Дорога в перспективу

В уходящем году в РК был построен первый в СНГ автобан мирового уровня и запущены несколько проектов в железнодорожной сфере. Завершать их предстоит уже в 2010-м

Дорога в перспективу

2009 год ознаменовался открытием автомобильной дороги 1А класса Астана — Бурабай, началом работ на участках железных дорог Хоргос — Жетыген и Узень — граница Туркменистана, выпуском первого локомотива серии Evolution на астанинском заводе.

Проекты дорожной инфраструктуры начнут давать отдачу лишь в перспективе, тогда как производство дизельных локомотивов способно решать текущие задачи — через несколько лет закрыть острый дефицит тяговой силы на железной дороге.

Весной следующего года в РК будет внедрена уведомительная система для малой авиации. Самолеты типа Cessna могут стать таким же рядовым явлением, как Hummer на алматинских дорогах.

Дорога для имиджа

20 ноября текущего года сдан первый в РК автобан Астана — Бурабай общей протяженностью 224 км. К примеру, в России только планируют строить платные автобаны. По данным госкомпании «Автодор», автобанами в ближайшее время станут 235 км трассы М1 «Беларусь», 122 км дороги М3 «Украина», 671 км дороги М4 «Дон», 251 км дороги между Москвой и Санкт-Петербургом и первый участок новой кольцевой дороги вокруг Москвы.

Строительство первого автобана в РК было начато в 2006 году, а весь проект обошелся почти в 770 млн долларов (один километр дороги — чуть дороже 3,4 млн долларов).

Это дешевле, чем в Европе. Для сравнения можно привести следующие данные. Самые дорогие автобаны в Швейцарии: здесь средняя стоимость километра дороги — 24 млн евро. При этом надо учитывать горный рельеф страны и необходимость прокладывать дороги по туннелям и мостам. Для РК примечателен пример Польши: по природным условиям, стоимости рабочей силы, материалов и т.д. Средняя цена километра автобана в этой стране — 5,6 млн евро. В Германии километр стоит в среднем 8 млн евро, а ценовой разброс в зависимости от технических и других условий строительства от 5 до 24 млн евро.

Автобан отвечает требованиям 1А технической категории с 6-полосным движением под расчетную скорость 140 км/час. Это выше, чем в европейских странах. Для сравнения: в Бельгии максимально допустимая скорость движения по автобанам — 120 км/час, в Австрии — 130 км/час, Португалии — 120 км/час, Ирландии — 120 км/час, в Японии — 100 км/час.

В 2010 году начнется строительство автокоридора Западная Европа — Западный Китай.

Как отметил министр финансов Болат Жамишев, стоимость проекта по казахстанской территории составит 804 млрд тенге, из внешних источников будет привлечено 422,5 млрд тенге, или 3,669 млрд долларов.

В 2009 году в целом процесс аккумулирования заемных средств завершен.

«Железные» проекты

7 декабря состоялась презентация первого локомотива серии Evolution на сборочном предприятии в Астане. К 2014 году планируется собрать 400 тепловозов, из них 118 пойдут на экспорт.

В General Electric (GE), который поставляет комплектующие и технологии, утверждают, что локомотив потребляет на 17% меньше топлива и производит на 40% меньше вредных выбросов в атмосферу, чем используемые ныне локомотивы.

По самым оптимистичным прогнозам, в ближайшие 15—20 лет ни в одной стране СНГ такой тепловоз производиться не будет. Поэтому продукция нового предприятия будет пользоваться спросом не только в РК и России, но и в Узбекистане, Туркменистане, Кыргызстане, Таджикистане, а также в Монголии и Финляндии.

Об интересе к покупке 20 локомотивов заявила «дочка» «Газпрома» ООО «Газпромтранс», а казахстанское АО «Локомотив» (учредитель завода) планирует до 2014 года закупить 230 тепловозов.

Одновременно растет интерес со стороны GE. В день презентации первого локомотива нацкомпания «Казахстан темир жолы» (КТЖ) уступила американцам 20% акций.

Начались работы по строительству двух стратегических железнодорожных веток. 19 ноября приступили к строительству Узень — государственная граница Туркменистана. Дорога напрямую свяжет РК и центральные регионы России с Туркменистаном, Ираном, странами Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии. В начале августа началось строительство дороги Хоргос — Жетыген. Ее построит КТЖ за государственные деньги.

В 2010 году начнется активная фаза строительства этих железных дорог.

Ключи от неба

Авиаторы пережили непростой год. По словам президента Air Astana Питера Фостера, пассажиропоток сократился на 6%. Это не помешало компании открыть новые регулярные рейсы Алматы — Баку, Астана — Новосибирск, Орал — Амстердам и Алматы — Куала-Лумпур.

Весной 2010 года ожидается принятие закона «Об использовании воздушного пространства», согласно которому вводится уведомительный механизм полетов малой авиации. Планируется разрешить полеты малой авиации на высоте 350 м.

РК станет третьей страной на постсоветском пространстве, где малая авиация получит постоянную прописку в небе. Ранее существовавшая разрешительная система тормозила развитие данного сегмента.