С чего начинается отрасль

О сегодняшней ситуации в железнодорожной отрасли, ее первоочередных задачах и роли государства нам рассказал директор Ассоциации национальных экспедиторов РК Нигматжан Исингарин.

С чего начинается отрасль

— Нигматжан Кабатаевич, как бы вы охарактеризовали ситуацию с производственными активами?

— В железнодорожной отрасли Казахстана завершается жизненный цикл производственных активов, сформированных до 1991 года. Состояние локомотивного парка характеризуется высоким износом, достигающим 72%. Более 37% парка эксплуатируется с нормативным перепробегом, а 50% парка достигли завершения срока службы. Основной проблемой парка грузовых вагонов общего пользования является его высокий износ, достигающий 72%, при этом 60% имеют срок, превышающий 20 лет. Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, со сроком службы от 20 до 27 лет составляют 40%, свыше 28 лет с продленным сроком службы — 17%, в ожидании исключения (списания) — 108 единиц. Свыше 15% протяженности основного пути эксплуатируется сверх нормативного срока, что снижает скорость и безопасность движения.

В период до 2020 года подлежат списанию по срокам службы порядка 79% грузовых вагонов существующего парка, 60% пассажирских вагонов и 64% локомотивов. И, как следствие, обеспечение перевозок в прогнозируемой перспективе становится серьезным вызовом для железнодорожной отрасли, положение которой можно назвать критическим.

— В чем вы видите основную функцию государства?

— Железнодорожный транспорт и осуществляемые им перевозки являются определяющей частью транспортной инфраструктуры страны. Поэтому решение указанных проблем требует решительных действий со стороны государства. Следует осознать, что существующая модель регулирования отрасли и политика сдерживания тарифов не отвечают долгосрочным интересам ни потребителей, ни экономики страны в целом. В рамках государственной стратегии необходимо довести до логического завершения реформу железнодорожного транспорта, ключевым компонентом которой должна стать либерализация перевозочной деятельности.

— С чего нужно начинать, чтобы поднять отрасль?

— Ответ был дан в Программе развития железнодорожного транспорта до 2020 года, которая получила одобрение на заседании кабинета министров в начале декабря прошлого года. Вообще-то железные дороги Казахстана не в первый раз оказываются в подобной ситуации. Первая коренная модернизация с заменой паровозов на тепловозы была проведена в конце 50-х годов прошлого столетия. Вторая модернизация была проведена в 80-е годы, когда на тысячах километров уложили вторые пути и внедрили электрическую тягу. Но тогда был Советский Союз, помощь центра. Теперь же модернизацию надо провести самим, сообща, изыскивая средства. И самое главное — всю необходимую технику надо производить на отечественных заводах. Это будет не только обновлением железных дорог к будущим десятилетиям, но и вкладом в индустриально-инновационное развитие страны.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее