«Глобус» за патриотизм

«Глобус» за патриотизм

В минувшие выходные в Лос-Анджелесе определились лауреаты второй по значимости кинематографической премии США. Церемония вручения «Золотых глобусов» состоялась в юбилейный, 70-й раз. Триумфатором этого года Голливудская ассоциация иностранной прессы выбрала остросюжетный триллер «Операция "Арго"», снятый режиссером Беном Аффлеком. Учитывая, что «Золотой глобус» многие годы выполняет роль своеобразного индикатора настроений Американской киноакадемии, можно с уверенностью сказать, что эта картина будет одним из главных претендентов и на премию «Оскар».

Картина Аффлека получила два ключевых «Глобуса» — в номинациях «Лучший драматический фильм» и «Лучший режиссер». Сюжет этого фильма основан на реальных событиях, произошедших во время исламской революции в Иране в 1979 году. После штурма американского посольства шестерым дипломатам удается скрыться в доме канадского посла. ЦРУ предлагает дерзкий и хитроумный план, который помогает гражданам США покинуть территорию страны и вернуться на родину. Фильм был тепло встречен критикой и неплохо заработал в прокате.

Коллекцию «Золотых глобусов» также собрал мюзикл Тома Хупера «Отверженные» (по Виктору Гюго). Жюри присудило картине награду в номинациях «Лучший фильм (комедия или мюзикл)», «Лучшая мужская роль в комедии или мюзикле» (Хью Джекман) и «Лучшая женская роль второго плана» (Энн Хэтэуэй). Лучшим драматическим актером стал Дэниел Дэй-Льюис («Линкольн»), а лучшей актрисой — Джессика Честейн («Цель номер один»). «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана вручили Кристофу Вальцу («Джанго освобожденный»). Автор сценария этого фильма Квентин Тарантино признан сценаристом года. Михаэль Ханеке получил «Золотой глобус» за фильм «Любовь», ставший лучшей картиной на иностранном языке. В номинации «Лучшая анимационная картина» победила «Храбрая сердцем».

В телевизионном блоке номинаций трех наград удостоился сериал «Чужой среди своих» — «Лучший драматический телесериал», «Лучший драматический актер» (Дэмиен Льюис), «Лучшая драматическая актриса» (Клэр Дэйнс). В номинации «Лучший телевизионный сериал (комедия или мюзикл)» победили «Девчонки». Сыгравшая в этом фильме Лена Данхэм стала лучшей комедийной актрисой.

Интерес к историческим картинам виден невооруженным глазом: «Линкольн», «Отверженные», «Цель номер один», «Операция "Арго"». «Отверженные» в чем-то оказались даже успешнее «Операции "Арго"», получив целых три статуэтки. Однако на победу творения Бена Аффлека хочется обратить особое внимание.

Патриотическая картина о событиях на Ближнем Востоке не в первый раз за последние годы оказывается фаворитом кинематографических наград. Ближневосточная тема не уходит из повестки дня, а потому посвященные ей киноленты неизменно находят отклик в душах и зрителей, и специалистов.

Так, в 2010 году, когда мир был покорен спецэффектами кэмероновского «Аватара», Американская киноакадемия признала лучшим фильмом не его, а «Повелителя бури» Кэтрин Бигелоу. Эта довольно посредственная картина одолела фаворита за счет патриотичного и вечно актуального сюжета: в ней шла речь о подвигах американских саперов в Ираке. На этом фоне «Аватар» с завуалированной критикой американской «демократии на экспорт» был в заведомо проигрышном поражении. Если копнуть чуть глубже в прошлое, можно припомнить и «Падение "Черного ястреба"» Ридли Скотта - о сомалийской войне. Сомали — это уже не Ближний Восток, но тем не менее главная цель картины была достигнута: героизм американских военных показан во всей красе. В той ленте также не было ничего выдающегося, но свои два «Оскара» фильм получил.

В этом году реальную конкуренцию «Операции "Арго"», помимо спилберговского «Линкольна», может составить новый фильм Бигелоу «Цель номер один». На этот раз ее картина посвящена спецоперации по уничтожению Усамы бин Ладена в мае 2011 года. Тема настолько выигрышная, что хотя бы в одной из пяти номинаций картина обязательно победит. Художественная сторона произведения, увы, мало на это повлияет.

Вообще - патриотизм, политкорректность и борьба за права человека играют злую шутку с американским кинематографом. Снимать, разумеется, можно про что угодно, но именно фильмы на социально значимые темы в первую очередь завоевывают благосклонное внимание киноакадемиков, прокатчиков и инвесторов - в лучших традициях соцреализма.

Такими темпами «Золотой глобус» и «Оскар» рискуют повторить печальную судьбу Нобелевской премии по литературе. К собственно беллетристике ее присуждение давным-давно не имеет практически никакого отношения. В выборе лауреата так тесно переплетены политическая, социальная и культурологическая составляющие, что для искусства места уже не остается. Очень редко награда вручается действительно большим писателям (последний такой случай произошел в 2010-м, когда премия досталась Марио Варгасу Льосе). В случае с американскими кинопремиями награждение достойнейших случается пока что несколько чаще. Но тенденция - неутешительная.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики