Скорая отложенная помощь

Развитию коммерческих служб «скорой помощи» мешает не столько упавший спрос, сколько отсутствие системы обязательного медицинского страхования

Скорая отложенная помощь

Для большинства людей Новый год — праздник, для врачей «скорой помощи» — время едва ли не самой напряженной работы в году.

Через несколько лет врачам «скорой» немного станет легче. На рынке появляется все больше предложений от частных компаний, готовых оперативно отвезти больных в медучреждения. Причем если во всех остальных сегментах экономики игроки все активнее передают услуги на аутсорсинг, то в сфере оказания оперативной медицинской помощи будет наблюдаться обратный тренд.

Спасение — аутсорсингом

Доля частных «скорых» на рынке, прямо скажем, невелика. По оценке компании Iteca, количество частных больниц и амбулаторно-клинических организаций составляет около 20% от общего количества медучреждений. Доля частников в оказании скорой медицинской помощи едва ли превышает 1%. В распоряжении госслужбы «03» находятся 274 станции скорой медицинской помощи, работает 3462 подстанции. Они укомплектованы в соответствии с количеством жителей конкретного населенного пункта: на 10 тыс. человек приходится один санитарный транспорт. Так, например, в Алматы, где, по официальным данным, проживает 1,2 млн человек, действуют 126 машин.

Но нормативы не всегда совпадают с реальностью. По оценкам экспертов, в Алматы на самом деле проживает 1,5—2 млн человек. Незакрытый спрос рождает предложение.

Первая в РК частная неотложная помощь появилась в 1995 году — для клиентов международной медицинской компании International SOS. Первый отечественный игрок, компания «Медэкспресс», начал предоставлять услуги «скорой» пять лет назад. Сегодня на рынке уже шесть компаний. Пришедший первым International SOS работает в Астане, Актау, Атырау и Баутино. Кроме него собственным парком реанимобилей располагают казахстанские медицинские компании «Медэкспресс» и «Амбуланс» (обе работают в Алматы). А вот остальные игроки, предоставляющие услуги «скорой» — это так называемые ассистансы — компании, заключившие договоры со страховыми компаниями (СК) и обслуживающие застрахованных у них клиентов. По такой схеме работает алматинская страховая компания «Архимедес», «Медисервис» (ассистанс «БТА-Забота», «скорые» только в Алматы). Ассистанс компании Interteach — Республиканский семейно-врачебный центр (РСВЦ) соперничает по охвату рынка с International SOS — РСВЦ предоставляет услуги в Алматы, Астане, Актау, Атырау. Человек со стороны тоже может обратиться в компанию-ассистанс, если ему понадобятся услуги «скорой» — просто заплатит он живыми деньгами. Но доля таких нерегулярных клиентов в среднем не превышает 10% от общего числа вызовов. В Interteach говорят, что ежемесячно одна «скорая» обслуживает около 10—15 вызовов в сутки. Бригады врачей в составе водителя, фельдшера, доктора трудятся на них посменно — сутки через трое.

Стоп, машина!

За вызов «скорой» больной заплатит от 8 до 12,5 тыс. тенге в Алматы; в других городах примерно вдвое ниже. Прежде всего за эти деньги пациенты рассчитывают на качественный сервис. Врачи из «03» формально ограничены временным нормативом, заставляющим их тратить на одного больного не более 25 минут (хотя по факту медики часто пренебрегают этими рамками, если того требует состояние больного). У частников таких ограничений нет. Государственная «скорая» страдает от нехватки врачей (услуги иной раз предоставляет простой фельдшер) — для частников тоже актуален кадровый вопрос, но проблем с комплектацией бригад реанимобилей у них нет. Как правило, частные врачи располагают более широким и современным набором лекарств, лучше оснащены оборудованием для проведения реанимации и экспресс-диагностики (глюкометрии, анализа мочи, ЭКГ, УЗИ). Клиенты могут сделать вызов для лечения состояний, связанных с алкогольным опьянением, проведения процедур на дому, забора анализов и доставки их в лабораторию. Наконец, частные компании могут предложить врача для медицинского сопровождения больного по РК и дальнему зарубежью.

Неудивительно, что, несмотря на конкуренцию с бесплатной государственной «скорой», еще недавно спрос рос довольно неплохо. Например, за пять лет работы «Медэкспресс» увеличил парк реанимобилей с одного до пяти.

Кризис, поразив всю сферу услуг, не обошел и частные «скорые»: в специализированных компаниях спрос перестал увеличиваться, в некоторые месяцы падение составляло 30—40%. Такое положение поставило их на грань выживания: экономить на лекарствах и специалистах они не могли — между тем некоторые виды лекарств подорожали за последний год на 30%. Как пояснил директор «Медэкспресса» Владимир Ким: «Экономили на автопарке: если до кризиса мы ремонтировали реанимобили в плановом порядке, потом пришлось делать ремонт только по необходимости». Падение спроса отмечают и в страховых компаниях. Так, по словам директора СК «Архимедес» Галии Осман, в нынешнем году около 20% работодателей отказались от медицинской страховки, куда стандартно включается опция вызова «скорой помощи».

Сейчас ситуация стабилизировалась: многие участники рынка отмечают, что спрос вернулся на докризисные показатели. А вот роста рынка ждать в ближайшее время не приходится. Этот вид бизнеса требует серьезных инвестиций. Укомплектованный реанимобиль стоит порядка 100—150 тыс. евро. Зарплата врачу должна быть не ниже девяти тысяч тенге в сутки, так как столько платят в государственной «03». На оплату работы врачей может уходить до 75—80% выручки. В результате, как утверждают сами медики, рентабельность бизнеса не поднимается выше 10—12%.

Для Казахстана это совсем немного. «Инвесторов будет интересовать прежде всего срок окупаемости, а мы, хотя и работаем на рынке уже пять лет, окупили хорошо если 65—70% вложенных средств. Львиная доля того, что зарабатывается, вкладывается в поддержание того, что есть, и на развитие», — сообщил «Эксперту Казахстан» главный врач «Медэкспресса» Дмитрий Тегай. Впрочем, РСВЦ и Interteach, готовящиеся увеличить присутствие на рынке, надеются окупить инвестиции всего за два-три года (подробнее см. интервью).

Остальные игроки пока не планируют расширять свой бизнес. «В настоящее время мы не даем рекламу нашей «скорой помощи» и шагов по ее расширению не предпринимаем», — сообщила гендиректор «Медисервиса» Анель Кадыржанова. Даже целесообразность продвижения своих услуг компания пока не просчитывала. Рынок ограничен уровнем спроса. Позволить себе вызов «скорой» за деньги могут семьи с доходом не менее тысячи долларов в месяц, считает замгендиректора по скорой неотложной службе Республиканского семейно-врачебного центра Ержан Ыбырайым. По его мнению, перспективы есть у компаний, работающих в городах-миллионниках. У нас пока такой только один — Алматы. Неудивительно, что именно здесь действует больше всего компаний, предоставляющих услуги СМП, с общим парком 15 машин (для сравнения: в Санкт-Петербурге действует около 60 частных реанимобилей).

Жизнь втридорога

По мнению участников рынка, главное препятствие на пути их развития — отсутствие в РК обязательного медицинского страхования (ОМС). Отсюда — нет четкой нормативной регламентации страховой медицины и наработанного опыта сотрудничества страховщиков и работодателей. Страховщики не могут набрать необходимый объем страховых премий, чтобы хотя бы сделать медицинское страхование прибыльным. И если в России с ее несовершенной, но все же работающей системой ОМС даже в период кризиса действовал закон «больших чисел» (много компаний, много сотрудников, много договоров), то в Казахстане медицинское страхование является убыточным и используется преимущественно как имиджевый продукт. Услуги частных «скорых» для страховщиков дороги, поэтому они включают их только в дорогие пакеты (в «Медэкспрессе», например, доля страховых вызовов составляет не более 17% от общего количества). Автопарк «скорых» многих ассистансов невелик (одна-две машины), поэтому в часы пробок реанимобили рискуют не добраться оперативно до клиента — в отличие от государственной, обладающей целой сетью подстанций.

Теоретически вопрос о собственных «скорых» рассматривают частные медцентры. Уже сегодня они оказывают услуги медицинской транспортировки — могут привезти клиента на процедуры или сделать на дому анализы. Но это отнюдь не «скорая помощь». «Необходимость <в собственных «скорых»> назрела: у нас достаточно большой прикрепленный контингент, который может пользоваться подобной услугой», — сообщил коммерческий директор одной из алматинских клиник. Но организацию службы отложили на год-два: «Ее содержание связано со значительными расходами: необходимо круглосуточно поддерживать готовность всех подразделений, в том числе реаниматологов, хирургов, кардиологов, лаборатории. Это автоматически означает двукратное увеличение фонда оплаты труда». С ним согласен и исполнительный директор медицинского центра «Хак» Павел Педан: «Частная «скорая» востребована клиентами. Но о своей службе мы будем думать, только когда появятся филиалы. Тогда появятся дополнительные клиенты, можно будет выстраивать логистику». Но случится это не раньше нормализации уровня спроса, то есть когда экономика преодолеет последствия кризиса.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики