Падали долго, упали без боли

Несмотря на значительное падение рынка, бизнес страховых компаний по-прежнему остается высокоприбыльным

Падали долго, упали без боли

В текущем году падение страхового рынка выглядит еще более глубоким, чем в 2008 году. Спад квартальных премий относительно соответствующих периодов прошлого года затянулся на пять кварталов.

Причины падения страхового рынка довольно очевидны. Снижение деловой активности, уменьшение объемов банковского кредитования и доходов населения, замедление темпов строительства оказали негативное влияние на страховой сектор. В 2008 году под влиянием кризиса поступление страховых премий сократилось на 7,7% относительно 2007 года, а за три квартала 2009-го спад составил уже 16,8% относительно соответствующего периода прошлого года.

Добровольный балласт

Наибольшее снижение наблюдалось по добровольному имущественному страхованию. По итогам 10 месяцев он упал на 35,1%. А именно: по страхованию гражданско-правовой ответственности (ГПО) (–67,5%), страхованию гарантий и поручительства (–99,6%) и страхованию финансовых убытков (–55,4%). «Если остановиться на этих классах страхования, то здесь падение довольно объективное. Обычно эти виды страхования используются как инструменты «налогового убежища» или кэптивного страхования. И то и другое не является рыночным страхованием, существенно искажает картину страхового рынка и тормозит его развитие», — отмечает председатель правления СК «Лондон-Алматы» Ергали Бегимбетов.

На четверть потеряли в объеме премии по добровольному страхованию автомобиля — авто-каско. Это объясняется сужением спроса на автокредитование. В 2008 году объем розничной торговли автомобилями сократился на 30%. Следовало ожидать, что отрицательная динамика сохранится в 2009-м.

К пострадавшим видам можно также отнести медицинское страхование, страхование жизни и от несчастных случаев. Но в абсолютном значении падение по этим видам значительно уступает упомянутым выше. Премии по медицинскому страхованию снизились на 0,4 млрд тенге, жизни — на 0,44 млрд, а по страхованию от несчастных случаев — на 0,5 млрд тенге.

Компании в прибыли

Несмотря на то что рынок упал, деятельность страховых компаний по-прежнему остается высокоприбыльной. Это подтверждают как показатели рентабельности, так и коэффициенты убыточности страховщиков.

Для расчета коэффициентов убыточности и затрат мы использовали сводные балансы и отчеты о прибылях и убытках, размещенные на сайте Агентства финансового надзора, и данные финансовой отчетности 11 страховых компаний, работающих в отрасли общего страхования. Суммарная рыночная доля этих компаний в октябре составила более 56%. Компании были разбиты на две группы: аффилированные с банками и промышленными группами и неаффилированные. К первой группе, как правило, относятся крупные страховщики, специализирующиеся в добровольных имущественных видах страхования. Вторая группа представлена средними по размеру компаниями, в основном ориентированными на обязательные виды и с большей диверсификацией страхового портфеля.

В 2008 году снижение объемов премий при увеличении страховых выплат привело к повышению комбинированного коэффициента убыточности-нетто (без учета доли перестраховщика). Он по-прежнему оставался на приемлемом, хоть и низком уровне. Коэффициент убыточности по обязательному страхованию в целом составил 50%. А по добровольному имущественному страхованию 22%.

В 2009 году снижению показателя убыточности способствовало уменьшение выплат и оптимизация компаниями своих административных расходов. Главный вклад в совокупный комбинированный коэффициент убыточности внесли аффилированные компании.

Используя банковский канал продаж, страхуя крупные риски и имея преимущество экономии за счет эффекта масштаба, они демонстрируют более низкие, чем у неаффилированных компаний, показатели коэффициента затрат.

Более высокий коэффициент затрат неаффилированных компаний объясняется их работой с обязательными видами страхования, с розничным и относительно некрупным корпоративным сегментом. Это отражается на размере выплачиваемых комиссионных вознаграждений агентам и на управленческих расходах.

В целом кризис хоть и пошатнул страховую отрасль, но не лишил ее высокой прибыльности, и в финансовом плане страховщики чувствуют себя вполне комфортно.

Рентабельность активов и собственного капитала страховых компаний хоть и снизилась с приходом кризиса, но по-прежнему остается на высоком уровне. Во-первых, компаниям нет необходимости прятать прибыль с целью снижения налогооблагаемой базы, так как для них предусмотрены налоговые льготы (ставка налогообложения составляет 4% от премий брутто). Во-вторых, уровень конкуренции на рынке добровольного имущественного страхования, где формируются основные прибыли, пока еще низкий. В-третьих, основной вклад в формирование совокупного показателя рентабельности активов вносят крупные аффилированные компании, которые активно используют налогооптимизирующие операции, характеризующиеся низким уровнем выплат и, соответственно, высокими прибылями.

От схем к рынку

Характерной чертой страхового рынка Казахстана является его высокая концентрация. На долю пяти крупнейших компаний в ноябре текущего года приходилось 48,3% совокупных премий, доля 10 крупнейших страховщиков составила 65,8%.

Если рассматривать страховую отрасль в разрезе классов, то можно заметить, что наименьший уровень концентрации присущ сегменту обязательного страхования. Здесь наблюдается высокий уровень конкуренции и соответственно более агрессивная борьба страховщиков за клиентов. В период кризиса доля обязательного страхования, как самого устойчивого, выросла до 24%, но очевидно, что в перспективе рынок должен развиваться за счет добровольных видов страхования.

Концентрацию в добровольных видах обеспечивает кэптивный характер отрасли. Это создает барьеры для проникновения на рынок имущественного и личного страхования других компаний, что оказывает негативное влияние на конкуренцию и сдерживающий эффект для развития рынка.

На наш взгляд, развитие страховой культуры и популяризации страхования — одна из основных задач страховщиков.

По словам председателя правления СК «Сентрас Иншуранс» Талгата Усенова, казахстанскому страховому рынку свойственны неразвитость инфраструктуры и страховой культуры среди населения. «В том, что рыночное страхование, то есть страхование клиентов с рынка, имеет еще слабый охват, отчасти виновны и сами страховщики. Работы по популяризации страхования проводится очень мало, линейка понятных и простых для клиентов продуктов пока еще узкая, многие страховые продукты недоступны большинству потребителей по цене, — констатирует эксперт. — К сожалению, некоторые страховщики все еще фокусируют свою активность только на обязательных видах страхования и не пытаются развивать добровольные виды. А некоторые игроки, кажется, преследуют краткосрочные цели — заработать любой ценой, любые деньги, а с ответственностью потом как-нибудь. Это приводит к недоверию потребителей страхованию в целом. Страхование — долгосрочный бизнес, и нужно прилагать много усилий и инвестиций для полноценного развития и охвата большего числа населения и компаний».

Говоря о существующих проблемах на рынке, практически все страховщики говорят о необходимости ограничения агентских вознаграждений, которые порой доходят до 50%. Речь идет в первую очередь об обязательных видах страхования. Законодательно установленные тарифы не дают возможностей для ценового демпинга, поэтому своего рода демпинг проявляется в завышении комиссии для страховых посредников. В результате формируются страховые резервы, неадекватные принимаемым рискам, что ставит под сомнение способность отвечать по своим дальнейшим обязательствам. Как отмечает председатель правления СК «Казкоммерц-Полис» Сергазин Мейрам: «Планируемые изменения ограничения выдачи вознаграждений агентам позволят вести конкурентную борьбу между компаниями, не прибегая к неоправданно высоким агентским вознаграждениям, что негативно сказывается на рентабельности страховых компаний».

Три шага к счастью

Несмотря на существующие недостатки, которые свойственны практически всем молодым рынкам, в долгосрочном периоде у страховой отрасли страны есть вполне привлекательные перспективы развития.

Для нас эти перспективы видятся в следующем.

Во-первых, сокращение доли кэптивного страхования и псевдостраховых налогооптимизирующих операций после отмены существующего налогового режима будет способствовать развитию конкуренции и качеству услуг на рынке. Приоритетным направлением деятельности для страховщиков должно стать развитие розничного и мелкокорпоративного сегмента, которое должно сопровождаться снижением тарифов с учетом платежеспособности населения.

Во-вторых, постепенный рост капитализации компаний будет способствовать укреплению финансовой устойчивости страховщиков и позволит им брать на себя бо льшие риски, не допуская значительного перетока премий за рубеж в счет перестрахования. Еще один способ повысить коэффициент удержания — развитие рынка сострахования, подразумевающего взаимодействие и сотрудничество компаний.

В-третьих, развитие страхования в регионах страны, увеличение присутствия в них страховых компаний.

Говоря о 2010 годе, не стоит ждать ощутимого роста страхового рынка. Все будет зависеть от общей экономической ситуации в стране. При прогнозируемом росте ВВП в размере 2,4% можно ожидать увеличения объема собираемых премий на 0—3%. Эпоха легких денег закончилась, и в ближайшие годы мы уже не сможем наблюдать докризисных темпов роста. Рынку потребуется еще несколько лет, чтобы продемонстрировать результаты, сопоставимые с уровнем 2007 года.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности