Падали долго, упали без боли

Несмотря на значительное падение рынка, бизнес страховых компаний по-прежнему остается высокоприбыльным

Падали долго, упали без боли

В текущем году падение страхового рынка выглядит еще более глубоким, чем в 2008 году. Спад квартальных премий относительно соответствующих периодов прошлого года затянулся на пять кварталов.

Причины падения страхового рынка довольно очевидны. Снижение деловой активности, уменьшение объемов банковского кредитования и доходов населения, замедление темпов строительства оказали негативное влияние на страховой сектор. В 2008 году под влиянием кризиса поступление страховых премий сократилось на 7,7% относительно 2007 года, а за три квартала 2009-го спад составил уже 16,8% относительно соответствующего периода прошлого года.

Добровольный балласт

Наибольшее снижение наблюдалось по добровольному имущественному страхованию. По итогам 10 месяцев он упал на 35,1%. А именно: по страхованию гражданско-правовой ответственности (ГПО) (–67,5%), страхованию гарантий и поручительства (–99,6%) и страхованию финансовых убытков (–55,4%). «Если остановиться на этих классах страхования, то здесь падение довольно объективное. Обычно эти виды страхования используются как инструменты «налогового убежища» или кэптивного страхования. И то и другое не является рыночным страхованием, существенно искажает картину страхового рынка и тормозит его развитие», — отмечает председатель правления СК «Лондон-Алматы» Ергали Бегимбетов.

На четверть потеряли в объеме премии по добровольному страхованию автомобиля — авто-каско. Это объясняется сужением спроса на автокредитование. В 2008 году объем розничной торговли автомобилями сократился на 30%. Следовало ожидать, что отрицательная динамика сохранится в 2009-м.

К пострадавшим видам можно также отнести медицинское страхование, страхование жизни и от несчастных случаев. Но в абсолютном значении падение по этим видам значительно уступает упомянутым выше. Премии по медицинскому страхованию снизились на 0,4 млрд тенге, жизни — на 0,44 млрд, а по страхованию от несчастных случаев — на 0,5 млрд тенге.

Компании в прибыли

Несмотря на то что рынок упал, деятельность страховых компаний по-прежнему остается высокоприбыльной. Это подтверждают как показатели рентабельности, так и коэффициенты убыточности страховщиков.

Для расчета коэффициентов убыточности и затрат мы использовали сводные балансы и отчеты о прибылях и убытках, размещенные на сайте Агентства финансового надзора, и данные финансовой отчетности 11 страховых компаний, работающих в отрасли общего страхования. Суммарная рыночная доля этих компаний в октябре составила более 56%. Компании были разбиты на две группы: аффилированные с банками и промышленными группами и неаффилированные. К первой группе, как правило, относятся крупные страховщики, специализирующиеся в добровольных имущественных видах страхования. Вторая группа представлена средними по размеру компаниями, в основном ориентированными на обязательные виды и с большей диверсификацией страхового портфеля.

В 2008 году снижение объемов премий при увеличении страховых выплат привело к повышению комбинированного коэффициента убыточности-нетто (без учета доли перестраховщика). Он по-прежнему оставался на приемлемом, хоть и низком уровне. Коэффициент убыточности по обязательному страхованию в целом составил 50%. А по добровольному имущественному страхованию 22%.

В 2009 году снижению показателя убыточности способствовало уменьшение выплат и оптимизация компаниями своих административных расходов. Главный вклад в совокупный комбинированный коэффициент убыточности внесли аффилированные компании.

Используя банковский канал продаж, страхуя крупные риски и имея преимущество экономии за счет эффекта масштаба, они демонстрируют более низкие, чем у неаффилированных компаний, показатели коэффициента затрат.

Более высокий коэффициент затрат неаффилированных компаний объясняется их работой с обязательными видами страхования, с розничным и относительно некрупным корпоративным сегментом. Это отражается на размере выплачиваемых комиссионных вознаграждений агентам и на управленческих расходах.

В целом кризис хоть и пошатнул страховую отрасль, но не лишил ее высокой прибыльности, и в финансовом плане страховщики чувствуют себя вполне комфортно.

Рентабельность активов и собственного капитала страховых компаний хоть и снизилась с приходом кризиса, но по-прежнему остается на высоком уровне. Во-первых, компаниям нет необходимости прятать прибыль с целью снижения налогооблагаемой базы, так как для них предусмотрены налоговые льготы (ставка налогообложения составляет 4% от премий брутто). Во-вторых, уровень конкуренции на рынке добровольного имущественного страхования, где формируются основные прибыли, пока еще низкий. В-третьих, основной вклад в формирование совокупного показателя рентабельности активов вносят крупные аффилированные компании, которые активно используют налогооптимизирующие операции, характеризующиеся низким уровнем выплат и, соответственно, высокими прибылями.

От схем к рынку

Характерной чертой страхового рынка Казахстана является его высокая концентрация. На долю пяти крупнейших компаний в ноябре текущего года приходилось 48,3% совокупных премий, доля 10 крупнейших страховщиков составила 65,8%.

Если рассматривать страховую отрасль в разрезе классов, то можно заметить, что наименьший уровень концентрации присущ сегменту обязательного страхования. Здесь наблюдается высокий уровень конкуренции и соответственно более агрессивная борьба страховщиков за клиентов. В период кризиса доля обязательного страхования, как самого устойчивого, выросла до 24%, но очевидно, что в перспективе рынок должен развиваться за счет добровольных видов страхования.

Концентрацию в добровольных видах обеспечивает кэптивный характер отрасли. Это создает барьеры для проникновения на рынок имущественного и личного страхования других компаний, что оказывает негативное влияние на конкуренцию и сдерживающий эффект для развития рынка.

На наш взгляд, развитие страховой культуры и популяризации страхования — одна из основных задач страховщиков.

По словам председателя правления СК «Сентрас Иншуранс» Талгата Усенова, казахстанскому страховому рынку свойственны неразвитость инфраструктуры и страховой культуры среди населения. «В том, что рыночное страхование, то есть страхование клиентов с рынка, имеет еще слабый охват, отчасти виновны и сами страховщики. Работы по популяризации страхования проводится очень мало, линейка понятных и простых для клиентов продуктов пока еще узкая, многие страховые продукты недоступны большинству потребителей по цене, — констатирует эксперт. — К сожалению, некоторые страховщики все еще фокусируют свою активность только на обязательных видах страхования и не пытаются развивать добровольные виды. А некоторые игроки, кажется, преследуют краткосрочные цели — заработать любой ценой, любые деньги, а с ответственностью потом как-нибудь. Это приводит к недоверию потребителей страхованию в целом. Страхование — долгосрочный бизнес, и нужно прилагать много усилий и инвестиций для полноценного развития и охвата большего числа населения и компаний».

Говоря о существующих проблемах на рынке, практически все страховщики говорят о необходимости ограничения агентских вознаграждений, которые порой доходят до 50%. Речь идет в первую очередь об обязательных видах страхования. Законодательно установленные тарифы не дают возможностей для ценового демпинга, поэтому своего рода демпинг проявляется в завышении комиссии для страховых посредников. В результате формируются страховые резервы, неадекватные принимаемым рискам, что ставит под сомнение способность отвечать по своим дальнейшим обязательствам. Как отмечает председатель правления СК «Казкоммерц-Полис» Сергазин Мейрам: «Планируемые изменения ограничения выдачи вознаграждений агентам позволят вести конкурентную борьбу между компаниями, не прибегая к неоправданно высоким агентским вознаграждениям, что негативно сказывается на рентабельности страховых компаний».

Три шага к счастью

Несмотря на существующие недостатки, которые свойственны практически всем молодым рынкам, в долгосрочном периоде у страховой отрасли страны есть вполне привлекательные перспективы развития.

Для нас эти перспективы видятся в следующем.

Во-первых, сокращение доли кэптивного страхования и псевдостраховых налогооптимизирующих операций после отмены существующего налогового режима будет способствовать развитию конкуренции и качеству услуг на рынке. Приоритетным направлением деятельности для страховщиков должно стать развитие розничного и мелкокорпоративного сегмента, которое должно сопровождаться снижением тарифов с учетом платежеспособности населения.

Во-вторых, постепенный рост капитализации компаний будет способствовать укреплению финансовой устойчивости страховщиков и позволит им брать на себя бо льшие риски, не допуская значительного перетока премий за рубеж в счет перестрахования. Еще один способ повысить коэффициент удержания — развитие рынка сострахования, подразумевающего взаимодействие и сотрудничество компаний.

В-третьих, развитие страхования в регионах страны, увеличение присутствия в них страховых компаний.

Говоря о 2010 годе, не стоит ждать ощутимого роста страхового рынка. Все будет зависеть от общей экономической ситуации в стране. При прогнозируемом росте ВВП в размере 2,4% можно ожидать увеличения объема собираемых премий на 0—3%. Эпоха легких денег закончилась, и в ближайшие годы мы уже не сможем наблюдать докризисных темпов роста. Рынку потребуется еще несколько лет, чтобы продемонстрировать результаты, сопоставимые с уровнем 2007 года.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее