У каждого своя безопасность

Казахстан сделал первый шаг к своей главной цели — проведению в Астане саммита ОБСЕ

У каждого своя безопасность

В старые добрые времена, когда переговоры между государствами велись за закрытыми дверями, каждая из стран имела возможность и, разумеется, суверенное право трактовать их итоги в выгодном для себя свете.

Сегодня, когда тайная дипломатия ушла в прошлое, выросла роль документов, принимаемых на международных встречах. Являясь плодом консенсуса, они невнятны и расплывчаты. Типовое коммюнике выглядит так: участники собрались, обсудили, пришли к выводу о важности этих встреч и договорились о новой встрече. Но профессионалы без труда замечают следы внесенных, но не принятых предложений, борьбы за формулировки, отзвуки чьих-то концепций и осколки разбитых доктрин. А непрофессионалы эти документы просто не читают. Они смотрят по телевизору комментарии экспертов, которые переводят лапидарное «встретились — признали важность — договорились о встрече» в захватывающие истории о столкновении разных подходов, о дипломатических маневрах и, разумеется, победе отечественной дипломатии.

Заседание Совета министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (СМИД ОБСЕ), прошедшее 1—2 декабря в Афинах, было в каком-то смысле модельным для этой организации. По ходу дискуссий и принятым документам можно без труда спрогнозировать ее будущее на ближайшие два-три года.

Законы жанра

ОБСЕ уже несколько лет подряд не может принять политической декларации по итогам встреч министров иностранных дел, которыми завершается каждый год. Причина этого — отказ России подчиняться тем правилам игры, которые предлагал ей Запад, попытка Москвы формулировать и отстаивать собственные интересы. Россия, которая еще несколько лет назад смотрела на ОБСЕ как на досадную обузу, бесполезную и с точки зрения выстраивания диалога с Западом, и для защиты своих интересов в Европе, сегодня методично использует практически все направления работы и принципы ОБСЕ для того, чтобы вынудить страны Запада оправдываться в несоблюдении того, к чему они сами прежде призывали Россию.

Для того чтобы от обсуждения формулировок вернуться к обсуждению проблем, было решено выйти на неофициальный уровень. Летом этого года на греческом острове Корфу прошла неформальная министерская встреча ОБСЕ. Главным результатом дискуссий на неофициальном уровне, по словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, стало то, «что они выявили всеобщую неудовлетворенность состоянием дел в Евроатлантическом регионе, которую уже не прикрыть удобными обкатанными формулами, прославляющими “достижения” ОБСЕ». Опыт таких дискуссий был признан удачным, им присвоили звание «процесса Корфу» и в специальной декларации решили, что он будет продолжен.

В какой форме это произойдет в период нашего председательства, пока не вполне понятно, поскольку мы отстаиваем идею проведения саммита — встречи глав государств. По сути дела, это тоже способ преодолеть недостатки министерских встреч, только не снижая их уровень до неформального, а, напротив, повышая его. Чем выше уровень участников, тем больше текст итогового заявления абстрагируется от конкретных проблем. Это казахстанский МИД хорошо знает еще по опыту подготовки саммита государств—участниц Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

В заключительном пункте министерской декларации по процессу Корфу содержится приветствие Казахстану, который будет первой страной Центральной Азии, ставшей председателем организации. У нас чаще говорят о том, что Казахстан — первое постсоветское государство, избранное председателем ОБСЕ. Ни в Вене, ни в Астане не вспоминают о том, что ОБСЕ впервые возглавит государство, в котором ни одни из прошедших за годы независимости выборов не были признаны самой ОБСЕ свободными и демократичными. Во-первых, вспоминать об этом уже поздно, а главное — это никому не нужно. Движение к демократии важнее самой демократии.

Конференциальная дипломатия

В своем выступлении министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев вполне ясно обозначил наши подходы к работе ОБСЕ на трех основных направлениях — военно-политическом, экономическом и гуманитарном. В военно-политической сфере мы будем следовать в фарватере России. Ни грузинский, ни приднестровский, ни даже карабахский конфликты просто не были упомянуты. Они вне сферы нашей компетенции.

Казахстан дал понять, что он является военно-политическим союзником России. Глава внешнеполитического ведомства поддержал позицию России по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), заявив: «Все государства должны приложить максимум усилий для преодоления сегодняшней тупиковой ситуации по вопросу Адаптированного ДОВСЕ, со всей серьезностью и ответственностью отнестись к российскому проекту Договора о европейской безопасности». Кроме того, он сказал, что распространенный российской стороной проект Договора о европейской безопасности должен быть серьезно изучен. В ответ Россия поддерживает транспортную тематику экономфорума ОБСЕ, предложенную Казахстаном.

Специальным решением на заседании было принято предложение Казахстана о проведении в Астане 29—30 июня будущего года конференции высокого уровня по толерантности и недискриминационному отношению. По словам Каната Саудабаева: «Казахстан рассматривает толерантность и недискриминацию как один из главенствующих факторов стабильности и намерен максимально задействовать потенциал ОБСЕ для развития диалога религий, культур и цивилизаций, преодоления национализма, религиозной нетерпимости, расизма, ксенофобии и антисемитизма».

Толерантность — это именно та область, где мы чувствуем за собой моральное право выступать в роли если не критиков других стран, то по крайней мере учителей. «В нашей многонациональной и мультиконфессиональной стране накоплен весьма солидный позитивный опыт обеспечения мира и согласия. Более того, под лидерством президента Назарбаева мы успешно проецируем наш опыт на международную арену», — заявил г-н Саудабаев.

Из заявлений председательствующей в ЕС Швеции (сделанных ею от лица всего Евросоюза) можно узнать, что европейцы пытались навязать антироссийские резолюции по Южной Осетии и Абхазии, а также по Приднестровью. Разумеется, Россия со своими друзьями и союзниками по ОДКБ принятие таких решений заблокировала. Но для Казахстана важнее другое — совместно с Россией нам удалось заблокировать и решения о свободе прессы и верховенстве закона. Сожаление по этому поводу выразили не только европейцы, но и заместитель госсекретаря США Джеймс Стейнберг. Европейцы, в свою очередь, фактически отвергли предложенный Россией проект Договора о европейской безопасности, дав понять, что за безопасность в Европе отвечает НАТО.

Министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов в своем выступлении подробно остановился на опасности, связанной с уже существующими и планируемыми плотинами и электростанциями на Амударье и Сырдарье в Киргизии и Таджикистане. Из глобальных проблем Ташкенту милее ситуация в Афганистане, поскольку обсуждать ее можно лишь с учетом позиции соседних государств.

Кроме того, Узбекистан в очередной раз отказался поддержать претензии Казахстана на региональное лидерство, в данном случае — в форме места проведения саммита 56 стран ОБСЕ. Владимир Норов заявил, что проведение саммита ОБСЕ — дело хорошее, но сегодня даже на министерском уровне невозможно достичь консенсуса и принять итоговый документ, поэтому прежде чем ставить вопрос о проведении саммита ОБСЕ в 2010 году, необходимо найти компромисс внутри организации по важным вопросам современной политики. Примерно такую же позицию заняли и Соединенные Штаты.

Словом, у каждого своя безопасность. У одних воды мало, другим мешает спать отсутствие свободы слова у соседей.

«Стратегическое предвидение»

Было время, когда мы упрекали ОБСЕ в перекосах и чрезмерном увлечении вопросами третьей, гуманитарной корзины в ущерб первым двум. Сегодня вопросы демократии и прав человека для нас — повод для гордости, а вовсе не стыда, как думают некоторые. Как заявил глава внешнеполитического ведомства Казахстана: «В текущем году с учетом рекомендаций ОБСЕ были внесены существенные поправки в законодательство о выборах, политических партиях, СМИ, местном самоуправлении». У казахстанских партий и журналистов эти слова могут вызвать лишь смех вперемешку со слезами, но ОБСЕ они, судя по всему, вполне устраивают. Ведь были же поправки? Были. А насколько они существенны — вопрос дискуссионный.

Описание наших планов — просто маленький шедевр спичрайтеров, сверхпрочный сплав ответственности и бессмысленности: «Дальнейшие шаги Казахстана в области демократизации будут в полной мере корреспондироваться с теми целями и задачами, которые мы поставили перед собой в рамках председательства в ОБСЕ».

А завершилось выступление Каната Саудабаева тем, ради чего, видимо, и начинался когда-то этот утомительный и затратный марафон к председательству — предложением о созыве саммита. «В этой связи хотел бы вновь обратиться к уважаемым коллегам с просьбой проявить политическую волю и стратегическое предвидение и включить в текст принимаемого на СМИД решения вопроса о проведении саммита ОБСЕ в 2010 году», — сказал министр. Министерская декларация по Корфускому процессу о казахстанском предложении упоминает, но положительного ответа не дает. Многие сомневаются в целесообразности саммита. Так депутаты казахстанского парламента не могли поверить в то, что столица страны будет перенесена в Акмолу. Не хватало им стратегического предвидения.

Проведение саммита ОБСЕ в Астане в 2010 году можно считать вопросом почти решенным. С одной стороны, наша страна способна организовать проведение саммита на высоком уровне — как в отношении повестки дня встречи, так и в протокольном смысле. С другой — именно саммит поднимает внешнеполитический триумф Астаны с министерского уровня на президентский. Следовательно, проект саммита ОБСЕ получает статус президентского, то есть обязательного для исполнения. По крайней мере, для Казахстана.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?