ТС терпел и нам велел

ТС терпел и нам велел

В конце прошлого года вице-премьер РК Умирзак Шукеев заявил, что в ближайшие годы создание Таможенного союза принесет Казахстану рост ВВП на 20 млрд долларов (сейчас ВВП страны — примерно 100 млрд). Но когда именно это произойдет, неизвестно. Пока же Таможенный союз причиняет участникам рынка и экономике страны одни неприятности.

По словам начальника управления таможенных доходов комитета таможенного контроля Министерства финансов РК Елены Канашкиной, от создания Таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией Казахстан потеряет около 75 млрд тенге (500 млн долларов) из-за сокращения таможенных поступлений в бюджет республики. Если в 2009-м казахстанские таможенники собрали более 575 млрд тенге (3,8 млрд долларов), то в нынешнем ожидается менее 500 млрд тенге (3,3 млрд долларов). Причина в том, что откроются границы с Россией и Белоруссией, а импорт Казахстана из этих стран составляет более 30%.

Но потеря в налогах — не единственная проблема, связанная с ТС. Некоторые торговые компании в сфере продовольственного и автомобильного ретейла рассказали нам, что сейчас есть задержки с установлением их ассортиментной и ценовой политики на 2010 год. Проблемы в том, что пока еще точно не ясны правила и цены, по которым груз будет завозиться в этом году, и некоторые компании приостановили ввоз товаров. Кроме того, с созданием Таможенного союза и появлением новых правил некоторые производители стали менять дистрибьюторов, что, в частности, может привести к смене ассортимента товаров в супермаркетах.

Предприниматели боятся, что теперь их жизнь заметно осложнится. Как отмечают эксперты Независимой ассоциации предпринимателей (НАП): «Совместные предприятия, снижение издержек при импорте и экспорте — это плюсы создания Таможенного союза. Но, с другой стороны, пострадает производственный бизнес Казахстана». В ассоциации считают, что российские компании, где развитие промышленности существенно выше, придут на казахстанский рынок со своими низкими ценами и отечественные предприятия не выдержат конкуренции. В разных сферах: в производстве оборудования, перевозке грузов для всех встает вопрос о будущем.

«С принятием единого таможенного тарифа средний уровень таможенных пошлин повысился с 6,2% до 10,6%», — об этом сообщил министр индустрии и торговли Асет Исекешев. Он также отметил, что Казахстан будет применять более низкие ставки таможенных пошлин на импорт порядка 400 товаров в течение переходного периода.

Применение низких ставок призвано уменьшить негативное влияние от повышения таможенных пошлин на деятельность казахстанских производителей, использующих в производстве сырье из третьих стран. Также планируется введение целевого импорта, который позволит ввозить в РК средства производства и сырье без уплаты таможенных пошлин. Подобные льготные условия действительно оказываются полезными многим предпринимателям. Беспокоятся те компании, деятельность которых связана с производственным сектором и которые льгот не получат.

Золото б/у

Роста цен по многим товарным группам (в частности, на лекарства, оборудование, технику, удобрения), который предсказывали эксперты в конце прошлого года, пока удалось избежать, поскольку большая часть товарооборота приходится на страны Таможенного союза. Сейчас можно заметить повышение цен на отдельные продукты, одежду и некоторые другие товары. Директор департамента продаж торговой компании ALSI Азамат Курмангалиев рассказал, что введение таможенных пошлин привело к увеличению отпускных цен на некоторые товары, импортируемые ALSI из-за рубежа. «Например, по новым тарифам мы уже импортируем МФУ (многофункциональные устройства печати), телефонные аппараты, CD-носители и еще несколько категорий продуктов», — сказал он.

Заметнее всего 1 января выросли цены на подержанные автомобили. Таможенные пошлины на этот товар поднялись значительно и стали наиболее обсуждаемыми в обществе. Так, автомобили, с момента выпуска которых прошло более пяти лет, с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1800 куб. см, но не более 2300 куб. см, облагается пошлиной 4 евро за куб. см объема двигателя. В то время как раньше они завозились с пошлиной 10% от стоимости. Пошлина на подержанные автомобили теперь по некоторым позициям превышает вдвое их цену.

Причиной такого заметного роста таможенных пошлин стали защитные ставки, которые россияне ввели для поддержки своего автопрома и которые теперь перешли и на Казахстан. Новые пошлины спровоцировали рост цен на подержанные автомобили, завезенные ранее, на 1000 — 2000 долларов. В ожидании заметного повышения стоимости авто продавцы начали поднимать цены уже сейчас, а покупатели пытаются поскорее приобрести товар.

При этом даже ряд моделей, собираемых в России, будет ввозиться в Казахстан с пошлинами и не будет числиться как российский товар. Но в число товаров, имеющих сертификат о российском происхождении (он подразумевает определенный уровень российского содержания), которые будут ввозиться беспошлинно, входят не только автомобили российского автопрома, но также некоторые модели Chevrolet, FIAT, Ford, Renault, Kia, Hyundai и Skoda.

Пока новые пошлины касаются только юридических лиц. Размер пошлин на товары и автомобили, ввозимые физическими лицами, должен быть урегулирован до 1 июля 2010 года — время вступления в силу единого Таможенного кодекса. К тому времени цены на подержанные автомобили, возможно, вырастут.

Когда формировался единый таможенный тариф, эксперты исходили из того, что пошлины должны быть выше на импортируемые товары, аналогичные производимым внутри Таможенного союза. Приравнивание наших тарифов к российским (где много производителей, которых нужно защищать) должно способствовать и развитию отечественного производственного сектора.

И автопром как раз один из тех секторов, который должен получить заметные выгоды от новых таможенных пошлин. Президент АО «Азия Авто» Ержан Мандиев в интервью «Казинформ» отметил, что Таможенный союз дает компании вполне реальный шанс выйти на сопредельные рынки России: компания собралась в Кемеровскую, Новосибирскую, Томскую области, Красноярский и Алтайский край. «Азия Авто» уже заявила о больших планах развития. Новым партнером казахстанского производителя стал концерн Kia Motors. И во втором квартале 2010 года «Азия Авто» планирует приступить к выпуску трех новых моделей корейских автомобилей. Также в 2010 году компания начинает производство ряда новых моделей своих прежних партнеров — Skoda Auto и General Motors. Более того, в этом году производитель заявил о планах по строительству нового завода. Заявленная проектная мощность — 120 тыс. автомобилей в год. Учитывая, что официальные продажи новых авто в Казахстане в целом в прошлом году составили около 18 тыс. (эта цифра, по экспертным оценкам, менее 10% авторынка), — довольно амбициозный проект.

Причина столь горячей поддержки ТС со стороны «Азии Авто» понятна. За 9 месяцев 2009 года компания собрала всего 516 машин (что на 80% ниже количества за аналогичный период 2008-го). Заградительные пошлины дают компании шанс выстоять в нынешних условиях рынка.

«Помимо стремительного роста доли новых автомобилей в картине первичных продаж, вступление Казахстана в Таможенный союз уже в 2010 году заставит многих дилеров изменить структуру собственного портфеля брендов и логистику поставок в пользу российских и казахстанских производителей. Следует ожидать появления новых инициатив по организации автомобильных производств на территории республики. О рассмотрении такой возможности в четвертом квартале минувшего года заявляли три казахстанские дилерские группы, одна из которых приступила к реализации проекта открытия сборочной линии внедорожников SsangYoung, — отмечают эксперты консалтинговой компании Qncepto. — Очевидно, что развитие автопроизводства в условиях более высоких таможенных пошлин заставит действующих импортеров автомобилей из дальнего зарубежья идти на сокращение нормы прибыли и отпускных цен».

Казахстанский автосборщик получил дополнительную поддержку, поскольку цены на подержанные авто растут. Однако по-прежнему остается вопрос — сможет ли казахстанский игрок конкурировать с более мощными российскими заводами, которые работают в том же ценовом сегменте и собирают в том числе зарубежные бренды. Пока Таможенный союз развивает автопром, потребители увидят только рост цен. При этом в прошлом году спрос на новые авто и без того упал более чем на 50%.

Перспективы или угроза?

Помимо защиты пошлинами казахстанские производители, по мнению инициаторов Таможенного союза, должны получить преимущества в виде новых рынков для сбыта. Первый вице-премьер Умирзак Шукеев считает, что создание Таможенного союза привлечет инвестиции в несырьевые сектора экономики. По его словам, любая компания, желающая открыть здесь производство, к примеру, той же бытовой техники, которую мы сейчас импортируем, оценивает потенциал рынка Казахстана и часто находит его слишком маленьким. «То, что мы последовательно продвигаем идеи интеграции и расширения экономического пространства вокруг себя — это очень прагматичный подход. Здесь все очень хорошо рассчитано. Поэтому наши граждане должны быть уверены, что Таможенный союз, Единое экономическое пространство — на пользу всем и каждому», — сказал г-н Шукеев в интервью журналистам в конце декабря. Но не объяснил, зачем новым игрокам открывать заводы в Казахстане — их основной потребитель все равно будет в России.

Казахстанские производители могут расширить свои возможности в области фармацевтики. По мнению председателя комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения РК Сыздыка Баймуканова, вступление в Таможенный союз позволит повысить рентабельность производства лекарственных препаратов и откроет российский рынок. В рамках Таможенного союза будет свободное обращение лекарств за счет взаимного признания всех разрешительных документов. В России сейчас слишком высокие заградительные барьеры для вхождения иностранных производителей, но для казахстанских игроков они более неактуальны. Так что «Химфарм», способный конкурировать по ценам с российскими производителями, сможет продавать свою продукцию на соседних рынках. Кроме того, по словам г-на Баймуканова, если раньше в Казахстане было невыгодно открывать фармпроизводство ввиду маленького рынка, то сейчас мы получаем огромный рынок и создание многих производств становится рентабельным.

Но генеральный директор аптечной сети «ЭМИТИ» Азиль Абельдинов высказывает другую точку зрения: «В Казахстане отечественное производство занимает около 10%, в России — около 30%. Российским правительством перед отечественными фармпроизводителями ставится задача по увеличению этой доли, и с созданием Таможенного союза российские производители станут активнее. На мой взгляд, это приведет к увеличению доли российской продукции в Казахстане. Что может создать барьеры для казахстанских производителей. Некоторые казахстанские компании говорят, что это откроет им новые рынки, но в России и Белоруссии мощные заводы с длительной историей. И они тоже не будут стоять на месте». Если учесть, что практически весь ассортимент лекарственных препаратов, выпускающийся в Казахстане, производится и в России, преимущества наших игроков, мягко говоря, неочевидны.

В других отраслях компании тоже озвучивают планы по выходу в Россию.

«Рынок открывается и для казахстанских текстильщиков, это привлекательно, — говорит председатель Ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любовь Худова. — Наши планы — экспортировать продукцию в Россию. Например, ТОО “Казахстан Тексти Лайн” проработало вопрос поставок в Россию. Эта компания работает в сегменте детской одежды (для младенцев и до трех лет). “Тексти Лайн” планирует открыть магазины не только в России, но и на Украине». В компании говорят о своих планах открыть порядка шести-семи монобрендовых магазинов в Россию (см. «Надо быть на голову выше», «Эксперт Казахстан» № 44 от 16 ноября 2009 года). В интервью нашему журналу о планах выйти в Россию заявили и некоторые другие компании, в том числе работающие в продовольственном секторе.

«Один из членов нашей ассоциации, имеющий бизнес в приграничном с РФ Уральске, полностью ориентирован на российский рынок. Теперь он будет ввозить свою продукцию в соседние регионы беспошлинно», — говорит президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК Михаил Глухов. При этом он отмечает, что «для потребителей вступление РК в ТС — минус. На продукцию цены вырастут. Да и потребительская способность падает с каждым днем».

Как и в фармацевтике, в других отраслях также встает вопрос о том, как казахстанские компании будут конкурировать с более мощными российскими и не приведет ли создание союза к росту российских товаров в Казахстане, а не наоборот.

«Создание единого Таможенного союза, несомненно, усилит конкуренцию на рынке, в первую очередь с производителями, имеющими производственные базы в России и Беларуси. Однако говорить о каком-либо переделе рынка не приходится, — говорит директор департаментов IT и CE Samsung Electronics Kazakhstan Дамир Рыспеков. — В 2010 году мы начинаем поставки телевизоров и другой аудиовидеопродукции с завода Samsung Electronics, построенного в прошлом году в городе Калуге Московской области».

Говорить надо было раньше

«Данный союз отражает политическую волю руководства наших стран. Безусловно, это окажет непосредственное влияние на бизнес-среду в Казахстане. Многие казахстанские производители еще не готовы к открытой конкуренции с российскими и белорусскими производителями. Также ожидается некоторый рост цен на товары, по которым повышаются таможенные пошлины», — говорит г-н Рыспеков.

Тем не менее он надеется, что в долгосрочной перспективе союз положительно скажется на экономике Казахстана. В частности, можно ожидать усиление конкурентоспособности казахстанских производителей (которые уцелеют) и снижения потока контрабандного товара. А также отмечает, что, например, рынок электроники чувствителен к ценам и во многом зависит от «серых» поставок из-за рубежа, в основном из Дубая.

Далеко не все предприниматели рады Таможенному союзу. «Союз ударит в первую очередь по мелкому бизнесу, потому что он не готов конкурировать с российскими производителями. Государство в целом также может понести потери из-за сокращения таможенных поступлений», — говорят в НАП.

Эксперты НАП прогнозируют рост цен на потребительском рынке Казахстана в среднем на 15%. Например, как отметил предприниматель Газиз Батиев на круглом столе НАП, казахстанцы не перестанут покупать обувь китайского, турецкого или европейского производства. Однако круг граждан, могущих себе это позволить, резко ограничится.

«Мы поддерживаем производителей, которые хотели бы расширить рынки реализации своих товаров за пределами Казахстана. Но, промониторив ситуацию, видим, что таких производителей мало. Потери, которые понесет сейчас Казахстан, будут в сотни раз больше, чем плюсы, которые мы получим от ТС, — заявил президент Независимой ассоциации предпринимателей Талгат Акуов. — Если мы и создадим несколько сотен рабочих мест, то потеряем десятки тысяч».

Кроме того, предприниматели жалуются на пошлины, которые повышают их издержки. Но Михаил Глухов отмечает, что о пошлинах стоило думать раньше, когда еще можно было что-то предпринять. «Наша ассоциация провела консультации с казахстанскими переговорщиками и сумела добиться для себя благоприятных условий: для нас сохранили нулевую ставку по фурнитуре. Помимо этого, сократится “серый” импорт. Не будут затормаживаться товары российские и наши», — говорит он. Те предприниматели, которые озаботились новыми пошлинами раньше, могли получить льготы.

Производственные процессы в любом случае будут меняться только в средне- и долгосрочной перспективе. А в ближайшее время придется мириться с ростом цен, которые обещают многие компании. И хотя на словах Таможенный союз выглядел очень полезным, на практике выгоды от такой интеграции пока туманны.

В подготовке материала принимали участие Сергей Домнин и Айжан Шалабаева

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности