Традиционная новизна

Новый экономический подъем Казахстана предстоит готовить старой команде управленцев

Традиционная новизна

В этом году послание президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана было необычно ранним. Впервые с 1997 года оно прозвучало в январе, почти на месяц раньше, чем в прежние годы.

Другой бросающейся в глаза особенностью послания стало то, что оно восстановило прерванную два года назад традицию использования ежегодного обращения президента к народу для изложения стратегического видения главой государства перспектив, целей и задач, стоящих перед государством. Попытки превратить послание в смесь отчета о проделанной работе с обещаниями новых социальных выплат превращают его в концептуальные руины (подробнее см. «Двигаться дальше», «Эксперт Казахстан» № 7 от 18 февраля 2008 г.). Столь же радикально меняется послание и тогда, когда оно ставит откровенно мобилизационные цели (см. «Синдром осажденной крепости», «Эксперт Казахстан» № 10 от 16 марта 2009 г.).

Нынешнее выступление президента структурно и семантически напоминает послания 2006 года («Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии») и 2007 года («Новый Казахстан в новом мире»). О том, что оно является продолжением именно того, докризисного курса, говорит даже его название — «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана». А опыт прошлых лет показывает, что когда в президентском курсе много новизны, то какие-то дополнительные обновления, кадровые, например, являются уже излишними. На преемственность курса указывает и отсылка к цели, поставленной в послании 2006 года, — вхождение в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Государственное планирование

Государственное планирование — прекрасный способ управлять временем. Президент в своем послании сделал обзор экономической ситуации в десятилетней ретроспективе — и последствия прошлогоднего кризиса оказались практически неощутимыми.

При этом особых структурных перемен в экономике не произошло. Она целиком и полностью зависит от ситуации на внешних рынках. Сегодня эти рынки нестабильны, кто-то предсказывает новую волну кризиса, кто-то подъем, но очень медленный. Поводов для оптимизма вроде бы немного. В этой ситуации президент использует свой фирменный прием — расширяет временные и географические границы. Он предлагает взглянуть на сегодняшнюю социально-экономическую ситуацию в стране как на итог прошедших десяти лет. Он сравнивает показатели — и это сравнение говорит о том, что как минимум поставленные когда-то цели достигнуты. Более того, наша страна движется вперед в соответствии со Стратегией-2030, разве что с некоторым опережением.

Новый десятилетний план — Стратегический план-2020 — назван президентом казахстанским путем к лидерству. Не будем останавливаться на его деталях, отметим лишь, что отдельными своими положениями он заставляет вспомнить и принятую на днях в России доктрину продовольственной безопасности, и недавнее обращение американского президента к конгрессу, в котором сделан акцент на поддержке малого и среднего бизнеса. Можно сомневаться в достижимости заявленных в плане целей, но нельзя не признать его адекватности стоящим перед страной и обществом задачам, структурной целостности и сбалансированности социальных и экономических параметров.

Исполнять программу будет, разумеется, исполнительная власть, располагающая для этого необходимыми полномочиями. Хотя президент и объявил о создании единого штаба во главе с премьер-министром и центра в областях во главе с акимами, в реальности вряд ли следует ожидать каких-то структурных реформ. Новым элементом послания в сравнении с предыдущими стало прямое указание на то, что задачи, поставленные главой государства, должны выполняться не только государственными структурами и президентской партией, но всем обществом. «Каждый индустриальный проект в каждом регионе должен быть взят под особый контроль не только местной власти, но и общественности. Эта работа должна стать общенародной задачей всей страны в ближайшее десятилетие», — сказал Нурсултан Назарбаев.

Стратегия в трехмерном формате

Когда в руках президента сосредоточены рычаги и политического, и административного контроля, неизбежно встает вопрос о правильном выстраивании системы политической коммуникации.

В прежние годы непосредственно за выступлением президента следовало заседание правительства, на котором премьер-министр оглашал заранее подготовленный план выполнения президентских программ и поручений. Единственным, притом весьма сомнительным достоинством такой системы была оперативность принятия решений. Вся политическая коммуникация была сжата до схемы «поручение президента — постановление правительства».

В прошлом году совместному заседанию палат парламента (то есть президентскому посланию) предшествовало расширенное заседание политсовета партии, на котором выступил президент. Причем партийное выступление президента было в концептуальном плане даже более содержательным, чем его обращение к народу. Такое смещение акцентов было воспринято как попытка превратить «Нур Отан» в созидающую и направляющую силу, к чему партия на тот момент была просто не готова.

В этом году впервые была выстроена почти безупречная последовательность мероприятий разного уровня, которые сопровождались адекватными их статусу политическими сообщениями. Сначала шло президентское послание с сильным позитивным зарядом и установкой на решение масштабных задач, победы и свершения. Затем последовало расширенное заседание бюро политсовета партии «Нур Отан», на котором Нурсултан Назарбаев с партийной прямотой высказал все, что думает о своих соратниках. Речь президента в сочетании с прозвучавшими следом выступлениями премьера и первого заместителя председателя партии придавали мероприятию почти аватаровскую трехмерность. Лишь на следующий день состоялось заседание правительства, на котором речь шла о доработке программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана и подготовке специальных бюджетных программ в соответствии с поручениями президента. Пафос послания и дружеская критика партсобрания завершились позитивным конструктивом бюджетных программ.

Неизбежное лидерство

Послание президента, хотя и было посвящено преимущественно экономике, в системе политических коммуникаций было направлено на мобилизацию общества, народа, нации на решение задач, поставленных государством. Осознание всеми социальными группами государственных интересов в качестве объединяющих рассматривается как путь к преодолению отчуждения и разрыва между народом и властью. И национальное возрождение связывается с наличием лидера, представляющего интересы не этноса или народа, а государства.

Выступление президента перед однопартийцами носило сугубо неформальный характер — его официальная версия вообще не была нигде опубликована, «Казправда» и президентский сайт ограничились пересказом сути. Ставшее популярным президентское восклицание «А тогда на хрена вы все сидите там?! Чем вы занимаетесь?!» не означает разочарования Нурсултана Назарбаева в собственной партии. Это просто с такой вот партийной прямотой он дал карт-бланш своему первому заместителю Нурлану Нигматулину на проведение необходимых кадровых перестановок в партийном аппарате и на вмешательство в работу управленческих структур.

Именно этим г-н Нигматулин и по­обещал заняться. «Центральный аппарат партии, филиалы на местах немедленно приступят к пропаганде послания и не только в формате активов и собраний. Мы мобилизуем все возможности первичных партийных организаций, депутатских фракций в маслихатах и мажилисе для обеспечения эффективного осуществления стратегических приоритетов. Партия возьмет под жесткий контроль исполнение каждого пункта, каждого проекта, который будет включен в план реализации послания президента», — заявил он.

Зато выступление премьер-министра было далеко не экспромтным и опубликовано было полностью. Нельзя не заметить, что выступление главы правительства, будучи по форме реакцией, откликом на послание президента, в содержательном смысле являлось его развитием. Многие, вероятно, сочтут его данью восточной традиции, то есть коктейлем из выражения верноподданнических чувств и лести. Извлечение именно такой информации практически из любого сообщения уже стало традицией отечественных экспертов, специализирующихся на критике правительства. На самом деле под видом уже сложившегося в нашей стране политического этикета премьер дал обоснование концепта лидера нации.

«Сегодня Казахстан уверенно, надежно, с солидным потенциалом развития стартовал в новое десятилетие, в новое будущее. Это — казахстанский старт к лидерству, — заявил Карим Масимов, после чего сделал логический вывод: — Наличие национального лидера часто становится решающим условием успеха государства. У Казахстана такой лидер есть, значит, наше историческое будущее в безопасности». Затем последовало резюме: «И такое единство нации и лидера — это залог успеха и гарантия того, что в истории Казахстана будет написано еще много славных страниц».

Замкнутая система

Из всего сказанного выше можно сделать несколько выводов. Во-первых, отставки правительства Карима Масимова в ближайшее время не планируется. Он по-прежнему востребован как не простой исполнитель, но разработчик и идеолог того курса, которым будет двигаться Казахстан. Кроме того, он готов взять на себя ответственность за те решения, которые принято называть непопулярными, о чем наш журнал уже писал не раз (см., например, «Рычаги для визиря», «Эксперт Казахстан» № 7 от 18 февраля 2008 г.).

Нашим главным экономическим партнером на ближайшие годы станет Китай. Не потому, что наше правительство хочет продать все сырьевое достояние республики именно китайцам. И не потому, что китайцы будто бы раздают направо и налево огромные взятки за право доступа к нашим недрам. Коррупция в Китае есть, они этого не скрывают, но есть она и в Европе, и в Америке (примеры всем хорошо известны). И даже не потому, что полученные Казахстаном китайские кредиты предполагают определенные льготы и преференции китайским компаниям. Все проще и, пожалуй, печальнее — никаких других серьезных претендентов на содержимое наших недр в ближайшие годы ожидать не приходится. А лучшего переговорщика с Пекином, чем нынешний премьер, у нас в Казахстане сегодня нет. Таким образом, чем успешнее ведутся переговоры с Пекином, тем крепче наша привязанность к Китаю, тем нужнее Карим Масимов на посту премьера для того, чтобы заключать с Китаем новые контракты.

Наконец, внедрение в общественный дискурс представления о Нурсултане Назарбаеве как о лидере нации продолжается согласно намеченному плану, и никакие дискуссии о том, как эту нацию следует называть, на этом внедрении не отразятся.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее