Нужен вагон и маленькая тележка

Нехватка зерновозов осложнила и без того вялотекущий экспорт. Замедление экспортных поставок может привести к тому, что Казахстан подойдет к новому маркетинговому году с огромными переходящими запасами

Нужен вагон и маленькая тележка

Казахстан собрал в этом году около 20 млн тонн зерна в чистом весе, в том числе 17,5 млн тонн пшеницы. Экспортный потенциал оценивается в 7—10 млн тонн. Его просто необходимо поставлять за рубеж, так как мощности по его хранению внутри страны составляют порядка 14 млн тонн. Элеваторы сейчас стоят переполненные, а часть урожая хранится на токах у крестьян, где велика вероятность его порчи. Ситуация осложняется тем, что экспорт идет очень медленно. К началу декабря отгружено около 1,16 млн тонн зерна с учетом переходящих запасов прошлого года. При этом до конца июня следующего года, когда начнется новый маркетинговый год, активность покупателей затихнет, а крестьяне уже будут заняты новым урожаем, республике необходимо экспортировать большую часть пшеницы, чтобы подойти к новому осеннему урожаю с минимальными переходящими запасами. Для этого Казахстану следует экспортировать не менее 800 тыс. тонн в месяц. Пока страна в этот график не укладывается. Замедление экспорта может обернуться для страны получением больших остатков к концу текущего маркетингового года. Если это произойдет, то урожай 2010 года будет просто негде хранить.

Экспорт по зернышку

Основные экспортные поставки сейчас ведутся в южном направлении — в страны Центральной Азии, Иран, Афганистан, куда РК планирует поставить в целом около шести тонн зерна. Кроме этого, по словам вице-министра сельского хозяйства Армана Евниева, Казахстан рассчитывает экспортировать около двух миллионов тонн в направлении Черного и Балтийского морей. В прошлом году республика поставила туда 300 тыс. тонн, а два года назад три миллиона тонн пшеницы. В текущем году поставки в этом направлении осложнены из-за высокой конкуренции со стороны России и Украины. Наши соседи не отстали от нас в установлении рекордов и тоже получили хороший урожай пшеницы: Россия — около 60 млн тонн, Украина — около 20,5 млн тонн, а их экспортный потенциал составит 20 млн тонн и 10,6 млн тонн пшеницы соответственно. Несмотря на это, некоторые казахстанские трейдеры все же заключили контракты на экспорт зерна в черноморские порты. И тут же столкнулись с другой проблемой — невозможностью перевезти туда свою продукцию. «Вагонов <в северном направлении> нет. Хотя если бы сегодня ситуация с ними разрешилась, в Россию на черноморские и азовские порты уходило бы по меньшей мере 150 тысяч тонн зерна в месяц», — говорит генеральный директор «Виталмар Казахстан» Александр Малов. В южном направлении вагоны курсируют.

Мало вагонов

В Казахстане 5200 зерновозов. По словам участников рынка, приемлемого качества из них чуть более четырех тысяч, а потребность в них составляет восемь-девять тысяч. Нехватка зерновозов с началом экспортного сезона и массовыми отгрузками возникает уже не первый год. В нынешнем году ситуация обострилась из-за нескольких факторов. Впервые за несколько лет страна получила такой богатый урожай, а оператор госзакупок АО «НК Продовольственная контрактная корпорация» объявило о закупе объемом в пять миллионов тонн. Все основные зерносеющие области расположены на северы страны, где сейчас не хватает мощностей для хранения полученного урожая. Чтобы избежать порчи зерна, Продкорпорация, уже закупившая три миллиона тонн, начала перемещать зерно в западные регионы, где есть свободные элеваторы. Эти действия госкомпании потребовали значительного количества транспортных средств. «На западе зерно принимают семь элеваторов, куда мы уже перевезли порядка 100 тысяч тонн. По плану перемещение зерна будет завершено к 5 декабря», — рассказал начальник управления внешнеэкономической деятельности и анализа рынков АО «НК Продкорпорация» Казыбек Омаров.

Нехватка вагонов вызвана и тем, что Казахстан обычно берет в аренду российские зерновозы на время активных экспортных поставок. Но в этом году вагоны из России в республику еще не приходили. «Мы сейчас проводим работу с “РусАгроТрансом”, договоренность уже достигнута, осталось только закрепить все подписями», — сообщили нам в пресс-службе АО «Казахстан темир жолы» (КТЖ). Точные даты получения зерновозов неизвестны. Участники рынка полагают, что российской стороне сейчас невыгодно отдавать часть подвижного состава Казахстану, так как в России тоже большие запасы зерна, которые необходимо экспортировать. Передав часть вагонов Казахстану, Россия сама создаст себе конкурента в черноморских и азовских портах.

Для решения этой проблемы нашей стране необходимо задуматься о расширении собственного железнодорожного парка. Этот вопрос был поднят премьер-министром Каримом Масимовым на последнем заседании правительства. «Вместе с “КазАгро” надо отработать вопрос покупки зерновозов. Это наша ахиллесова пята, то, чего нам всегда не хватает. А еще лучше — не покупку зерновозов, а их производство на одном из объектов», — сказал премьер, обращаясь к президенту КТЖ Аскару Мамину.

Для КТЖ приобретение дополнительных вагонов отчасти невыгодно, так как в летний период большая часть зерновозов не используется и простаивает, что увеличивает операционные расходы компании. С другой стороны, для развития зерновой отрасли страны необходимо наличие качественной инфраструктуры, иначе планы по вхождению в пятерку экспортеров зерна могут не выдержать испытания хорошим урожаем.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности