Обновлению автопарка нет альтернативы

Обновлению автопарка нет альтернативы

Единственный в РК производитель легковых автомобилей, компания «Азия Авто», переживает сейчас не лучшие времена. По данным Агентства по статистике, в январе-ноябре в РК произведен 621 легковой автомобиль, что на 80,8% меньше, чем за январь-ноябрь 2008 года. Но президент компании Ержан Мандиев уверен, что в скором времени ситуация станет совершенно другой.

— Как изменится рынок с 1 января 2010 года?

— ТС будет способствовать его модернизации. Импортный тариф, применяемый в РФ, подтвердил эффективность: объектом массового спроса стали новые автомобили. 2010 год — год адаптации рынка к новым условиям: предпочтения потребителей будут меняться постепенно.

— Как вы относитесь к идее отечественных дилеров открыть сборочные заводы?

— Что касается идей, то правительству надо быть осторожным по отношению к таким инициативам. Если они не обеспечены финансированием, то проекты превратятся в кооперативы, ставящие перед собой одну цель — легально уйти от выплаты пошлин.

Но нельзя исключать и серьезные проекты. Создание локальной производственной базы в РК для многих автоконцернов может стать удобным транспортно-логистическим коридором для выхода на азиатские рынки или наоборот: с азиатских рынков через территорию РК в РФ.

— Что произойдет на рынке продаж новых автомобилей?

— Продажи новых автомобилей однозначно вырастут. В РФ с повышением пошлин потребительский спрос сместился в экономичные и экологически щадящие сегменты В и С. Та же тенденция ждет и нас. Разумеется, внедорожники не утратят своей популярности, но удельная доля в общих продажах сократится.

— Как отреагирует вторичный рынок?

— Никак: «серые» дилеры как не платили налогов, так и не будут их платить. В дальнейшем облик вторичного рынка помолодеет — его пополнение будет происходить не за счет ввоза 10-летних автомашин, а через вторичную продажу новых. Что же касается возможного роста цен, то причин для этого не вижу. Не стоит забывать, что в РК за последние пять лет ввезли 1,5 миллиона подержанных авто. Может быть, государству придется прилагать дополнительные усилия, чтобы очистить дороги от хлама.

— Что произойдет с «серыми» дилерами?

— На основе опыта других стран и последствий запрета на ввоз праворульного транспорта в РК можно ожидать легализации одних и перепрофилирования деятельности других компаний. Прогрессивная их часть встроится в систему цивилизованного авторетейла, другие останутся в тени, но уже с меньшей нормой прибыли. Третьи переориентируются на импорт запчастей и сервис.

— В каком положении окажутся официальные дилеры?

— Режим ТС ориентирован на цивилизованную торговлю. В массовых сегментах лидерство будут удерживать марки и продукты с рациональным соотношением цены, качества, сервиса и престижа.

Одной из особенностей 2010 года может стать отсутствие на складах дорогих авто и поставка их под заказ по предоплате. Нет смысла завозить и растаможивать дорогой автомобиль ценой свыше 50 тысяч долларов, если на него нет конкретного покупателя.

— Что должно предпринять государство, чтобы эффективнее использовать преимущества ТС?

— Нужна господдержка национальных производителей. Она отражена в программе, разработанной Министерством индустрии и торговли и Министерством финансов и бюджетного планирования. По мнению всех заинтересованных сторон, программа сильная. Дело за малым: выполнить ее.

Чем эффективнее господдержка, тем выше шансы РК сменить статус страны—импортера автомобилей на статус автопроизводителя. Механизмы общеизвестны: госфондирование банковских кредитов, субсидирование процентных ставок, налоговые преференции при создании новых и модернизации действующих предприятий, натурные гранты, софинансирование продвижения отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Многие из этих мер подразумевают условия возвратности средств, другие вернутся в экономику в виде прироста ВВП, новых рабочих мест и бюджетных поступлений.

— Как будет происходить обновление автопарка?

— Обновление начнется не сразу. И тому есть объяснение. Во-первых, вторичный рынок будет формироваться за счет естественного старения новых автомобилей. Например, замена автомобиля происходит в среднем раз в три года. Наши трехлетние машины дешевле ввезенного из-за рубежа секонд-хенда. А при нынешней тенденции его удорожания автомобили, произведенные в РК, станут доступнее, и обновление парка ускорится.

Во-вторых, мы собираемся в 2010—2012 годах снизить цены на нашу продукцию на 10—15% за счет увеличения объема продаж. Путь сборочного предприятия мы уже прошли, на первом этапе сумма инвестиций составила 150 миллионов долларов. Скоро запустим второй этап стоимостью 300 миллионов долларов.

В-третьих, во многом благодаря господдержке в РФ действует 15 новых автопроизводств. Согласно договоренностям в рамках ТС с 1 июля 2010 года казахстанские дилеры смогут покупать произведенные в РФ иномарки по внутренним российским ценам. Это усилит конкуренцию на рынке и существенно расширит ассортимент брендов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики