В городе Жаркенте 30 тысяч человек, в поселке Жаскент — три тысячи. Выбор небольшой.

— Динамика идет к увеличению численности местного населения. И один из положительных факторов — наш центр. На данном этапе в проекте задействовано порядка 1,5 тысячи человек местного населения. Активно привлекаем специалистов из Алматинской области и Алматы. Возможно, со следующего года будем привлекать дополнительную рабочую силу, так как объемы работ будут увеличены. Одно могу сказать с полной уверенностью — это будут граждане Казахстана.

— Рассматриваете ли вы вариант удешевления строительства за счет привлечения иностранной рабочей силы, например узбекской, таджикской или киргизской?

— Могу сказать за МЦПС: мы справимся со строительством инфраструктуры казахстанской рабочей силой. Когда же инвесторы начнут строить свои объекты, тогда им решать, откуда, в каких объемах завозить рабочую силу. Если они надумают привлечь иностранцев, и это будет в рамках действующего казахстанского законодательства, то ничего криминального в этом не вижу. Но наша позиция неизменна: самый оптимальный вариант — это свое собственное казахстанское содержание. Это и будем советовать инвесторам и подрядным организациям.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики