Государство фиксирует прибыль

Если использовать для подведения итогов политического года лексику фондового рынка, то можно сказать, что рынок борьбы с коррупцией переживает бурный рост, на рынке национального единства государство фиксирует прибыль, а на рынке международных слияний и поглощений царят разнонаправленные тренды

Государство фиксирует прибыль

В уходящем году политический процесс в Казахстане не был богат на события, которых ждали и которые предсказывали его участники. Досрочные парламентские выборы, о которых мечтали оппозиционные партии и грустящие без предвыборных заказов политологи, так и не были объявлены. Со слухов о скорой отставке Карима Масимова этот год начинался, ими же он и заканчивается.

Как и прогнозировал наш журнал, политический процесс в Казахстане в условиях экономического кризиса копировал основные направления антикризисной программы правительства. Вслед за объединением государственных активов в корпоративном секторе под крышей фонда «Самрук-Казына» последовало установление государственного контроля над банковским сектором. В зеркале политического процесса тренд проявился в виде планов по объединению всей нации на основе доктрины национального единства.

Выступая 1 сентября на открытии очередной сессии парламента, президент вновь указал на задачи, которые поставлены перед различными государственными институтами. Правительству — выполнять разработанную им же антикризисную программу и готовить законы, юридически закрепляющие сложившуюся практику антикризисного управления. Парламенту — принимать эти законы. Партии власти — стоять во главе всех этих процессов, при этом контролируя их исполнение.

Среди всех событий года можно выделить те, которые не только оказали заметное влияние на политический ландшафт страны, но и оформились в виде трендов, которые будут продолжены в следующем 2010 году.

Дипломатический триумф

Для внешней политики Казахстана 2009 год стал годом выхода на новые рубежи — в следующем году начнет работать Таможенный союз Казахстана, России и Белоруссии. Кроме того, Казахстан займет кресло председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Оба эти проекта, которые смело можно было бы зачислить к разряду прорывных, были начаты еще в докризисный период, оба относились к числу президентских, поэтому их реализация не останавливалась и не сворачивалась.

Что касается Таможенного союза — то эта конструкция слишком сложна и неоднозначна, чтобы можно было ждать чего-то большего, чем продолжение процесса консультаций и дальнейшее сближение позиций и тарифов.

Победа в борьбе за председательский пост в ОБСЕ была добыта на полях дипломатических сражений. За нее было заплачено не реформами и даже не обещаниями реформ, а бессонными ночами и нервами наших дипломатов. Можно быть уверенным в том, что в 2010 году те возможности, которые дает нам председательство в ОБСЕ, будут в полной мере использованы для повышения политического веса Казахстана и укрепления имиджа казахстанского президента как одного из ведущих политиков современного мира.

Санация правящей элиты

В 2009 году начался второй этап государственной программы борьбы с коррупцией, рассчитанной на 2006—2010 годы. Программа эта предполагала рост активности неправительственных организаций, политических партий и общественных объединений в проведении антикоррупционной политики. На практике общественные объединения различного профиля отметились рядом конференций и круглых столов, на которых обсуждался международный опыт борьбы с этим неискоренимым злом. В ходе обсуждения выяснилось, кстати, что война с коррупцией уже стала профессией, а рынок коррупционных услуг вырос настолько, что породил своего зеркального двойника — рынок антикоррупционных услуг.

В иные времена изучением зарубежного опыта да имплементацией международных стандартов борьбу с коррупцией можно было бы и ограничить, но кризис ликвидности вынуждал государство идти на меры, непопулярные в среде управленческой и деловой элиты. К искоренению коррупции подключились финансовая полиция и Комитет национальной безопасности. Борьба эта зарекомендовала себя как эффективный инструмент обновления управленческой элиты страны.

Особенностью кадровых перестановок в этом году стал необычно высокий процент высокопоставленных и высококвалифицированных управленцев, переместившихся из министерского или гендиректорского кресла не в кабинет акима или резиденцию посла Казахстана за рубежом, а в изолятор временного содержания. «Большая чистка» стала частью комплекса мероприятий, направленных на оздоровление финансово-хозяйственного состояния государства, на реструктуризацию его предприятий, долгов, капитала и изменения организационно-правовой и производственной структуры. Такое предположение вытекает из озвученной Нурсултаном Назарбаевым тремя годами ранее теории корпоративных норм в государственном управлении.

На неэффективность государственного управления можно было закрывать глаза в период, когда прибыли от продажи нефти и металлов росли, а цена заемных денег снижалась. В какой-то степени коррупция даже содействовала более равномерному перераспределению национального богатства, создаваемого почти исключительно в нефтянке, за счет «эффекта просачивания» (trickle-down effect). Но в условиях экономического кризиса эффективность, сиречь полная подконтрольность государству, приобрела критически важное значение. Все «слабые звенья» меняются, все ручейки, по которым финансовые потоки уходили в сторону от магистрального русла, перекрываются плотинами. Аресты высокопоставленных управленцев — это попытка государства преодолеть кризис корпоративной неэффективности корпоративными методами.

Ex oriente lux

Тема китайской помощи, китайской экспансии и китайских кредитов была сквозной в нынешнем году. К моменту визита к нам председателя КНР Ху Цзиньтао в начале декабря сотрудничество с Китаем приобрело пугающие масштабы.

Впрочем, это для европейцев образ «китайского дракона» обычно связан с опасностью и угрозой. А в китайской мифологии драконы — существа добрые, они никого не съедают и городов не сжигают. В древности они учили людей пахать и сеять, ловить рыбу и разводить гусениц шелкопряда. А сегодня китайский дракон выдает хорошим людям кредиты и помогает строить нефтепроводы.

Подобно тому, как в период экономического роста все страны-экспортеры, и Казахстан с Россией в том числе, смотрели на Америку как на главного торгового партнера (американский рынок был самым большим и самым открытым), так сегодня, в период острой нехватки ликвидности, самым привлекательным стал Китай. Китайские кредиты для друзей Китая стали самыми доступными и необременительными по условиям.

Договоренности с Китаем, которых нам удалось достичь в ходе визита Нурсултана Назарбаева в Пекин и ответного визита китайского лидера в нашу страну, для нашей экономики исполнят роль спасательного круга, который позволит продержаться на плаву до лучших времен. Пока европейцы и американцы призывают к борьбе с протекционизмом, который сами тут же и внедряют в жизнь, а также спорят о том, какие меры эффективнее — стимулирующие или регулирующие, китайцы готовы к заключению соглашений, гарантирующих работу нашей экономики, которая пока что основана на нефти и металлах.

Отдельный вопрос, пойдут ли нам впрок китайские кредиты и каким будет экономический эффект от совместных предприятий. Нам повезло, что в результате совпадения объективных (географических) и субъективных (политических) факторов у нас сложились особые отношения с Китаем.

В трудное время мы получили не только доступ к кредитам, но и гарантированные объемы закупок нашей продукции и крупные инвестиционные проекты на нашей территории. И если кредиты могут бесследно исчезнуть в одной из черных дыр нашей экономики — поддержка банковского сектора, реформа образования или здравоохранения, содержание управленческой верхушки нацкомпаний, то транзитная газовая труба или дорога от китайской до российской границы станут элементами будущей, точнее посткризисной, экономики.

Время единства еще не пришло

В отсутствие реальной политики настоящим подарком для политических партий и общественных организаций стала доктрина национального единства, проект которой был к концу года составлен Ассамблеей народов Казахстана и предложен к общенародному обсуждению.

Еще весной, после встречи президента с активом партии «Нур Отан», на которой Нурсултан Назарбаев поставил задачу консолидации общества, первый зампред партии Дархан Калетаев объявил о заключении с различными объединениями граждан — профессиональными, общественными, политическими — договора о социальной стабильности. «Нур Отан» с задачей не справился, сказалось отсутствие юридической квалификации и недостаток политического веса у молодой партийной верхушки. Для Дархана Калетаева это к концу года обернулось отставкой с поста зампреда правящей партии. Итоги работы партии за год будет подводить Нурлан Нигматулин.

В своем послании народу Казахстана Нурсултан Назарбаев про политику высказался предельно лаконично: «Обращаюсь к Ассамблее народов Казахстана, ко всем политическим силам. Сейчас не на словах, а на деле проверяется, кто действительно думает о народе, а кто нет. Давайте объединимся ради преодоления жесточайшего в истории планеты кризиса!»

Общественная палата при мажилисе обратилась ко всем общественно-политическим силам, институтам гражданского общества и средствам массовой информации Казахстана с разъяснением относительно модели объединительного процесса: «Мы все должны сплотиться вокруг нашего президента, сделать все для консолидации единого народа Казахстана». Правящая партия выступила с инициативой наделения Нурсултана Назарбаева статусом лидера нации. А Ассамблея народов Казахстана подготовила проект доктрины национального единства, который отводил этому единству роль базового элемента обеспечения безопасности и независимости государства.

Доктрина национального единства была встречена в штыки как националистами во главе с Мухтаром Шахановым, так и социал-демократами во главе с Жармаханом Туякбаем и Булатом Абиловым. Обсуждение проекта было приостановлено. Вряд ли это можно считать поражением государства, но его оппонентами отказ от принятия президентской доктрины будет, без сомнения, воспринят как победа. Видимо, вскоре последует кадровое решение по администрации президента — за сбой в выполнении президентских программ кто-то должен ответить. Возможно, оно будет одним из новогодних сюрпризов.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?