Терапия конкуренции

В Казахстане введены новые правила предоставления платных медицинских услуг. Конкуренция между государственными и частными клиниками обострится, и первые потеснят последних

Терапия конкуренции

В нынешнем году стартовала реформа казахстанской медицины — с 1 января началось создание Единой национальной системы здравоохранения (ЕНСЗ). Первым этапом реформы стало введение новых Правил и условий оказания платных услуг в организациях здравоохранения. Согласно распоряжению кабмина отныне «платные медицинские услуги оказываются государственными и частными медицинскими организациями при соответствии профиля заболевания и лицензии на занятие медицинской деятельностью». Как отмечают участники рынка, это означает начало конкурентного сосуществования всех государственных больниц и центров с частными. Правда, платные услуги по-прежнему не могут оказывать туберкулезные диспансеры, психиатрические и наркологические лечебницы.

Предполагается, что сервис в остальных госбольницах улучшится. При этом эксперты полагают, что материальное обеспечение и уровень квалификации общей массы государственных медучреждений не позволит вытеснить частников из «верхнего» ценового сегмента, но успех в нише «средний — ниже среднего» им обеспечен.

На волю, всех на волю

По словам вице-министра здравоохранения РК Елжана Биртанова, реформа продлится 10 лет. Первую пятилетку государство потратит на централизацию финансирования гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) в поликлиниках и стационарах. А с 2016 года начнется «внедрение солидарной ответственности граждан за охрану своего здоровья». Уже по итогам первого этапа госмедицина должна стать «зарабатывающей». Для этого Минздрав предложил предоставить пациенту право выбора врача и больницы «вне прикрепления к месту проживания»; частную медицину планируют допустить к госзаказам, а за государственной закрепить право самостоятельно зарабатывать.

Президент Национальной медицинской ассоциации Айжан Садыкова поясняет: «По новым правилам в течение января-февраля пациенты должны выбрать себе поликлинику. С одной стороны, это хорошо, ведь люди смогут записаться к тем врачам, которых они хотят вне зависимости от района проживания. Однако при этом пациент должен понимать, что врач, находящийся вне зоны ответственности его поликлиники, сможет ездить на вызов только по своему району».

Некоторые эксперты полагают, что нынешняя реформа запутает как пациентов, так и госорганы, которым все сложнее станет отслеживать финансовые потоки средств, выделяемых на ГОБМП. Так, экс-министр здравоохранения РК (1992—1997 гг.), а ныне глава Регионального диагностического центра города Алматы Василий Девятко отмечает: «На мой взгляд, нам не нужно изобретать велосипед. Если бы у нас внедрялась страховая медицина, как это было с 1995 по 1999 год, это, с моей точки зрения, было бы понятно и для госорганов, и для населения. Конечно, сейчас запущен другой проект, но, не войдя в воду, нельзя сказать, какая она».

Не ниже рыночных

Новые правила — еще один шаг в сторону коммерциализации медицинской сферы Казахстана. Понятие «платной услуги» было прописано и в старых правилах оказания медуслуг образца 2002 года. Сегодня в них появились пункты, регламентирующие ценовую политику госучреждений, вовлеченных в предоставление платных услуг. «Цены на платные услуги устанавливаются не ниже тарифа аналогичной медицинской услуги, устанавливаемого администратором бюджетных программ для ГОБМП», — значится в новых правилах. Эти цены могут пересматриваться не чаще чем раз в полгода. Иными словами, теперь пациент, который не может или не хочет (из-за длинных очередей, например) получать весь пакет ГОБМП, имеет возможность получить услугу, заплатив за нее госмедучреждению, но не меньше, чем платит за эту же услугу государство. Немаловажно, что пациент платит по фактически оказанному объему медицинской помощи, согласно представленному счету. Причем половину суммы можно заплатить авансом, оставшееся — уже при выписке.

Также пациент получил право на привлечение независимой экспертизы, если не согласен с выводами госэкспертизы; может требовать созыва независимого консилиума и замены лечащего врача. Медики же отвечают за «случаи нарушения правил по оказанию платных услуг: оказание медицинских услуг ненадлежащего объема и качества, взимание двойной платы за оказание одной и той же медицинской услуги с пациента. Последний имеет право аннулировать договор и потребовать неустойку в размере 0,1% от суммы договора. При этом неустойка, которую могут взять с пациента, равна 0,01% от суммы договора».

Пациент пойдет за качеством

По мнению Айжан Садыковой, госмедучреждения избегут искушения заниматься только платниками. «Платные услуги будут оказываться без ущерба для бесплатного пакета — ГОБМП», — уверен эксперт.

«Возможно, теперь сотрудники государственных медучреждений будут вести себя более рыночно, а не так, как они работали при Советском Союзе», — надеется в свою очередь вице-президент АО «Dent-Lux» Фуат Дивеев.

Структура рынка медуслуг своеобразна. Частников на рынке больше — Айжан Садыкова говорит, что только в Алматы государственных медучреждений насчитывается порядка 70 единиц, в то время как частных — около тысячи. Правда, работают менее половины из них, а клиниками со стационарами являются не более 10. Только порядка 30% пациентов алматинских медучреждений посещает частные больницы.

В самой структуре предоставления медуслуг частники занимают те отрасли, на которые не распространяется госзаказ (например, пластическая хирургия). «Стоматология, диагностика, большинство урологии и гинекология — частные, также частники занимаются лабораторными исследованиями, — рассказывает на условиях анонимности руководитель одного из медицинских центров Алматы. — Меньше всего частников в секторах стационарной помощи и хирургии».

«Активизация таких игроков, как госбольницы, не повлияет на рынок стоматологии, на сегмент частных медцентров, ориентированных на клиентов по ценовой политике уровня выше среднего, ценящих сервис. А на рынке общих клинических услуг госучреждения составят конкуренцию частникам, нацеленным на ценовую аудиторию ниже среднего, у которых произойдет отток», — подытожил Фуат Дивеев.

При этом у госбольниц в конкурентной борьбе есть ряд преимуществ. «У государственных медучреждений расходов намного меньше. Например, рентген-аппарат, который покупается на государственные деньги, а обслуживает как государственные, так и частные заказы», — говорит г-жа Садыкова. С ней соглашается г-н Дивеев: «Многие государственные центры сейчас неплохо укомплектованы, порой даже лучше, чем частные». Анонимный собеседник «Эксперта Казахстан» также сетует, что госбольницы получают прибыль, минуя главные затраты, — на оборудование. «Если специалисты в государственных учреждениях будут работать так же качественно, как частники, — считает он, — к ним пойдут клиенты, и частная сфера, конечно, будет чахнуть».

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности