Синий экран спада

На рынке персональных компьютеров в этом году будет зафиксирован самый большой спад с 1996 года. Однако ситуация в последние месяцы начала улучшаться, и участники рынка полны оптимизма

Синий экран спада

Реакция казахстанского рынка персональных компьютеров (ПК) на кризис была неоднозначной. Влияние первой волны кризиса, начавшегося у нас осенью 2007 года, было не очень сильным. По данным компании IDC Kazakhstan, в 2008 году рынок продаж ПК упал всего на 2,5% по сравнению с пиковым 2007 годом по количеству проданных компьютеров и на 6,2% в денежном выражении. В абсолютных цифрах объем рынка составил 461,4 тыс. ПК, или 387,5 млн долларов. А вот влияние второй волны кризиса (осень 2008 года) оказалось более сильным. По оценке IDC, в 2009 году рынок может упасть более чем на 20% по сравнению с годом предыдущим. «Это связано, прежде всего, с общей экономической ситуацией в стране — в 2009 году началось хоть и небольшое, но падение экономики, и это сразу отразилось на рынке ПК. Наблюдения показывают, что этот рынок очень чувствителен к положительной (или отрицательной) динамике в экономике: если экономика растет, то рынок ПК растет гораздо быстрее, и наоборот», — отмечает старший аналитик IDC Kazakhstan Андрей Верховод.

В период падения на рынке усилилась конкуренция, и среди компаний, которые остаются в выигрыше, — те, кто имеет диверсифицированный бизнес. При этом от более сильного спада продаж игроков спасли интерес потребителей к ноутбукам и госзаказы.

Ноутбуку кризис не страшен

В Казахстане, как и во всем мире, основной тенденцией последних лет на рынке ПК является сдвиг спроса в сторону ноутбуков. Андрей Верховод отмечает, что кризис почти не повлиял на этот процесс ни у нас, ни в других странах. «Однако в Казахстане эта тенденция имеет свои особенности — в нашей стране переход на ноутбуки не такой агрессивный, как в Западной Европе или даже в России. Так, например, если в 2008 году ноутбуки занимали около 63% всего рынка ПК в Западной Европе и 49% рынка ПК в России, то у нас этот форм-фактор занимал около 31% всего рынка ПК», — говорит г-н Верховод. Однако процесс перехода на ноутбуки в Казахстане постепенно набирает скорость и, по оценке IDC, в текущем году сегмент ноутбуков может занять свыше 40% всего рынка. Спрос на мобильные компьютеры стал одним из факторов, поддерживающих рынок в период проблем в экономике.

Например, сегмент ноутбуков в 2008 году был единственным из трех, где поставки росли. Его объём составил 142,3 тыс. штук, что соответствует ежегодному росту на 26,3%. Таким образом, ноутбуки стали основным двигателем рынка ПК в Казахстане. В то же время в прошлом году сегмент настольных компьютеров сократился на 11,7% и составил 312,2 тыс. штук. Объем поставок серверов в Казахстан, по сравнению с очень успешным 2007 годом, уменьшился на 2,2% и составил 6,8 тыс.

Коммерческий директор Glotur Production Юрий Кулиняк также отмечает рост спроса на ноутбуки: «Ноутбуки и настольные компьютеры хорошей комплектации сейчас начинают выравниваться по цене. При этом по функциональности ноутбуки не уступают настольным компьютерам. Последние сейчас покупают в основном компании, где есть потребность в дешевых, недорогих конфигурациях, а те, кто может позволить себе более дорогие, предпочитают покупать лэптопы».

Как сказал PR-менеджер АО «Логиком» Андрей Нижников, около 33% всех продаж в розничной сети их магазинов приходится именно на ноутбуки. И продажи за девять месяцев текущего года выросли примерно на 15%.

Глава IT департамента Samsung Electronics Kazakhstan Ильяс Ахинов отметил также динамичное развитие рынка нетбуков. «Потребителям все больше интересны продукты по конкурентным ценам. Кроме того, если технология WiMax будет запущена в следующем году, есть все предпосылки ожидать бурный рост продаж нетбуков», — говорит  Ильяс Ахинов

Розничный рынок

Еще одним поддерживающим фактором для рынка стали государственные заказы. Традиционно государство играет значительную роль на рынке ПК в Казахстане — прежде всего за счет крупных проектов в госсекторе и секторе образования, финансируемом за счет государства. «Например, крупные проекты, связанные с компьютеризацией школ в 2008 и в 2009 годах, сыграли значительную положительную роль на рынке ПК в прошлом году и продолжают играть в текущем. Фактически проекты, проведенные в госсекторе, не дали обрушиться рынку ПК в 2008-м и заметно поддерживают его в этом году», — говорит Андрей Верховод.

Например, в Glotur Production, позиционирующей себя как корпоративно-ориентированная компания, отметили, что госорганизации занимают примерно 80% продаж.

В этом году поддержка государства начала ослабевать вместе с остальным корпоративным сектором из-за сокращения бюджетов. И сейчас в выигрышном положении находятся компании, обслуживающие как корпоративных, так и розничных клиентов.

«Несмотря на снижение динамики в корпоративных сделках, мы отмечаем неослабевающую покупательскую активность в розничном сегменте. Сегодня вниманию покупателя предоставляются не только интересные ценовые предложения, но и внедрение программ лояльности в формате кредитования потребителя, без предоплаты и переплаты, гарантированных подарков и обязательного сервиса», — рассказывает г-н Нижников. Ильяс Ахинов отметил: «В 2007 году по отдельным каналам сбыта доля корпоративного рынка составляла около 50% по IT-продуктам, в 2009 году корпоративный рынок составил согласно нашим данным около 15—20%. В данный момент основным покупателем является розничный канал».

Есть смысл побороться

Андрей Верховод отмечает, что на рынке ПК в Казахстане сильны как международные компании, так и отечественные сборщики. В 2008 году, в частности, отечественные компании по-прежнему доминировали в секторе настольных компьютеров. В прошлом году они контролировали 74,2% рынка. В этом году у казахстанских компаний есть шанс усилить свои позиции.

«Сейчас даже у нацкомпаний, крупного бизнеса, банков спрос смещается в сторону компьютеров, собранных на территории Казахстана. Многие компании уходят от «белых» компьютеров (бренднеймов), которые значительно дороже при той же гарантии три года, и больше доверяют ведущим казахстанским компаниям. По цене наши компьютеры выигрывают, поскольку получаются примерно на 30% дешевле. Кроме того, «белые» компьютеры тяжело поддаются апгрейдированию, в отличие от тех компьютеров, которые собираются внутри страны. Сейчас кризис, все пытаются экономить, поэтому развивается такая тенденция, и она нас радует», — говорит Юрий Кулиняк.

При этом когда начал чувствоваться спад продаж, конкурентная борьба заметно усилилась и активизировались как отечественные, так и зарубежные игроки. Как рассказал г-н Нижников, на рынке сейчас можно встретить массу ценовых товарных предложений, которые достаточно привлекательны для совершения как первой, так и второй покупки. «Все участники рынка стали более интенсивно привлекать внимание потребителей, используя различные информационные носители. Акцент от дорогостоящих, таких как билборды и реклама на ТВ, сместился в сторону более гибких и менее затратных каналов: промо-, on-line и партизанский маркетинг. Эта тенденция, я думаю, будет увеличиваться. Например, реклама в сети Интернет позволяет достаточно точно отслеживать эффективность рекламной кампании. Но ограничиваться подобными носителями в Казахстане нельзя, поскольку лишь 12% нашего населения активно пользуются всемирной паутиной», — рассказывает Андрей Нижников.

Дела народные

Несмотря на временные трудности, рынок персональных компьютеров сохраняет большие перспективы на ближайшие годы. Значительная недонасыщенность является одним из основных двигателей роста рынка ПК в Казахстане. «Нам было, есть и будет куда расти ближайшие несколько лет», — считает Андрей Верховод. Он приводит такой пример: даже на сверхнасыщенный рынок ПК Германии в 2008 году было поставленно 146 ПК на каждую тысячу жителей, у нас — 30. Андрей Нижников отметил, что по официальной статистике, около 16% семей имеют у себя дома компьютеры, что сохраняет хорошие перспективы для развития отрасли примерно на 10 лет.

Ильяс Ахинов приводит и другой пример: «Страны Прибалтики, такие как Латвия, Литва, Эстония, где общее население составляет около семи миллионов человек, потребляют в два раза больше компьютерных продуктов, чем вся Средняя Азия (Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Казахстан), где общее население составляет 60 миллионов человек. Связано это с тем, что большинство населения не урбанизировано и не имеет доступа к таким средствам связи, как Интернет. Кроме того, большая часть населения имеет низкий уровень дохода».

Реализовать этот потенциал предполагалось с помощью программы «Народный компьютер». Этот проект инициировало Агентство информатизации и связи при участии «Казпочты» и ведущих компьютерных компаний страны, он предполагал выпуск дешевых компьютеров. Однако пока проект не получил практического воплощения. «Планировалось, что человек приходит в отделения “Казпочты” и заказывает себе компьютер, условно за 30—40 тысяч тенге. Через “Казпочту”  деньги клиента поступают нам, а мы отправляем ему компьютер. В реалии этот механизм не работает, — рассказывает Юрий Кулиняк. — Спрос на эти компьютеры, конечно, будет. В районных центрах, удаленных небольших городах, существует потребность в компьютерах, но зарплаты там на несколько порядков меньше, чем, например, в Алматы. Так что это очень актуальный проект. Большая часть населения страны — это целевая аудитория для продажи таких компьютеров. И я думаю, многие компьютерные компании были бы готовы поработать в этом проекте».

Новый хороший год

Участники рынка рассказывают, что наиболее тяжелым было начало 2009 года, но сейчас ситуация улучшается. «По оценочным данным, рынок персональных компьютеров в Казахстане за первое полугодие текущего года сократился более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но при положительной динамике роста продаж во втором полугодии данная цифра будет выглядеть более оптимистично, — отмечает директор представительства компании Acer CIS Inc. в Казахстане Виталий Шевцов. Юрий Кулиняк отмечает, что в начале этого года наблюдалось падение продаж примерно на 30%: «Но с лета продажи начали расти, и сейчас мы примерно на уровне осени прошлого года».

Более оптимистичные прогнозы участники рынка делают на следующий год. 2009-й — год падения рынка, по всей видимости, сильнейшего за все время наблюдений IDC за рынком ПК в Казахстане (с 1996 года). Однако в IDC считают, что в 2010-м начнется его восстановление. «Не очень быстрое, но быстрее, чем предполагаемое восстановление всей экономики. Прежде всего за счет опережающего роста рынка ноутбуков, которые становятся все более популярны в нашей стране, причем не только в потребительском сегменте, но и на проектном рынке», — говорит г-н Верховод и добавляет, что в Казахстане по-прежнему будет силен сегмент настольных ПК. В отличие от Западной Европы у нас очень большая недонасыщенность всего рынка, поэтому относительно недорогие настольные ПК сохранят популярность как минимум в ближайшие два года.

В Samsung Electronics Kazakshtan прогнозируют в 2010 году оживление корпоративного рынка и увеличение продаж официальных представительств иностранных компаний. В Samsung это связывают с ужесточением таможенного контроля в рамках Таможенного союза и последующим сокращением неофициального канала импорта из Дубая и других регионов.