Залет не по адресу

Информацию о присоединении Казахстана к числу стран, которые будут выплачивать экологический сбор за совершение полетов в страны ЕС, в комитете гражданской авиации Казахстана не подтверждают. Источники в Минтранскоме говорят об ожесточенных спорах внутри ведомства

Залет не по адресу

Комитет гражданской авиации Казахстана опроверг информацию о том, что он рекомендовал присоединиться к вводимому в Европейском Союзе экологическому сбору для авиакомпаний, которые совершают  выбросы в атмосферу во время рейсов в Европу.

На запрос «Эксперта Казахстан» в комитете ответили, что, являясь государственной организацией, они не уполномочены давать рекомендации властям страны и другим государственным структурам о необходимости присоединения к европейским авиастандартам.

Полеты наяву

Заметим: сообщения, что комитет гражданской авиации считает необходимым Казахстану вступить в категорию стран, выплачивающих сборы за выбросы парниковых газов, были размещены на одном из казахстанских деловых интернет-ресурсов.

В своем комментарии Серик Мухтыбаев, заместитель председателя комитета гражданской авиации, отметил, что в случае ввода экологических сборов авиакомпании, совершающие полеты в Евросоюз, будут обязаны выполнять требования европейского законодательства.

В беседе с “Экспертом Казахстан” Серик Мухтыбаев отметил, что введение экологического сбора - это прерогатива стран ЕС;  Казахстан пока что не принимал такого законодательства, поэтому говорить о том, что казахстанские авиакомпании будут платить экосбор, преждевременно и неправильно.

В пресс-службе комитета гражданской авиации вопросы о возможном присоединении Казахстана к выплатам экосборов в ЕС назвали «залетом не по адресу», отметив, что в комитете этот вопрос пока детально не проработан и сейчас находится в разработке.

Два лагеря

Представитель Министерства транспорта и коммуникаций, пожелавший остаться неназванным, заявил, что сегодня в рядах Минтранскома идет ожесточенная борьба между сторонниками присоединения Казахстана к европейским нормам и теми, кто выступает против.

«Этот вопрос расколол специалистов на два лагеря: кто-то “за”,  так как это покажет желание Казахстана интегрироваться в экономическое пространство Европы; кто-то считает, что это слишком дорого станет для авиакомпаний, и они выступают с позиции сбережения денег», - сказал он.

Чти кодекс!

Представители авиакомпаний, к которым мы обратились за комментарием, отметили, что  необходимо на законодательном уровне воспрепятствовать взиманию экологического налога в ЕС и защитить местного авиаперевзчика, по примеру США.

Однако генеральный директор компании «Аэропорт Инвестментс» Сергей Детенышев, комментируя принятые ЕС нормы, отметил, что  запретить плату за выбросы — все равно, что запретить своим гражданам соблюдать уголовный кодекс другой страны, находясь на ее территории.

Заплатят потребители

В департаменте по связям с общественностью авиакомпании « Air Astana » назвали ввод экологических сборов в пользу ЕС несправедливым, а методику расчета выбросов парниковых газов некорректной, поскольку все авиакомпании будут вынуждены оплачивать их даже за пределами ЕС

«Так, например, рейсы в Европу, выполняемые АО « Air Astana », большую часть пути пролетают над территорией Казахстана, России и других стран, не входящих в ЕС, а для расчета выбросов парниковых газов будут использоваться данные за весь полет. Хотелось бы отметить и тот факт, что введение этого налога увеличит расходы компании, которые и так растут в связи со значительным увеличением цен на авиатопливо», - отметили в департаменте по связям с общественностью компании.

Со своей стороны, авиакомпания принимает меры по сокращению выбросов в атмосферу путем модернизации авиапарка, установки винглетов, снижения веса воздушных судов, рационального планирования полетов. В « Air Astana » считают, что осуществление экосборов в пользу ЕС негативно скажется на деятельности авиакомпаний Казахстана, то есть приведет к увеличению расходов, что, в конечном итоге, ляжет на плечи потребителей.

Игра в одни ворота

Стоит отметить, что вопрос с выплатами оказался своего рода мячиком для пинг-понга, так как на наши запросы в Комитете гражданской авиации нас направляли в Министерство транспорта и коммуникаций; обращаясь туда, мы получали предложение, связаться вновь с представителями Комитета.

Напомним, что с 1 января  2012 года на территории ЕС начала действовать директива 2008/101/EC, предусматривающая особый режим контроля над выбросами углекислого газа, производимыми авиакомпаниями при перелете над территорией ЕС. Это положение распространяется не только на компании из государств-членов ЕС, но и на зарегистрированные вне Европейского союза.

Приказано к исполнению

Директива была принята ЕС, формально, для исполнения своих обязательств по  Киотскому протоколу и является частью механизма торговли квотами на выбросы в атмосферу. Однако авиационное сообщество во многих странах мира отреагировало негативно, посчитав, что таким образом используя чувствительную экологическую тематику, в ЕС пытаются решать возникшие после кризиса экономические проблемы.

Основным условием нахождения авиакомпании  в сфере действия директивы по экосбору является осуществление взлета или посадки в аэропорту одного из государств-членов ЕС.

Сегодня из числа казахстанских компаний полеты в страны ЕС на постоянной основе осуществляет лишь Air Astana, однако она не выплачивает пока экологический налог; одним из механизмов стимулирования к этому является внесение компании в так называемый «черный список» ЕС. Напомним, что Air Astana, остается единственной казахстанской компанией, не внесенной в такой реестр стран Еврозоны.

Тем временем недовольство авиаперевозчиков из многих стран мира привело к тому, что пока что в ЕС решили заморозить действие принятой директивы; сейчас она обсуждается в стенах Европарламента, однако окончательно отступать европейцы не планируют и ищут более щадящий режим сбора экологического налога. 

Напомним, что США законодательно запретили выплачивать экологические сборы в пользу ЕС; аналогичный закон принят в Китае и, возможно, в скором времени будет принят в России. В связи с этим сообщения о том, что Казахстан, наоборот, может присоединиться к действиям директивы ЕС, вызвало неоднозначную реакцию в авиасообществе страны.

 

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности