Шоковая терапия для автобизнеса

С началом работы Таможенного союза (ТС) в три раза вырастут таможенные пошлины на ввоз иномарок. В этих условиях Казахстан должен сделать выбор: остаться площадкой для экспансии российских производителей или развивать собственный автопром

Шоковая терапия для автобизнеса

Согласно достигнутым договоренностям между Россией, Казахстаном и Беларусью с 1 января 2010 года на территории создаваемого таможенного пространства введут единые пошлины на ввозимые автомобили. Пошлины составят 30% от стоимости новых автомобилей и 35% — подержанных. Для Казахстана это будет чувствительно: в настоящее время ставка пошлины на ввозимые в РК новые авто составляет 10%.

По данным консалтинговой компании Qncepto, за 11 месяцев 2009 года официальными дилерами продано 15,5 тыс. легковых автомобилей, из них 10 тыс. — иномарки, включая продукцию узбекского завода в Асаке. При этом объемы импорта подержанных автомобилей за 10 месяцев 2009 года составили 86725 авто на общую сумму 329,9 млн долларов. С учетом занижения таможенной стоимости сумма рыночной стоимости ввезенных автомобилей в среднем выше в три раза.

Рост таможенных пошлин заставит «серых» дилеров снизить маржу или уходить в другие сегменты рынка и в перспективе будет способствовать обновлению автопарка. Первого хотели официальные дилеры, испытывавшие ценовое давление, второго — долго и безуспешно добивалось правительство.

1:0 в пользу новых

«Симптоматичной реакцией можно считать заявления трех казахстанских компаний-дилеров о намерении организовать на территории РК автосборочное производство. Более красноречивого доказательства того, что структура рынка изменится в пользу новых автомобилей, не найти», — говорит директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов.

В октябре президент Astana Group Нурлан Смагулов признался, что ведет переговоры с мировыми автоконцернами об открытии сборочного завода. В ноябре аналогичными планами поделился альянс корейцев и «Агромашхолдинга». Тогда же о создании совместного предприятия заявили российская компания Sollers и казахстанский производитель «Азия Авто».

Модельный ряд в РК будет представлен лишь отчасти традиционными продуктами российского автопрома. В значительной мере на наш рынок хлынут собираемые в РФ иномарки.

Как сообщил портал «Автомобили.Ру», из 482,4 тыс. легковых машин, изготовленных в РФ к ноябрю, на долю российских марок пришлось 254,8 тыс. машин. Под иностранными брендами было выпущено 227,6 тыс. автомобилей — всего на 27 тыс. меньше.

«Очевидно, что ценообразование этих <иностранных> автомобилей как за счет локальной сборки, так и в силу нулевой таможенной пошлины даст фору иномаркам, ввозимым из дальнего зарубежья. Уверен, среди казахстанских дилеров возникнет конкуренция за право представлять продукцию росавтопрома», — прогнозирует г-н Алферов. «Конкуренция перекочует с российского рынка на рынки Беларуси и РК. Та же Toyota, привезенная из Санкт-Петербурга, будет дешевле, чем Toyota из арабских стран или Австралии», — говорит директор компании «Восток Авто» (официальный дилер марки Chery, Китай) Георгий Васильев.

«Когда со мной советуются друзья, какой подержанный автомобиль покупать, всегда советую — от официального дилера. Он учитывает региональную спецификацию, историю обслуживания автомобиля и другие технические моменты. С начала 2010 года жду активного наполнения сегмента двух-, трехлетних автомобилей на вторичном рынке», — подчеркнул заместитель коммерческого директора компании «Toyota Центр Жетiсу» (официальный дилер концерна Toyota Motor Corporation) Евгений Кузнецов.

Дилерова судьба

Повышение пошлины, по словам г-на Васильева, создаст дискомфорт для официальных дилеров. «Если на снижение спроса наложить рост розничных цен примерно на 20%, то делать бизнес невозможно», — заявляет он.

Многим компаниям придется изменить структуру собственного портфеля брендов и логистику поставок. «Российские заводы-поставщики возникнут в числе партнеров даже тех компаний, которые раньше с ними не работали. При этом ряд марок-аутсайдеров покинет рынок. Усиление конкуренции со стороны марок российской и казахстанской сборки лишь сократит срок их агонии», — считает г-н Алферов.

Но есть для дилеров и хорошая новость: с 1 июля 2010 года в рамках Таможенного кодекса предусмотрено увеличение срока уплаты пошлин с 15 дней до четырех месяцев. Но удлинение срока погашения не решает проблем снижения рентабельности бизнеса.

По поводу судьбы «серых» дилеров мнения экспертов разошлись. Г-н Васильев убежден, что «серых» ждут непростые времена. «Им тоже придется платить большую пошлину и максимально снижать маржу. При определенных обстоятельствах ввозить автомобили станет невыгодно», — продолжает он.

Они потеряют возможность ловчить на таможне. «Если раньше они ввозили автомобиль рыночной стоимостью шесть тысяч долларов, указывая цену, к примеру, две тысячи, то в основу единого таможенного тарифа ляжет расчет пошлины на базе объема двигателя и возраста авто. Ранее автомобили считали поштучно», — поясняет смысл «определенных обстоятельств» г-н Алферов.

Но поначалу «серые» дилеры постараются сыграть на неинформированности и впечатлительности покупателей. Сегодня бытует мнение, что с нового года цены на секонд-хенд повысятся. «Но уже во втором квартале ажиотажный всплеск цен осядет. Затем нас ждет постепенный ценовой рост. Скорость его будет зависеть от показателей общерыночного спроса и темпов замещения партий 2008—2009 годов автомобилями, ввезенными по новым ставкам», — считает г-н Алферов.

ТС дает шанс РК создать необходимые условия для создания сборочных заводов. «Если уж мы приняли таможенный тариф, ориентированный на защиту внутреннего производства, то было бы логично защищать и развивать не российское, а собственное автопроизводство. Это означает, что государством должны быть обеспечены более благоприятные условия, чем те, что предусмотрены режимом промсборки в РФ», — резюмирует Олег Алферов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее