Зерно в одни ворота

Хороший урожай стал тяжелым испытанием для сельскохозяйственной отрасли. Государство намерено справиться с трудностями, ужесточив контроль над рынком, в том числе с помощью единой зерновой экспортной компании

Зерно в одни ворота

В этом году государство уделяло большое внимание обеспечению продовольственной безопасности — в рамках реализации антикризисной программы национальному холдингу «КазАгро» был выделен один миллиард долларов из средств Национального фонда. Структуры нацхолдинга активно финансировали инвестиционные проекты, направленные на индустриально-инновационное развитие и импортозамещение сельхозпродукции. Особое внимание уделялось проектам по созданию сетей молочно-товарных ферм, птицефабрик, тепличных хозяйств, овощехранилищ и технологиям капельного орошения. Но основным событием, произошедшим в отрасли, стало получение рекордного урожая главной сельскохозяйственной культуры — зерна.

Печальные рекорды

Республика в этом году собрала около 20 млн тонн зерна в чистом весе. Вслед за радостью за рекордный урожай пришла серьезная проблема — сложности с реализацией собранной продукции из-за ценовой конъюнктуры на мировом рынке. АО «Национальная компания “Продовольственная контрактная корпорация”» в августе объявило о закупе объемом в три миллиона тонн по 165 долларов за тонну. Уборочная из-за погодных условий затянулась, а Продкорпорация не спешила начинать закуп. Внутренние цены, после заявления нацкомпании установившиеся на уровне 165 долларов за тонну, не устраивали трейдеров, так как цены на черноморских портах были примерно на этой же отметке, а расходы по транспортировке составляют около 100 долларов на тонну. Покупателей на рынке практически не было. Между тем крестьяне нуждались в финансах для завершения уборочной, сушки зерна, погашения кредитов. Цены стали стремительно снижаться и в некоторых районах достигали 100 долларов за тонну. В начале октября Продкорпорация объявила о закупе зерна по дифференцированным тарифам. Для аграриев это означало, что цена пшеницы третьего класса снизилась до 123 долларов за тонну. В конце октября депутаты и акимы зерносеющих регионов обратились к Продкорпорации с просьбой ускорить проведение закупок. Позже для стабилизации ситуации размер госзакупа был увеличен на два миллиона тонн и доведен до пяти миллионов тонн.

Проблема реализации собранного урожая и сейчас стоит на повестке дня. Мощностей элеваторов — 14 млн тонн — не хватает для хранения всего собранного зерна. Часть урожая находится на токах у крестьян, где велика вероятность его порчи. Над многими крестьянскими хозяйствами нависла угроза разорения. Несмотря на то что государство закупает пять миллионов тонн по 123 доллара за тонну, внутренние цены под давлением внешних рыночных факторов снижаются и установились на уровне 85 долларов за тонну. Крестьяне вынуждены продавать зерно практически по себестоимости. Остро встал вопрос погашения кредитов. В октябре депутат Жексенбай Дуйсенбаев отметил, что задолженность крестьян перед компаниями «КазАгро» составляет порядка 250 млрд тенге.

Экспорт идет очень медленно — к началу декабря экспортировано около 1,16 млн тонн. Между тем экспортный потенциал оценивается в 9—10 млн тонн. Традиционные для Казахстана рынки сбыта — наши южные соседи — тоже получили в этом году хороший урожай. Всего республика планирует поставить в страны Средней Азии, Иран и Афганистан до пяти миллионов тонн. Поставки на черноморские и азовские порты осложнены из-за нехватки вагонов-зерновозов и высоких тарифов, снижающих конкурентоспособность казахстанского зерна. Тем не менее в этом направлении Казахстану нужно экспортировать около двух-трех миллионов тонн.

Правительство предприняло ряд мер для решения проблемы с реализацией зерна — выделило пять миллиардов тенге на субсидирование тарифов в направлении азово-черноморского бассейна, поручило нацхолдингу «КазАгро» проработать вопрос пролонгации кредитов аграриям. Кроме того, получено согласие Китая на транзит через его территорию трех миллионов тонн в страны Юго-Восточной Азии. Премьер-министр Карим Масимов поручил президенту «Казахстан темир жолы» Аскару Мамину совместно с «КазАгро» решить вопрос с зерновозами — купить или наладить собственное производство вагонов.

Один в поле воин

Казахстану нужно решить вопрос по строительству элеваторных мощностей, морских терминалов по перевалке зерна и расширению транспортного состава. Для эффективного управления зерновыми ресурсами страны глава Минсельхоза Акылбек Куришбаев предложил правительству рассмотреть возможность создания единой компании по экспорту зерна. «Сегодня возникает необходимость создания объединенной экспортной компании на принципах государственно-частного партнерства, что позволит активизировать экспорт», — заявил он в минувший понедельник. Эту идею поддержал премьер-министр Карим Масимов: «Я сторонник этой идеи, также сторонник того, чтобы это было государственно-частное партнерство, то есть с привлечением частного капитала, но чтобы была прозрачность». Игроки неохотно комментируют создание единого экспортера, ссылаясь на то, что не ясны цели этой организации и существует опасность монополизации рынка. Будущий год покажет, станут ли эти планы реальностью или останутся нереализованным проектом, как создание аграрного банка.