Недовоплощенный «Аватар»

Казахстанская премьера «Аватара» показала, что главная проблема отечественных кинотеатров — настройка оборудования на местах и отсутствие технологий, раскрывающих новые возможности объемного изображения

Недовоплощенный «Аватар»

Новый блокбастер Джеймса Кэмерона изрядно нашумел. Послушав мнения знакомых, при всех различиях сводившиеся к одному — такое кино надо смотреть в кинотеатре, я решила последовать совету. Я не любитель коммерческих зрелищно-массовых предприятий и обычно избегаю излишне разрекламированных кинооднодневок. Но тут Кэмерон, зарекомендовавший себя «Чужими», «Терминатором» и «Титаником». Его новое детище стоило посмотреть на широком экране.

2D, но без объема

Мысли посмотреть картину сразу в 3D у меня как-то не возникло, поэтому мой выбор пал на родной и знакомый с детства алматинский кинотеатр «Искра» — устроили время, место и стоимость билета. Правда, двухзальная «Искра» уже давно не та советская, оборудована системой «2 Dolby Digital» — объемным звуком. Им давно никого не удивишь — на этот формат практически перешли уже все кинотеатры страны. Тем не менее в «Искре» уже в начале просмотра возникли подозрения, что звук не Dolby Digital. Он был слишком тихим, настолько, что в зале был отчетливо слышен дружный хруст попкорна, и к диалогам персонажей приходилось прислушиваться. Создавалось впечатление, что работали не все динамики, а только расположенные рядом с экраном. Изрядно расстроив меня в начале, этот факт все же не смог испортить общего впечатления от фильма. А развитие сюжета увлекло зрителей почти с первых же кадров, и они быстро перестали хрустеть. Хотя сюжет и идея фильма не новы, а характеры схематичны, подкупает умение режиссера соединить зрелищность с нравственными гуманистическими ценностями, рассмотренными в доступной широким массам форме, а также самокритика, адресуемая фильмом всему человечеству — бойся не чужого, а самого себя. Три часа картина держала меня в напряжении, переходя от фантастического мира, демонстрирующего игру воображения, к динамичному экшену. Поэтому я ознакомилась с рецензиями и обнаружила помимо хвалебных откликов и обвинений в банальности идеи, характеров героев, сюжетной линии и даже в плагиате заинтриговавшую меня точку зрения — применив новые технологии, Кэмерон совершил прорыв, по значимости сравнимый с появлением цветного кинематографа. Поскольку фильм и в самом деле оказался хорошим, то, возможно, эти слова могли оказаться не просто рекламой. Я решила прочувствовать на самой себе очередной виток эволюции и посмотреть «Аватара» еще раз, теперь уже в 3D-формате.

Приквел, или Как все начиналось

С объемным изображением я познакомилась еще в детстве, в начале 80-х. Первый стереофильм, тогда не пользовались термином 3D, я увидела в существующем до сих пор алматинском кинотеатре «Арман». Это было советское кино «Замурованные в стекле». Помню, как нам выдали пластиковые очки, билетерша попросила быть с ними аккуратными и дала инструкцию по эксплуатации: надо было сидеть в одном и том же положении, не двигаясь, из-за малейшего поворота изображение начинало двоиться и рябить. Детских ожиданий, конечно, было море, и, как помню, разочарования мы не испытали, а, напротив, интерес и любопытство. Хотя во всем полуторачасовом фильме только пара-тройка эпизодов вызвали наш восторг. Да и впечатление они производили в основном на детей. Потом были еще «Похищение века», «Всадник на золотом коне», «Таинственный монах». Собственно моменты объемного изображения в этих фильмах можно было перечесть по пальцам одной руки и назвать их таковыми с натяжкой. Скорее, объемность представляла собой приближенные к зрителю объекты и удаленные, составляющие задний план. Первые настолько были близки, что помещались в одном пространстве со зрителем, казалось, к ним можно прикоснуться рукой. Предметы как будто парили рядом, но при этом объемными назвать их все-таки было трудно. Эффект был похож на тот, который можно было увидеть на популярных тогда стереооткрытках и календариках.

Во второй раз объемное изображение мне пришлось лицезреть около шести лет назад в кинотеатре «Цезарь». Это был фильм «Дети шпионов» с Сильвестром Сталлоне. Надо отметить, зрелище было не из легких. О художественных особенностях фильма умолчу, остановлюсь на технических. То, что предлагалось владельцем кинотеатра как 3D-кинематограф, таковым едва ли можно было назвать. Во-первых, зрителям предложили изрядно потрепанные, сомнительного качества картонные очки с пленкой. Во-вторых, изображение на экране рябило как в очках, так и без них — делая не только невозможным просмотр фильма, но и грозя испортить зрение. В-третьих, стоимость билета на такой псевдо3D-формат значительно превышала обычную. Так что я испытала не только разочарование, но и возмущение из-за того, что меня надули. Если в далекие восьмидесятые стереотехнологии и были несовершенны, но за их установкой, наладкой и эксплуатацией следили специалисты, обеспечивая требуемый уровень, в данном же случае налицо было одно — желание получить со зрителя деньги, при этом ничего ему не гарантируя, выдав за 3D то, что таковым не является, и, в сущности, обманув его. Еще помню, как два года назад, будучи в командировке в Астане, пошли с коллегой в 4D кинозал (в Алматы есть такой в торговом центре Mega). Помимо объемных звука и изображения оборудование предполагало создание эффекта присутствия через движения кресла, брызги воды и пр. Предлагалось на выбор посмотреть три ленты. Мы выбрали про жизнь морских обитателей. Как я поняла, главное в таких технологиях — синхронность в восприятии. Мне же показалось, что кресло временами дергалось невпопад, а брызги как-то плохо увязывались с изображением. Коллега предупредила меня перед сеансом, что будет страшно. Да, страшно было… не удержаться в шатающемся кресле или выйти из зала с мокрой головой. В сущности, каждый бы испытал испуг (и без всякого кино), если бы кресло под ним вдруг начало ходить ходуном.

И вот после такого, небогатого и, надо заметить, даже местами отрицательного опыта общения с современными объемными технологиями, я решила проверить, насколько продвинулся современный кинематограф и кинопрокат, в частности отечественный, пытаясь отвлечь зрителя от экранов телевизоров, домашних кинотеатров и компьютеров.

Дефекты против спецэффектов

И снова, будучи неискушенной в просмотре фильмов 3D в наших кинотеатрах, в выборе я руководствовалась исключительно временем, стоимостью и близостью к дому. Но, как оказалось, правильный выбор можно сделать, только зная особенности услуг отечественного 3D-проката изнутри. В «Кинопарке-6» торгового комплекса «Сити плюс», куда мы отправились, нам сразу не понравились очки. Хотя они и были, как положено, пластиковыми, но почему-то заляпанными и с царапинами. Поэтому взятые на всякий случай две пары не спасли положения. Изображение казалось слишком темным, так что более мелкие детали заднего плана было трудно различить. Кстати, и о темной картинке я уже слышала от своих знакомых, сходивших в «Арман» и рекомендовавших мне посмотреть «Аватара» в объемном изображении, но все же в целом как фильмом, так и техническим качеством его демонстрации они остались довольны. Но в отличие от меня они не видели его в обычном формате. Я сразу же почувствовала, что предлагаемое в данном случае 3D уступает уже виденному ранее обычному изображению. Дефекты бросались в глаза сильнее, чем спецэффекты. Большинство из них скорее можно было списать на технические обстоятельства ad hock (к данному случаю). Но, например, то, что фантастические персонажи в объемном формате выглядели искусственными, как в компьютерной игре, в то время как первый раз они казались такими же реальными, как и живые, которых играли актеры, — это уже особенность демонстрации компьютерной графики в стереоформате. Но все же при всех имеющихся недостатках прогресс был налицо. Во-первых, увиденное принципиально отличалось от того, что я видела в «Цезаре» шесть лет назад. Изображение уже так не рябило, нагружая зрение с первых же кадров. Во-вторых, цветовая гамма была адекватной обычному цветному кино, к которому мы привыкли, и не раздражала своей искусственностью, как раньше. В-третьих, в фильме был ряд впечатляющих моментов и эпизодов, эстетика которых могла быть достигнута только благодаря объемному изображению. Погружение в воду, пылающий огонь, диковинные растения создавали эффект обтекающего пространства. В «Аватаре» они выглядят по-новому и вызывают новые ощущения, не похожие на обычное кино. Я говорю не о пресловутом эффекте реализма, не в нем суть художественного изображения, если исходить из точки зрения, что кино — это все-таки искусство, а не аттракцион. Глупо было бы ожидать от него тех же ощущений, которые мы имеем в обыденности — погружаясь с головой в наполненную водой ванную или скатываясь с высокой горки. Речь идет о возможностях, которые открывают новые компьютерные технологии перед воображением и творчеством, создавая новые эстетические миры и переживания.

Кинопарк Юрского периода

Но все же таких моментов в 3D-кино, даже в таком, как «Аватар», по-прежнему мало. К тому же проблема его восприятия может оказаться более тривиальной и заключаться в технических возможностях отечественных кинотеатров. В Алматы семь 3D-кинозалов. Но, как рассказал директор компании «Синема техник», устанавливающий техническое кинооборудование, Юрий Каталымов, не все, что у нас называют 3D, является таковым в действительности. Во-первых, в зале должно быть два комплекта стереоочков — после каждого сеанса использованный комплект моется. Это и позволяет избавиться от загрязнений и пятен и сделать картинку более отчетливой. Во-вторых, очень важна работа с оборудованием на месте. Многое зависит от профессионализма киномеханика, чуть проиграли с цветовой гаммой, яркостью, и картинка ухудшается прямо на глазах. Например, темная картинка, по словам Юрия, результат отсутствия настройки яркости изображения на экране, которая должна корректироваться под имеющиеся в зале очки. Трещинки и царапины на очках — свидетельство того, что они уже не могут эффективно эксплуатироваться, утверждает он. Оборудование с течением времени имеет свойство выходить из строя и портиться, поэтому ему требуется соответствующее техническое сопровождение. Но далеко не все владельцы кинотеатров готовы платить за это.

«Мы готовились к выходу на экраны «Аватара», — рассказывает он. — В «Армане» и «Цезаре» специально к премьере были установлены цифровые проекторы производства NEC. Таким же проектором еще раньше был оснащен кинотеатр «Сары-Арка», где установлен самый большой экран в Казахстане». Но все же «Аватара» лучше всего смотреть в открывшемся летом «Кинопарке-6», расположенном в торгово-развлекательном комплексе «Спутник», уверен Юрий. Там зритель сможет получить более полное впечатление о технических и художественных возможностях этой картины.

Есть несколько систем воспроизведения объемного изображения. В Казахстане используется Dolby 3D. По мнению же специалистов, такой фильм, как «Аватар», лучше смотреть в системе IMAX 3D, обеспечивающей высокое качество изображения. Там используются два мощных проектора, пленка шириной 70 мм, яркий посеребренный экран. Картинка для каждого глаза создается отдельно. В 44 странах мира насчитывается 395 таких кинотеатров. В России — семь. В Украине — один. В нашей стране пока нет ни одного. Почему мы не в авангарде кинотехнологий? По словам Юрия, один только цифровой проектор Dolby 3D (без экрана и дополнительного оборудования) стоит примерно 200 тыс. евро. А оборудование IMAX — еще дороже. Местным операторам трудно найти спонсора для покупки. Дело усложняется меньшей проходимостью, а соответственно, и окупаемостью фильмов, снятых в этой системе. По словам директора киноцентра «Арман» Бауржана Шукенова, казахстанские кинотеатры еще не вернули средства, затраченные в конце девяностых на установку 2D.

Чужие станут своими

В чем тогда преимущества технологического прорыва «Аватара»? Мы попытались рассмотреть достижения и проблемы, связанные с воспроизведением уже снятого кинопродукта. Но есть также и процесс создания фильма, ставящий перед собой технические и художественные задачи получения более совершенного объемного изображения. Как известно, чтобы получить 3D-изображение, нужно применять соответствующие технические требования уже во время съемок. Вот здесь и можно говорить о достижениях Джеймса Кэмерона, использовавшего революционную технологию «захвата действий актера» и систему «виртуальная камера реального времени», позволяющую передать виртуальным персонажам неуловимые на первый взгляд нюансы движений и мимики актеров. При ее помощи можно создать компьютерные миры, куда естественно впишутся актеры и виртуальные персонажи, что было недостижимо ранее. Все это говорит о том, что антропоморфизации инопланетян в будущем не избежать. По словам актеров, снимавшихся в «Аватаре», благодаря новой технологии им была предоставлена большая свобода на съемочной площадке, чем раньше. Так, например, во время съемок 3D «Терминатор: битва сквозь время» дублеру Арнольда Шварценеггера приходилось делать трюки в два раза медленнее, поскольку оборудование было таким громоздким, что не могло следовать за актером быстрее. Теперь режиссер может не только ускорить процесс, но и полностью сосредоточиться на работе с актерами и, не уходя со съемочной площадки, следить, как снятая только что сцена будет выглядеть в виртуальном окружении.

Мнения зрителей о 3D расходятся. Одним этот формат нравится, особенно хорошо в нем смотреть мультфильмы, например, шедшую недавно «Рождественскую историю», утверждают они. Другие уверены, что 2D лучше. Может быть, этот спор похож на возникший вокруг аналогового и цифрового звука. Есть как любители ламповых проигрывателей, так и те, кто предпочитает цифру, считая этот звук чище. Но в любом случае выбор предпочтений — дело личного вкуса. Возможно также, это дело привычки. Вначале синематограф воспринимался как нечто диковинное. Если верить мифу (созданному, кстати, им самим) о том, что первые зрители палили в мчащийся прямо на них с экрана поезд из пистолетов, то получается, что далекое и несовершенное черно-белое изображение воздействовало на сознание сильнее всякого 3D. Ведь более чем за столетнюю историю эволюционировал не только киноязык, но и искусство его понимания, опыт восприятия кино формировался не одним поколением зрителей. Также необходимо время, чтобы выработать привычку к объемному изображению. Ведь мы привыкли смотреть телевизор и кино на плоском экране.

К тому же, как мы поняли, наш зритель оценить достижения современных 3D-технологий в полной степени пока не может. Поэтому, вследствие их дороговизны и отсутствия должной настройки оборудования на местах преимуществом большинства отечественных кинотеатров остается широкий экран, объемный звук (если повезет) и коллективный просмотр.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом