С чего начинается отрасль

О сегодняшней ситуации в железнодорожной отрасли, ее первоочередных задачах и роли государства нам рассказал директор Ассоциации национальных экспедиторов РК Нигматжан Исингарин.

С чего начинается отрасль

— Нигматжан Кабатаевич, как бы вы охарактеризовали ситуацию с производственными активами?

— В железнодорожной отрасли Казахстана завершается жизненный цикл производственных активов, сформированных до 1991 года. Состояние локомотивного парка характеризуется высоким износом, достигающим 72%. Более 37% парка эксплуатируется с нормативным перепробегом, а 50% парка достигли завершения срока службы. Основной проблемой парка грузовых вагонов общего пользования является его высокий износ, достигающий 72%, при этом 60% имеют срок, превышающий 20 лет. Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, со сроком службы от 20 до 27 лет составляют 40%, свыше 28 лет с продленным сроком службы — 17%, в ожидании исключения (списания) — 108 единиц. Свыше 15% протяженности основного пути эксплуатируется сверх нормативного срока, что снижает скорость и безопасность движения.

В период до 2020 года подлежат списанию по срокам службы порядка 79% грузовых вагонов существующего парка, 60% пассажирских вагонов и 64% локомотивов. И, как следствие, обеспечение перевозок в прогнозируемой перспективе становится серьезным вызовом для железнодорожной отрасли, положение которой можно назвать критическим.

— В чем вы видите основную функцию государства?

— Железнодорожный транспорт и осуществляемые им перевозки являются определяющей частью транспортной инфраструктуры страны. Поэтому решение указанных проблем требует решительных действий со стороны государства. Следует осознать, что существующая модель регулирования отрасли и политика сдерживания тарифов не отвечают долгосрочным интересам ни потребителей, ни экономики страны в целом. В рамках государственной стратегии необходимо довести до логического завершения реформу железнодорожного транспорта, ключевым компонентом которой должна стать либерализация перевозочной деятельности.

— С чего нужно начинать, чтобы поднять отрасль?

— Ответ был дан в Программе развития железнодорожного транспорта до 2020 года, которая получила одобрение на заседании кабинета министров в начале декабря прошлого года. Вообще-то железные дороги Казахстана не в первый раз оказываются в подобной ситуации. Первая коренная модернизация с заменой паровозов на тепловозы была проведена в конце 50-х годов прошлого столетия. Вторая модернизация была проведена в 80-е годы, когда на тысячах километров уложили вторые пути и внедрили электрическую тягу. Но тогда был Советский Союз, помощь центра. Теперь же модернизацию надо провести самим, сообща, изыскивая средства. И самое главное — всю необходимую технику надо производить на отечественных заводах. Это будет не только обновлением железных дорог к будущим десятилетиям, но и вкладом в индустриально-инновационное развитие страны.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики