Недовоплощенный «Аватар»

Казахстанская премьера «Аватара» показала, что главная проблема отечественных кинотеатров — настройка оборудования на местах и отсутствие технологий, раскрывающих новые возможности объемного изображения

Недовоплощенный «Аватар»

Новый блокбастер Джеймса Кэмерона изрядно нашумел. Послушав мнения знакомых, при всех различиях сводившиеся к одному — такое кино надо смотреть в кинотеатре, я решила последовать совету. Я не любитель коммерческих зрелищно-массовых предприятий и обычно избегаю излишне разрекламированных кинооднодневок. Но тут Кэмерон, зарекомендовавший себя «Чужими», «Терминатором» и «Титаником». Его новое детище стоило посмотреть на широком экране.

2D, но без объема

Мысли посмотреть картину сразу в 3D у меня как-то не возникло, поэтому мой выбор пал на родной и знакомый с детства алматинский кинотеатр «Искра» — устроили время, место и стоимость билета. Правда, двухзальная «Искра» уже давно не та советская, оборудована системой «2 Dolby Digital» — объемным звуком. Им давно никого не удивишь — на этот формат практически перешли уже все кинотеатры страны. Тем не менее в «Искре» уже в начале просмотра возникли подозрения, что звук не Dolby Digital. Он был слишком тихим, настолько, что в зале был отчетливо слышен дружный хруст попкорна, и к диалогам персонажей приходилось прислушиваться. Создавалось впечатление, что работали не все динамики, а только расположенные рядом с экраном. Изрядно расстроив меня в начале, этот факт все же не смог испортить общего впечатления от фильма. А развитие сюжета увлекло зрителей почти с первых же кадров, и они быстро перестали хрустеть. Хотя сюжет и идея фильма не новы, а характеры схематичны, подкупает умение режиссера соединить зрелищность с нравственными гуманистическими ценностями, рассмотренными в доступной широким массам форме, а также самокритика, адресуемая фильмом всему человечеству — бойся не чужого, а самого себя. Три часа картина держала меня в напряжении, переходя от фантастического мира, демонстрирующего игру воображения, к динамичному экшену. Поэтому я ознакомилась с рецензиями и обнаружила помимо хвалебных откликов и обвинений в банальности идеи, характеров героев, сюжетной линии и даже в плагиате заинтриговавшую меня точку зрения — применив новые технологии, Кэмерон совершил прорыв, по значимости сравнимый с появлением цветного кинематографа. Поскольку фильм и в самом деле оказался хорошим, то, возможно, эти слова могли оказаться не просто рекламой. Я решила прочувствовать на самой себе очередной виток эволюции и посмотреть «Аватара» еще раз, теперь уже в 3D-формате.

Приквел, или Как все начиналось

С объемным изображением я познакомилась еще в детстве, в начале 80-х. Первый стереофильм, тогда не пользовались термином 3D, я увидела в существующем до сих пор алматинском кинотеатре «Арман». Это было советское кино «Замурованные в стекле». Помню, как нам выдали пластиковые очки, билетерша попросила быть с ними аккуратными и дала инструкцию по эксплуатации: надо было сидеть в одном и том же положении, не двигаясь, из-за малейшего поворота изображение начинало двоиться и рябить. Детских ожиданий, конечно, было море, и, как помню, разочарования мы не испытали, а, напротив, интерес и любопытство. Хотя во всем полуторачасовом фильме только пара-тройка эпизодов вызвали наш восторг. Да и впечатление они производили в основном на детей. Потом были еще «Похищение века», «Всадник на золотом коне», «Таинственный монах». Собственно моменты объемного изображения в этих фильмах можно было перечесть по пальцам одной руки и назвать их таковыми с натяжкой. Скорее, объемность представляла собой приближенные к зрителю объекты и удаленные, составляющие задний план. Первые настолько были близки, что помещались в одном пространстве со зрителем, казалось, к ним можно прикоснуться рукой. Предметы как будто парили рядом, но при этом объемными назвать их все-таки было трудно. Эффект был похож на тот, который можно было увидеть на популярных тогда стереооткрытках и календариках.

Во второй раз объемное изображение мне пришлось лицезреть около шести лет назад в кинотеатре «Цезарь». Это был фильм «Дети шпионов» с Сильвестром Сталлоне. Надо отметить, зрелище было не из легких. О художественных особенностях фильма умолчу, остановлюсь на технических. То, что предлагалось владельцем кинотеатра как 3D-кинематограф, таковым едва ли можно было назвать. Во-первых, зрителям предложили изрядно потрепанные, сомнительного качества картонные очки с пленкой. Во-вторых, изображение на экране рябило как в очках, так и без них — делая не только невозможным просмотр фильма, но и грозя испортить зрение. В-третьих, стоимость билета на такой псевдо3D-формат значительно превышала обычную. Так что я испытала не только разочарование, но и возмущение из-за того, что меня надули. Если в далекие восьмидесятые стереотехнологии и были несовершенны, но за их установкой, наладкой и эксплуатацией следили специалисты, обеспечивая требуемый уровень, в данном же случае налицо было одно — желание получить со зрителя деньги, при этом ничего ему не гарантируя, выдав за 3D то, что таковым не является, и, в сущности, обманув его. Еще помню, как два года назад, будучи в командировке в Астане, пошли с коллегой в 4D кинозал (в Алматы есть такой в торговом центре Mega). Помимо объемных звука и изображения оборудование предполагало создание эффекта присутствия через движения кресла, брызги воды и пр. Предлагалось на выбор посмотреть три ленты. Мы выбрали про жизнь морских обитателей. Как я поняла, главное в таких технологиях — синхронность в восприятии. Мне же показалось, что кресло временами дергалось невпопад, а брызги как-то плохо увязывались с изображением. Коллега предупредила меня перед сеансом, что будет страшно. Да, страшно было… не удержаться в шатающемся кресле или выйти из зала с мокрой головой. В сущности, каждый бы испытал испуг (и без всякого кино), если бы кресло под ним вдруг начало ходить ходуном.

И вот после такого, небогатого и, надо заметить, даже местами отрицательного опыта общения с современными объемными технологиями, я решила проверить, насколько продвинулся современный кинематограф и кинопрокат, в частности отечественный, пытаясь отвлечь зрителя от экранов телевизоров, домашних кинотеатров и компьютеров.

Дефекты против спецэффектов

И снова, будучи неискушенной в просмотре фильмов 3D в наших кинотеатрах, в выборе я руководствовалась исключительно временем, стоимостью и близостью к дому. Но, как оказалось, правильный выбор можно сделать, только зная особенности услуг отечественного 3D-проката изнутри. В «Кинопарке-6» торгового комплекса «Сити плюс», куда мы отправились, нам сразу не понравились очки. Хотя они и были, как положено, пластиковыми, но почему-то заляпанными и с царапинами. Поэтому взятые на всякий случай две пары не спасли положения. Изображение казалось слишком темным, так что более мелкие детали заднего плана было трудно различить. Кстати, и о темной картинке я уже слышала от своих знакомых, сходивших в «Арман» и рекомендовавших мне посмотреть «Аватара» в объемном изображении, но все же в целом как фильмом, так и техническим качеством его демонстрации они остались довольны. Но в отличие от меня они не видели его в обычном формате. Я сразу же почувствовала, что предлагаемое в данном случае 3D уступает уже виденному ранее обычному изображению. Дефекты бросались в глаза сильнее, чем спецэффекты. Большинство из них скорее можно было списать на технические обстоятельства ad hock (к данному случаю). Но, например, то, что фантастические персонажи в объемном формате выглядели искусственными, как в компьютерной игре, в то время как первый раз они казались такими же реальными, как и живые, которых играли актеры, — это уже особенность демонстрации компьютерной графики в стереоформате. Но все же при всех имеющихся недостатках прогресс был налицо. Во-первых, увиденное принципиально отличалось от того, что я видела в «Цезаре» шесть лет назад. Изображение уже так не рябило, нагружая зрение с первых же кадров. Во-вторых, цветовая гамма была адекватной обычному цветному кино, к которому мы привыкли, и не раздражала своей искусственностью, как раньше. В-третьих, в фильме был ряд впечатляющих моментов и эпизодов, эстетика которых могла быть достигнута только благодаря объемному изображению. Погружение в воду, пылающий огонь, диковинные растения создавали эффект обтекающего пространства. В «Аватаре» они выглядят по-новому и вызывают новые ощущения, не похожие на обычное кино. Я говорю не о пресловутом эффекте реализма, не в нем суть художественного изображения, если исходить из точки зрения, что кино — это все-таки искусство, а не аттракцион. Глупо было бы ожидать от него тех же ощущений, которые мы имеем в обыденности — погружаясь с головой в наполненную водой ванную или скатываясь с высокой горки. Речь идет о возможностях, которые открывают новые компьютерные технологии перед воображением и творчеством, создавая новые эстетические миры и переживания.

Кинопарк Юрского периода

Но все же таких моментов в 3D-кино, даже в таком, как «Аватар», по-прежнему мало. К тому же проблема его восприятия может оказаться более тривиальной и заключаться в технических возможностях отечественных кинотеатров. В Алматы семь 3D-кинозалов. Но, как рассказал директор компании «Синема техник», устанавливающий техническое кинооборудование, Юрий Каталымов, не все, что у нас называют 3D, является таковым в действительности. Во-первых, в зале должно быть два комплекта стереоочков — после каждого сеанса использованный комплект моется. Это и позволяет избавиться от загрязнений и пятен и сделать картинку более отчетливой. Во-вторых, очень важна работа с оборудованием на месте. Многое зависит от профессионализма киномеханика, чуть проиграли с цветовой гаммой, яркостью, и картинка ухудшается прямо на глазах. Например, темная картинка, по словам Юрия, результат отсутствия настройки яркости изображения на экране, которая должна корректироваться под имеющиеся в зале очки. Трещинки и царапины на очках — свидетельство того, что они уже не могут эффективно эксплуатироваться, утверждает он. Оборудование с течением времени имеет свойство выходить из строя и портиться, поэтому ему требуется соответствующее техническое сопровождение. Но далеко не все владельцы кинотеатров готовы платить за это.

«Мы готовились к выходу на экраны «Аватара», — рассказывает он. — В «Армане» и «Цезаре» специально к премьере были установлены цифровые проекторы производства NEC. Таким же проектором еще раньше был оснащен кинотеатр «Сары-Арка», где установлен самый большой экран в Казахстане». Но все же «Аватара» лучше всего смотреть в открывшемся летом «Кинопарке-6», расположенном в торгово-развлекательном комплексе «Спутник», уверен Юрий. Там зритель сможет получить более полное впечатление о технических и художественных возможностях этой картины.

Есть несколько систем воспроизведения объемного изображения. В Казахстане используется Dolby 3D. По мнению же специалистов, такой фильм, как «Аватар», лучше смотреть в системе IMAX 3D, обеспечивающей высокое качество изображения. Там используются два мощных проектора, пленка шириной 70 мм, яркий посеребренный экран. Картинка для каждого глаза создается отдельно. В 44 странах мира насчитывается 395 таких кинотеатров. В России — семь. В Украине — один. В нашей стране пока нет ни одного. Почему мы не в авангарде кинотехнологий? По словам Юрия, один только цифровой проектор Dolby 3D (без экрана и дополнительного оборудования) стоит примерно 200 тыс. евро. А оборудование IMAX — еще дороже. Местным операторам трудно найти спонсора для покупки. Дело усложняется меньшей проходимостью, а соответственно, и окупаемостью фильмов, снятых в этой системе. По словам директора киноцентра «Арман» Бауржана Шукенова, казахстанские кинотеатры еще не вернули средства, затраченные в конце девяностых на установку 2D.

Чужие станут своими

В чем тогда преимущества технологического прорыва «Аватара»? Мы попытались рассмотреть достижения и проблемы, связанные с воспроизведением уже снятого кинопродукта. Но есть также и процесс создания фильма, ставящий перед собой технические и художественные задачи получения более совершенного объемного изображения. Как известно, чтобы получить 3D-изображение, нужно применять соответствующие технические требования уже во время съемок. Вот здесь и можно говорить о достижениях Джеймса Кэмерона, использовавшего революционную технологию «захвата действий актера» и систему «виртуальная камера реального времени», позволяющую передать виртуальным персонажам неуловимые на первый взгляд нюансы движений и мимики актеров. При ее помощи можно создать компьютерные миры, куда естественно впишутся актеры и виртуальные персонажи, что было недостижимо ранее. Все это говорит о том, что антропоморфизации инопланетян в будущем не избежать. По словам актеров, снимавшихся в «Аватаре», благодаря новой технологии им была предоставлена большая свобода на съемочной площадке, чем раньше. Так, например, во время съемок 3D «Терминатор: битва сквозь время» дублеру Арнольда Шварценеггера приходилось делать трюки в два раза медленнее, поскольку оборудование было таким громоздким, что не могло следовать за актером быстрее. Теперь режиссер может не только ускорить процесс, но и полностью сосредоточиться на работе с актерами и, не уходя со съемочной площадки, следить, как снятая только что сцена будет выглядеть в виртуальном окружении.

Мнения зрителей о 3D расходятся. Одним этот формат нравится, особенно хорошо в нем смотреть мультфильмы, например, шедшую недавно «Рождественскую историю», утверждают они. Другие уверены, что 2D лучше. Может быть, этот спор похож на возникший вокруг аналогового и цифрового звука. Есть как любители ламповых проигрывателей, так и те, кто предпочитает цифру, считая этот звук чище. Но в любом случае выбор предпочтений — дело личного вкуса. Возможно также, это дело привычки. Вначале синематограф воспринимался как нечто диковинное. Если верить мифу (созданному, кстати, им самим) о том, что первые зрители палили в мчащийся прямо на них с экрана поезд из пистолетов, то получается, что далекое и несовершенное черно-белое изображение воздействовало на сознание сильнее всякого 3D. Ведь более чем за столетнюю историю эволюционировал не только киноязык, но и искусство его понимания, опыт восприятия кино формировался не одним поколением зрителей. Также необходимо время, чтобы выработать привычку к объемному изображению. Ведь мы привыкли смотреть телевизор и кино на плоском экране.

К тому же, как мы поняли, наш зритель оценить достижения современных 3D-технологий в полной степени пока не может. Поэтому, вследствие их дороговизны и отсутствия должной настройки оборудования на местах преимуществом большинства отечественных кинотеатров остается широкий экран, объемный звук (если повезет) и коллективный просмотр.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее