Успокойтесь, вас любят!

Николай Кузьмин, редактор отдела политики «Эксперт Казахстан»

Успокойтесь, вас любят!

Жалобы отечественных бизнесменов на то, что политика государства по созданию Таможенного союза и унификации пошлин поставила их на грань выживания, напоминают слезы женщины на недостаток любви со стороны супруга.

Когда жена плачет, жалуясь на то, что муж ее не любит, она часто ждет подтверждения этой любви в какой-то материальной форме — например в виде шубы. Когда отечественные бизнесмены жалуются на отсутствие любви и внимания со стороны государства, они также ждут от него подтверждения любви. В виде снижения налогов, ограждения от назойливого внимания контролирующих органов и прочих льгот и преференций.

Импортные пошлины — всего лишь повод. Государство может их снижать, может повышать — наше бизнес-сообщество все равно будет горько плакать и жаловаться на невыносимость условий, в которых оно вынуждено существовать. А заодно повышать цены на выпускаемые товары.

У казахстанских бизнесменов и экономических аналитиков в последние годы слова «Всемирная торговая организация» вызывают стойкую ассоциацию лишь с одним — с неминуемой смертью отечественного производителя, раздавленного дешевым импортом.

Таможенный союз, подняв ставки на импортируемую из-за пределов ТС продукцию, создал льготные условия для отечественных производителей. Дешевый импорт им больше не грозит. Но они почему-то не радуются. Оказывается, выпускаемая ими продукция производится из импортных компонентов. Но президент и правительство уже давно твердят о необходимости повышения казахстанского содержания в производимой продукции.

Совершенно нелепо выглядят жалобы на то, что Казахстан в целом проиграет, потому что теперь станет невыгодно ввозить к нам металлолом — подержанные автомобили, не подходящие ни под экологические стандарты, ни под нормы безопасности. Автомобили эти идут в крупные города, и без того задыхающиеся от выхлопных газов. Дороги в Алматы и Астане стали малопригодными для передвижения. С точки зрения отдельного потребителя дешевый и качественный импортный автомобиль — это хорошо. Но в таком случае почему дешевый импорт других, не автомобильных товаров — это плохо?

Кроме того, пока подержанные автомобили остаются такими дешевыми, общественный транспорт развиваться не будет. Не появится даже нормальных автобусов, которые движутся в режиме, удобном для водителя, а не пассажиров. Но о том, что подорожание старых автомобилей, ввозимых из-за рубежа — это общественное благо, никто те говорит.

Недовольны таможенники, рассказывающие о потерях бюджета после загадочного открытия границ. Видимо, имеется в виду запланированная на 1 июля отмена таможенного оформления импорта. Что же касается тарифного барьера, то на пути торговых потоков между Казахстаном, Россией и Белоруссией их и не было. Исчезнут бюрократические барьеры — что же, плакать из-за этого?

Умирзак Шукеев, видя, что соотечественники никакие условия не сочтут достаточно благоприятными для себя, заявил, что, возможно, иностранцы, увидев появление единого рынка от Хоргоса до Бреста, придут к нам в Казахстан открывать свое производство. Хотя его слова были встречены экспертами скептически, открытие зарубежными компаниями производств у нас выглядит пока что более вероятным, чем появление отечественных компаний, производящих конкурентоспособную продукцию. 

Цель Таможенного союза — не облегчение жизни производителям или импортерам стран-участниц, а создание стимулов для активизации торговли внутри союза. Выживут те, кто работает лучше. Но корректировка единства тарифов, норм и правил в пользу отечественного бизнеса уже началась. Ведь государство наше свой бизнес, конечно же, любит. И импортеров, и экспортеров. Тем более что их у него так мало.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики