Новые рычаги для старой системы

Роль главного банка страны будет усилена, именно ему преимущественно предстоит заниматься новаторскими системами регулирования в финансовом секторе

Новые рычаги для старой системы

В конце прошлого года технический комитет Агентства финнадзора (АФН) принял ряд решений, меняющих подходы к контролю за финансовым сектором. В основу нового подхода должны лечь понятия «формирование динамических резервов банками второго уровня (БВУ)», «макропруденциальное регулирование». Техкомитет решил, что до 2012 года АФН будет осуществляться «ручное» регулирование достаточности капитала. Затем регуляция будет осуществляться на основе статистики по произошедшим дефолтам и убыткам банков. Регулятор сможет применить к капиталу модель корректировки минимальной достаточности капитала, установить индивидуальные значения достаточности собственного капитала банков.

Наибольшие изменения коснутся деятельности Нацбанка. Его регулятивная роль повысится. Глава Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов летом прошлого года вообще выступил за передачу функций финансового надзора Национальному банку Казахстана. Идею объединения Национального банка и АФН предлагалось рассмотреть для включения в Концепцию финансового развития в посткризисный период. Но реформа будет не столь радикальной, хотя именно Нацбанк станет ответственным за управление финансовой системой с точки зрения макроэкономики.

Макропруденциальный подход должен дополнить и усилить существующую структуру регулирования и надзора, в которой основное внимание уделяется надежности отдельных институтов и рынков. Подобные нововведения укладываются в вышеупомянутую концепцию. Не случайно именно Нацбанк был одним из наиболее активных разработчиков концепции, и именно председатель банка Григорий Марченко представил ее в прошлом году руководству страны. Нашему центральному банку предстоит взяться за новую для себя работу. Речь идет не просто об ужесточении контроля, а о смене привычной системы регулирования финансового сектора.

Бдят оба!

Система макропруденциального регулирования по-казахстански будет базироваться на утвержденных Нацбанком процедурах раннего выявления рисков на базе индикаторов финансовой устойчивости, оценке распределения рисков в финансовой системе, взаимосвязи рисков финансового и реального секторов экономики и анализе способности системы поглощать возможные убытки без существенного ущерба для финансовой стабильности, с учетом значимости системообразующих финансовых институтов. Реализация системы регулирования будет осуществляться с сохранением поднадзорности и подотчетности всех финансовых институтов уполномоченному органу, осуществляющему регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций. Проще говоря, АФН.

Нацбанк вместе с АФН утвердит процедуры принятия решений и взаимодействия при выработке ключевых вопросов в рамках пруденциального регулирования банков. Так что, разумеется, АФН не уйдет в безвестность.

«Макропруденциальное регулирование предполагает ограничение системных рисков, или ограничение рисков с точки зрения системы. Допустим, все банки разделяют риски, но все сосредоточены на каком-то одном, все делают что-то одно не так, подобно тому, как строй солдат промаршировал в ногу по мосту, и он обвалился, — привела образное сравнение председатель АФН Елена Бахмутова. — Что же касается финансовой устойчивости отдельно взятой финорганизации, применение нормативов пруденциального регулирования — это ответственность АФН как единого регулятора. Здесь никаких изменений не будет. Мы должны работать в тесном сотрудничестве с Нацбанком, потому что только меры денежно-кредитной политики не могут обеспечить финансовую устойчивость — могут быть проблемы в отдельно взятой финорганизации. И вместе с тем только меры микрорегулирования, пруденциального регулирования зачастую не могут обеспечить стабильность системы, потому что могут быть системные риски — макроэкономические и финансовые. Поэтому будет разумный баланс интересов, разумное разделение ответственности и, естественно, согласованность действий».

При этом глава АФН отмечает, что такое сотрудничество уже хорошо налажено. У регуляторов есть доступ к информационным ресурсам друг друга, существует технический комитет Нацбанка, в котором участвуют сотрудники АФН, а также технический комитет АФН, где участвуют сотрудники Нацбанка. Кроме того, органы управления АФН и Нацбанка — коллегиальные: и в тот, и в другой орган входят председатель Нацбанка и председатель АФН.

Жесткий подход

Одним из главных новых принципов регулирования, указанных в концепции, является введение принципа контрцикличности. Опыт экономических кризисов показал, что ослабление контроля в периоды экономического роста приводит к возникновению «пузырей», что потом становится причиной болезненных для экономики последствий.

Другая важная задача нового формата регулирования — отслеживание опасных дисбалансов развития экономики и предотвращение их накапливания. Вместо локального управления процессами будет вводиться модель системного регулирования зонами риска. Использование подобной системы в прежние годы позволило бы регуляторам, например, препятствовать накоплению больших внешних заимствований банками.

Именно разработка подобных новаций и их практическое применение будут теперь во многом возложены на Нацбанк. «Он имеет возможность видеть ситуацию в “макро” значительно шире, чем специализированный регулятор, поэтому действительно хорошо, если его роль усилится. Но как конкретно это организовать — большой вопрос, который решался в разных странах по-разному», — говорит управляющий директор АТФБанка Ханс Хольцхаккер. По его мнению, важно не то, кто этим будет заниматься, Нацбанк или кто-нибудь другой, а принципиальное изменение самого подхода. Такие перемены отмечаются не только в Казахстане, но и во всем мире. «При этом шаги Казахстана более решительные, он двигается быстрее многих других стран. В целом, что очень вероятно, это даст положительные результаты, банковская система станет крепче. Только надо, чтобы timing (временной промежуток) был выбран правильно, а регулирование не ужесточилось слишком сильно и слишком рано (то есть регулирование не ужесточалось в то время, когда подъем экономики только начался)», — подчеркивает банкир.

Усиление контроля за банковским сектором — сейчас одна из главных тем в правительстве Казахстана

Усиление контроля за банковским сектором — сейчас одна из главных тем в правительстве Казахстана. В январе премьер-министр Карим Масимов поручил Агентству финнадзора, Нацбанку, Минэкономики и Минфину разработать и внести в правительство до 1 мая законопроект, ужесточающий требования к банковскому сектору. Это поручение связано с посланием президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, в котором он, в частности, отметил, что регулирование в отечественной финансовой системе должно адекватно отвечать вызовам и угрозам посткризисного мира. Финансовый регулятор должен обеспечивать снижение доли внешних обязательств банковского сектора в совокупном размере его обязательств, считает президент.

По мнению директора Группы рейтингов финансовых институтов парижского офиса Standard&Poor’s (S&P) Екатерины Трофимовой, ужесточение регулирования финсектора в Казахстане вполне оправданно. «Большинство регуляторов и банковских сообществ мира очень внимательно изучают причины и опыт текущего кризиса, выступая за ужесточение регулирования. Как раз недостаточное регулирование или его отставание по сравнению с развитием банковского сектора считается одной из основных причин образования того “пузыря”, взрыв которого во многом спровоцировал текущий кризис», — говорит она. В то же время масштабная господдержка, которая оказывается во многих странах мира, может снизить понимание необходимости глубочайших реформ. При этом эксперт предостерегает, что ужесточение регулирования и ограничение аппетита банкиров по росту может ограничить доступность ресурсов для экономики.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности