Под руку, но не вместе

Под руку, но не вместе

В минувшую среду фонд развития предпринимательства (ФРП) «Даму» совместно с центром бизнес-информации, социологических и маркетинговых исследований BISAM Central Asia презентовали результаты социологического исследования структуры и характеристик малого бизнеса в Казахстане. Работа проводилась среди участников образовательных курсов «Даму».

В ходе исследования, в котором приняли участие 10 тыс. человек из всех 209 районов Казахстана, его инициаторы пытались понять, что такое малый бизнес в Казахстане и что мешает его развитию. Результаты оказались насколько предсказуемыми, настолько и неожиданными.

Так как ФРП является одним из операторов, осуществляющих государственную поддержку путем предоставления кредитных средств, то и исследование затрагивало тему госпрограмм. Оказалось, что с участием малого предпринимательства в госпрограммах не все обстоит гладко, особенно на местном уровне. «Если в отношении государства и бизнеса на уровне предпринимательской общественности, центральной власти существует взаимопонимание, то в отношениях бизнеса и контролирующих и регулирующих органов на местном уровне, особенно в отдаленных и сельских районах возник настоящий социально-психологический антагонизм», — заметил президент центра BISAM Леонид Гуревич. Чиновники на местах не воспринимают бизнес, а бизнес не особо охотно участвует в госпрограммах, потому что после получения кредитов предприниматель попадает под внимание контрольно-ревизионных служб и надзорных органов. В результате помощь государства воспринимается неоднозначно — с одной стороны, предприниматели не против получить дешевые деньги, с другой — не хотят оказаться под прессом проверяющих.

Интересно, что для малого бизнеса главной проблемой является политико-правовая среда, а не развитие бизнеса или его модернизация, что вроде как не вяжется с проблемами сокращения совокупного спроса или интенсивной модернизации/индустриализации. «Когда мы пытались составить рейтинг проблем, с которыми предприниматели встречаются в своей деятельности, то в основном это проблемы политико-правовой среды. Очень мало предпринимателей говорят о проблемах развития бизнеса, о кадровых проблемах, о проблемах модернизации или инвестиций. Внутренние проблемы самого бизнеса, саморазвития бизнеса воспринимаются нашими предпринимателями сегодня как второстепенные», — удивляется г-н Гуревич.

Что еще удивительнее, даже кризис не лишил малого бизнеса оптимизма. Согласно исследованию только 12% предпринимателей намерены в той или иной степени сократить размеры бизнеса, а расширить его или диверсифицировать планируют около 70%.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?