Топ «Яндекса» как зеркало блогосферы

Топ «Яндекса» как зеркало блогосферы

Русскоязычным интернет-пользователям вести и читать блоги определенно по душе. Если верить данным счетчиков исследовательской компании TNS, летом этого года месячная аудитория самого популярного сервиса для ведения блогов — «Живого журнала» составляла почти 8,5 млн человек. Свыше 5 млн человек ежемесячно заходят на блоги в Liveinternet, и еще около 3,5 млн человек — блоги на Mail.ru. При этом если у среднестатистического блогера всего 18 друзей (и примерно схожее число читателей), как сообщает «Яндекс», то у самых популярных, виднейших блогеров страны ежедневное число читателей может достигать нескольких десятков тысяч, а их месячная аудитория — ста тысяч. Таких блогеров принято называть топовыми, так как в рейтинге блогов «Яндекса» они входят в первые топ-100 блогеров.

Рейтинг «Яндекса» для всякого топового или хотя бы профессионального блогера зачастую имеет почти сакральное значение — он показывает значимость каждого блога и позволяет сравнить ее с конкурентами. Программисты «Яндекса» составили рейтинг на основе двух показателей — числа читателей и авторитетности блогера, которая базируется на множестве факторов вроде того, как часто на блогера ссылаются, комментируют и так далее. В результате рейтинг породил среди многих тщеславных блогеров настоящее соцсоревнование: кто расположился выше — тот и круче. Что еще немаловажно: чем выше блогер занимает позицию в рейтинге, тем больше его шансы подороже продать скрытую рекламу в своем блоге.

Подлинно знаковой частью рейтинга «Яндекса» стал так называемый топ самых популярных постов в блогосфере, который ежедневно обновлялся на основе данных компании о посещаемости и обсуждаемости различных записей. Однако 3 декабря «Яндекс» официально закрыл свой топ. Причиной такого решения в компании назвали преображение рейтинга из простенького сервиса для блогеров, который позволял находить самые горячие темы дня в блогосфере, в мощный медийный рупор, который использует в своих целях кто ни попадя — спамеры, мошенники и радикалы всех мастей.

«Яндекс» не скрывает, что причиной закрытия топа стали именно «социальные накрутки» — когда кидается клич «выведем в топ „Яндекса”», и люди добровольно ставят ссылки на ту или иную запись. Например, во время аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в топ была выведена запись юзера rukhakasia, который утверждал, что на затопленной станции через несколько дней после катастрофы слышны стуки и надо срочно спустить воду, затопить близлежащие деревни, чтобы якобы спасти людей на ГЭС. Все это, естественно, оказалось неправдой. «Что делать с так называемой социальной накруткой? Мы рассудили, что это естественная активность пользователей интернета, и не чинили никаких препятствий попаданию таких записей в рейтинг. Однако сервис все больше становится не зеркалом, а инструментом для выведения в топ и дальнейшего распространения нужной темы в СМИ. Привычку просматривать страницу рейтинга приобрели журналисты, выведение в топ стало платной услугой, и вот уже власти предержащие смотрят на рейтинг записей как на глас народа», — прозрачно намекнул на проблемы компании глава службы «Поиск по блогам» «Яндекса» Антон Волнухин.