Все не так уж плохо

Завершающийся год для казахстанской культуры оказался противоречивым. Изменения со знаком плюс и со знаком минус коснулись сразу нескольких ее направлений

Все не так уж плохо

2009-й ознаменовался увеличением количества отечественных фильмов и разработкой законопроекта о культуре, который помимо поддержки национального кинематографа должен регулировать отечественный кинопрокат и предполагает его перевод на государственный язык. Прекратил существование международный кинофестиваль «Евразия». Но зато появились два фестиваля поменьше: Центральноазиатский фестиваль ANIMANIA, посвященный японской анимации, и Международный фестиваль Jazzystan, продвигающий современный клубный джаз. Под угрозой закрытия оказались две крупные общественные организации культуры, играющие решающую роль в поддержке современного культурного процесса. Это заставило представителей творческой общественности, молодых художников и писателей искать новые формы взаимодействия.

Из всех искусств

Для отечественного кинематографа этот год был неоднозначным. Осенью настало тягостное затишье — без лишнего шума прикрыли позиционировавшийся как лицо страны международный кинофестиваль «Евразия». Попытавшись выяснить, что же произошло, мы натолкнулись на стену молчания. Бывшие директора кинофестиваля переадресовывали друг к другу, ссылаясь на то, что не являются его руководителями в этом году или же, напротив, что не являлись ими в прошлом. По словам единственного человека, согласившегося ответить на наши вопросы, арт-директора и кинокритика Гульнары Абикеевой, в Министерстве культуры основной причиной отмены фестиваля назвали кризис: если в такой сложной ситуации будут приезжать дорогостоящие иностранные гости, то народ такого размаха не поймет. Поэтому было принято решение не расходовать средства на увеселительные мероприятия. Г-жа Абикеева с этим не согласна: «Пусть бюджет будет вдвое урезан, пусть приедет меньше знаменитостей, но все-таки фестиваль надо было провести». Кроме того, деятельность фестиваля привлекла внимание Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета («Фестиваль мертв, а мы еще нет…», «Эксперт Казахстан» № 35 за 2009 год).

«Евразия», которая была промоушеном Казахстана и казахского кино на международной арене, прекратила свое существование, зато увеличилось количество выпускаемых фильмов, что, впрочем, мало повлияло на их качество. На фоне других направлений культуры дела с казахстанским кинематографом обстоят не так уж и плохо. На него наше государство не скупится. Заметно возросло госфинансирование. В 2008 году из республиканского бюджета на производство фильмов были выделены средства в размере 1,7 млрд тенге, а в 2009-м уже 3,9 млрд. На киностудии «Казахфильм», по словам ее президента Ермека Аманшаева, выпущено 12 игровых, 11 документальных, один анимационный сериал, один полнометражный и три мультфильма по 10 минут. Далеко не про все снятые картины можно сказать, что госсредства на них затрачены не зря. То ли по этой причине, то ли из-за рекламы (наши киношники делают ставку на ее волшебство, ее способность превратить тыкву в карету) у зрителей, по данным проката, пока большей популярностью пользуется кинопродукция частных киностудий, о которой, кстати, тоже нельзя сказать, что она отличилась особым художественным вкусом или авторским взглядом. Так, в этом году лидером по сборам среди отечественных фильмов стал «Заблудившийся», снятый на студии Ахана Сатаева и хорошо рекламировавшийся не только по ТВ, но и в наружной рекламе и в супермаркетах. За ним следуют «Обратная сторона» MG Production, «Ойпырмай, или Дорогие мои дети» Жанны Исабаевой, производства COSMOS ART, и вышедшая на казахстанские экраны в декабре комедия «Кайрат-чемпион. Девственник №1». Весной этого года отечественный зритель смог наконец посмотреть в кинотеатрах призера международных фестивалей — фильм «Тюльпан». В целом можно фиксировать количественный рост кинопроизводства, который, по мнению некоторых экспертов, обязательно перейдет в качественный, а также желание отечественных создателей снимать коммерческое кино. Но сделать зрелищный продукт не так-то просто, тут явно недостаточно использовать избитые клише. Нужно уметь снимать и мыслить кинематографически.

Созданием условий для развития национального кинематографа озаботились и народные избранники. В новом законопроекте «О внесении изменений и дополнений в закон РК “О культуре”», вызревшем в недрах мажилиса, введен механизм регистрации фильмов отечественного и иностранного производства, прописан критерий национального кино, согласно которому количество иностранных специалистов в съемочной группе и объем иностранных инвестиций не должны превышать 30% от общей стоимости картины. Но главным на повестке дня встал вопрос о переводе кинопроката на государственный язык. По словам мажилисмена Мурата Ахмадиева, законопроект предполагал, что «все фильмы, ввозимые на территорию Казахстана с целью проката, с 1 января 2012 года должны быть озвучены на государственном языке». Это заявление вызвало общественный резонанс и множество вопросов. Один из самых насущных — как практически и финансово осуществимо данное положение и не приведет ли оно к сужению зрительского выбора и оттоку зрителей из кинотеатров? («У зрителя должен быть выбор», Эксперт Казахстан № 43 от 9 ноября 2009 года). Но законопроект так и не приняли. Он был передан в сенат, который по итогам заседания, состоявшегося в начале декабря, вернул его в мажилис на доработку. Был внесен ряд поправок. В частности, предлагается соответствующее дополнение, которое преследует цель проката фильмов, не просто озвученных, а профессионально продублированных на казахском языке.

На общественных началах

[inc pk='1580' service='media']

Что касается общественных организаций, то начало года оказалось для них тяжелым. Причем кризис тут сыграл не самую главную роль. Обе организации: общественный культурный фонд «Мусагет» и Центр современного искусства (ЦСИ) зависели не от господдержки или денег отечественных спонсоров, а от крупных международных организаций — нидерландского фонда «Хивос» и Фонда Сороса. («Одноразовая культура», «Эксперт Казахстан» № 7 за 2009 год). Как рассказала бывший директор ЦСИ, искусствовед Валерия Ибраева, проработавшая на этой должности 10 лет и сложившая свои полномочия в начале года, центр постоянно сталкивался с нехваткой финансирования. Проблема эта носит стратегический характер. В течение 10 лет его поддерживал Фонд Сороса. Сегодня центру нужно искать новые источники финансирования. Причем на государство надежды нет. И хотя в Казахстане находились спонсоры и партнеры, проявляющие к центру интерес, это были разовые сотрудничества.

В январе в Казахстане фактически прекратил свою работу благотворительный фонд «Мусагет» — единственная независимая общественная организация, поддерживавшая отечественный литературный процесс, прежде всего молодых писателей. Фонд просуществовал 15 лет. Он всегда привлекал для финансирования своих проектов зарубежные средства, в основном «Хивоса». Проблема «Мусагета» лежала не в экономической, а в юридической плоскости. Устав этой организации был оформлен так, что фонд оказался замкнут на личность его президента, казахстанского литератора Ольги Марковой. С ее смертью распалась и сама организация. Как признался координатор гуманитарных проектов фонда Сергей Алексеенок, даже при желании коллектив не смог продолжить деятельность.

Несмотря на безрадостный конец 2008 года и бесперспективное начало этого, его продолжение было окрашено более радужными тонами. Так, весной художники на общественных началах и без финансовой поддержки учредили совет и печатный орган, действующие как реально, в виде ежемесячных собраний и арт-листовки, так и виртуально в интернет-блоге. В художественном пространстве казахстанского искусства с марта начал работу информационный блог art-anklav09.blog.ru, созданный коллективом центральноазиатских художников. В основном это казахстанцы, но есть также киргизы, узбеки. Блог — зеркало, информационное сопровождение другой институции худсовета, живого коллективного обсуждения, проходящего в Алматы. В течение года состоялось три заседания, были выпущены две арт-листовки, запущен проект «Привью». В его заседаниях принимали участие не только казахстанские художники, но и их коллеги из Украины и Узбекистана. Куратор Юлия Сорокина сделала обзор Стамбульской биеннале и выставки в Ташкенте. Худсовет организовал и собственную выставку «Выход», задуманную как художественный жест в публичном пространстве, отражающий представления художников о месте искусства в жизни общества. Результаты художественной рефлексии представили Руслан Гетманчук, Катерина Никанорова, алматинская группа «Брови», а также группа художников из Украины «Рэп». Блог худсовета по-прежнему продолжает функционировать.

По мнению Руслана Гетманчука, хотя худсовет и задумывался как площадка для публичной полемики и формирования общественной рефлексии, попытка не совсем удалась. «То, во что вылилась задумка, скорее можно назвать арт-группой, но не советом. Идея, что каждый может прийти, себя реализовала, но сами художники участвуют в его работе недостаточно. Хотя художники и арт-критики и принимали участие в его заседаниях, как общее дело он не пошел. Инициативную группу составляют три человека. Худсовет привлек внимание кураторов, искусствоведов. Многие художники считают, что обсуждения отечественного искусства не нужны. Может быть, нам еще чужда самоорганизация. Наши художники привыкли к тому, что институция — это когда есть финансирование. Приходит фандрайзер и предлагает работу. А что что-то можно делать без денег, по собственной инициативе, в это никто не верит», — полагает Руслан. Несмотря на малооптимистичную оценку, деятельность худсовета все же востребована. Может быть, на следующий год он поменяет формат.

Возвращаясь к ЦСИ, отметим, что у центра появилась надежда. По словам неравнодушного к его судьбе финансиста Ерлана Аскарбекова, найти источники поддержки для центра, у которого в последнее время постоянно возникали проблемы с помещением и средствами, было непросто, хотя у организации уже сложились широкие связи в мире искусства с культурными институтами и художниками самых разных стран. «Нам удалось заинтересовать крупного бизнесмена, умного и культурного человека, патриота в лучшем смысле этого слова. Пока оставим его имя в секрете. Найти его оказалось нелегко — на поиски ушло полтора года. Сейчас мяч на стороне ЦСИ», — рассказал Ерлан. О том, что ЦСИ потихоньку начал оживать, свидетельствует и тот факт, что недавно при его участии в Музее искусств им. Кастеева открылась большая выставка. Но не будем загадывать. Несмотря на обнадеживающие перспективы, контракт пока не подписан.

Условия для роста

В отечественном литературном пространстве распад «Мусагета» не оставил равнодушными его бывших участников и лиц, заинтересованных в развитии отечественного литературного процесса. В середине декабря начала свою деятельность открытая литературная школа, созданная тоже только что открывшимся культурным центром «Кимрель» при поддержке и финансировании издательства «Дайк-Пресс». Школа призвана продолжить традиции, заложенные «Мусагетом». «Лекторы новой школы — бывшие мусагетовцы, ученики Ольги Марковой, и ее программа очень похожа на мусагетовский литературный курс», — считает алматинская поэтесса Мария Вильковиская. Цель школы — обучение слушателей основам литературной грамотности и литературного мастерства; поиск и поддержка талантливых авторов — писателей, поэтов, драматургов, критиков; создание литературного сообщества для обмена информацией, творческой энергией и идеями. Благодаря финансовой поддержке издательства «Дайк-Пресс» обучение в школе бесплатное. Для слушателей нет ограничений ни по возрасту, ни по образованию, ни каких-либо других. Преподавателями школы являются казахстанские филологи, писатели, поэты. Организаторы школы — казахстанские писатели Михаил Земсков, Ксения Рогожникова.

По словам Михаила, роль школы заключается в налаживании связей между литераторами, писателями, критиками, а также с казахстанскими и российскими литературными журналами, в будущем планируется учреждение литературной премии. Очень важно, что школа открыта при издательстве, которое заинтересовано в новых авторах. По итогам работы школы лучшие произведения будут рекомендованы к публикации в журналах и издательствах. Это пока единственная школа такого формата в Казахстане.

Надо заметить, что хотя о подъеме отечественной литературы говорить рано, все же тенденции роста наметились. В этом году наш журнал печатал интервью с казахстанскими писателями и рецензии на изданные книги. В московском издательстве «Бослен» (группа «Варгиус») вышла книга Михаила Земского «Перигей». Продолжая традиции антиутопии, автор старается уделить больше внимания не обществу, а личности главного героя, его отношениям с окружающим миром. Михаил говорит, что хотел подчеркнуть важность осознания человеком своих поступков и того, к чему они могут привести в будущем («Большой брат как зло и как благо», Эксперт Казахстан» № 29—31 от 17 августа 2009 года). Журнал писал и о книгах молодых авторов, в основном это были критические рецензии («Столбик для отметки», «Эксперт Казахстан» № 38 от 5 октября 2009 года). Молодые казахстанские поэты выпустили несколько номеров нового поэтического интернет-альманаха «ЫШШО ОДЫН» («Эх, рас, ышшо рас», «Эксперт Казахстан» № 34 от 7 сентября 2009 года).

Отметим, что уходящий год не был беден на культурные события. И, несмотря на мрачные прогнозы, экономический кризис творческую активность не подкосил. Но по-прежнему необходимо усиление финансового участия государства в судьбе реально действующих культурных институций, базирующихся на общественных инициативах. Сосредоточиваться надо не только на поддержке культурного наследия и народного творчества, но и на современном культурном процессе. Пока же культурная политика государства в Казахстане сводится к одноразовым мероприятиям. Недостаточно сообществ, центров культуры, площадок, благодаря которым художественные события переводятся в плоскость социально-культурных. Молодые таланты выражали бы себя в полной мере, если бы у них были образование, опыт и коммуникативные возможности. Институты образования оторваны от культурных событий, центров, выставок и галерей, а государство — от общества. Образовательные художественные институты не просто консервативны, они не обладают достаточным академическим уровнем. Наличествует недостаток и общественных институтов культуры. Стали появляться неформальные художественные объединения и частные инициативы, например Machine art group или школа актера при экспериментальном театре “АРТиШОК”. Но пока их очень мало. Необходимы открытые обсуждения, нужно научиться выстраивать пространство коммуникации.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности