Закадровый передел рынка

Закадровый передел рынка

В Казахстане с 1 декабря розничная цена на бензин марки АИ-92-93 на всех заправках страны составит 82 тенге за литр. Об этом заявил в минувший четверг министр энергетики и минеральных ресурсов РК Сауат Мынбаев. Сегодня средняя цена на бензин марки АИ-92-93 составляет 88 тенге. По словам министра, возглавляемое им ведомство провело совещание со всеми недропользователями и акиматами регионов, где были подписаны соответствующие меморандумы о поставках высокооктанового бензина по стоимости не более 82 тенге за литр.

Потребность в бензине марки АИ-92-93 в декабре оценивается в 180 тыс. тонн. 37,5 тыс. тонн из них будет импортировано. «Импорт также закреплен по каждой области: кто, сколько и куда будет поставлять», — добавил чиновник. По словам министра, цена в 82 тенге за литр является порогом рентабельности поставок бензина из России. «Сейчас там цены на бензин начали снижаться, однако еще пять дней назад импортировать бензин с последующей розничной ценой продажи в 82 тенге было бы невыгодно», — отметил г-н Мынбаев. При этом он добавил, что в случае нерентабельности поставок необходимого объема бензина из России «Торговый Дом “КазМунайГаз”» (ТД КМГ) завезет в страну импортный бензин «себе в убыток».

Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) и Агентство по защите конкуренции в течение четырех дней должны скорректировать оптовые цены на бензин доминантов данного рынка. По информации г-на Мынбаева, в ряде случаев на сегодняшний день оптовая цена зафиксирована на уровне 69 тыс. тенге за тонну, или 54 тенге за литр. «Между 54 тенге и 82 тенге слишком жирная разница, которая достается розничным продавцам», — сказал он, добавив, что оптовая цена должна быть подведена под 82 тенге за литр, чтобы произошла минимизация маржи у розничных посредников.

Министр также обратился к премьер-министру Кариму Масимову с просьбой привлечь правоохранительные органы для контроля за действиями мелких перекупщиков с тем, чтобы они соблюдали установленный предел розничной цены на бензин.

Ситуацию на бензиновом рынке осложняют трудности, с которыми столкнулся лидирующий игрок — компания «Гелиос». В первых числах ноября антимонопольщики разрешили «дочке» ТД КМГ — АО «КазМунайГаз Онимдери» и контролируемой китайской стороной Sinooil повысить цены на бензин марки АИ-93 с 70 и 72 тенге за литр соответственно до 88 тенге, тогда как «Гелиосу» — с 72 тенге до 75. При этом «Гелиос» продает бензин, произведенный из российской нефти, тогда как КМГ и Sinooil используют местное сырье. Ситуация разрешится лишь после унификации цен на АИ-93, о которой сообщил г-н Мынбаев. АРЕМ разрешило «Гелиосу» поднять цену до 82 тенге за литр. Однако «Гелиос» по-прежнему в уязвимом положении. На сегодня он имеет самую разветвленную сеть АЗС в республике — 239 заправок в 52 населенных пунктах (чистая прибыль компании за 2008 год — 36,9 млрд тенге. — «ЭК»). По высокооктановому бензину «Гелиос» занимает свыше 35% рынка. Второе место у розничной сети КМГ (имеет 175 АЗС, занимает около 10% рынка). В августе ТД КМГ стал 100-процентным акционером Павлодарского НХЗ. И то, что «Гелиос» выступает давальцем сырья и получает бензин как раз на этом заводе, на руку КМГ. По информации пресс-службы «Гелиоса», компания имеет долгосрочный договор с Павлодарским НХЗ. При этом пресс-служба затруднилась сообщить точно, на какой срок. Вполне возможно, что нацкомпания пересмотрит договорную базу Павлодарского НХЗ. У КМГ есть собственная сеть АЗС, которую нацкомпания намерена расширять. Если же она получит контроль над «Гелиосом», то сразу станет абсолютным монополистом на рынке горюче-смазочных материалов.