В жизни так много непонятного

В жизни так много непонятного

Как смогли подружиться два разных человека, живущие на двух разных континентах, — восьмилетняя девочка и 44-летний одинокий мужчина? Казалось, все противилось их дружбе: и возраст, и колоссальное расстояние, и обстоятельства… Но родственные души не обманешь — за чередой меняющихся явлений они всегда узнают друг друга.

Казахстанский зритель вряд ли увидит мультфильм «Мэри и Макс» австралийского режиссера Адама Эллиота в отечественном прокате. Он не для широкого зрителя, а, скорее, для любителей арт-хауса. Его премьера состоялась в 2009 году на открытии американского кинофестиваля независимого кино Sundance. Затем он получил награду Международного фестиваля анимации в Аннеси, специальные призы в Берлине и Загребе, номинировался на «Оскара», был удостоен Гран-при как лучший анимационный фильм 2009 года на Международном фестивале в Оттаве.

Мэри Динкл — одинокая девочка из неблагополучной семьи, живущая в пригороде австралийского городка. Хотя у нее есть родители, им нет дела до девочки: отец увлечен таксидермией и проводит все время в сарае, играя с мертвыми птицами, мать — алкоголичка и клептоманка. Мэри предоставлена самой себе, и даже сама делает себе игрушки. Среди сверстников она чувствует себя неуверенно. Ее единственный друг — петух. Что касается жителя Нью-Йорка Макса Горовица, то его общение с миром тоже весьма ограничено — лечащий психиатр, соседка, а также домашние питомцы: рыбка, кот и попугай. Возможно, поэтому расстояние не мешает, а помогает общаться героям, случайно ставшим друзьями по переписке.

Адам Эллиот рассказывает анимационную историю выдуманных пластилиновых персонажей, которая по-настоящему нелегка и трагична. Неказистые и даже уродливые фигурки, похожие на насекомых, подчеркивают ничтожность и бессилие перед жизнью. Поэтому некоторых из них совсем не жалко — они нелепы и воплощают абсурдность существования. Но закадровый голос, повествуя об их судьбе, вдыхает в них жизнь, и они движутся, живут, давая повод для оптимизма. Большинство носит огромные очки, у многих лысые головы или, напротив, нечесаные патлы, сморщенные лица и кривые улыбки. Даже дети выглядят стариками. Обыденность существования персонажей, так же, как и они сами, неприглядна — сера и уныла. Изредка режиссер скрашивает ее яркими пятнами — красным помпоном на кипе Макса или яркой заколкой в черных волосах Мэри, или не по размеру огромными очками. С помощью этих редких, но броских деталей, а также поступков героев мир перестает быть таким однообразным. А благодаря вопросам Мэри и суждениям Макса он становится даже азартно-непредсказуемым. Другой прием аниматора — цветовое представление миров, в которых живут герои. Мир Мэри — коричневый, а Макса — серый. В конце фильма в мечтах Макса две половины — серая и коричневая — соединятся, чтобы их обитатели встретились и разделили банку сгущенки пополам.

На визуальном уровне Эллиот лишает второстепенных персонажей ярко выраженных эмоций — их лица почти не меняются. Зато главный герой Макс, несмотря на синдром Аспергера, особую форму аутизма, демонстрирует широкие возможности пластилиновой мимики. Что больше всего бросается в глаза, так это его удивление перед миром. Впрочем, дружное «о!» делают и другие персонажи. Аспи (так сокращенно нравится называть Максу себя и других страдающих этим редким заболеванием) сложно выражать свои переживания и понимать других, поэтому они испытывают сложности в общении. Впрочем, сам Макс больным себя не считает, просто он все воспринимает по-другому. Эллиот приоткрывает дверь в необычный мир Макса, который пишет Мэри о проблемах непонимания и способах их преодоления — он придумал специальный блокнот с изображениями эмоций, в который заглядывает при необходимости, чтобы не ошибиться, и еще о том, что хочет научиться плакать. Они дают друг другу странные, но полезные советы. Макс помогает Мэри избавиться от школьного обидчика, посоветовав сказать ему, что родимое пятно шоколадного цвета на ее лбу — божественный знак, означающий, что она будет распоряжаться всем шоколадом в раю. А Мэри в ответ посылает ему флакончик со своими слезами.

К недостаткам фильма можно отнести то, что за долгие годы Мэри, несмотря на взросление, учебу в университете и замужество, внешне не меняется. Режиссер лишь подчеркивает, что Мэри стала выше, Макс шире. Научные исследования психических расстройств — Мэри посвящает болезни Макса целую книгу — мало отражаются на пластилиновой героине. Она по-прежнему выглядит наивной девочкой. Но, возможно, эти события поданы глазами Макса, силящегося понять, что они значат в жизни Мэри. Не раз ее вопросы выбивали его из привычной колеи и становились причиной стрессов. Как родятся дети? И занимается ли он сексом? Что такое любовь? Любовь и секс были далеки от него, как акваланг, поясняет закадровый голос. Их переписка два раза прерывалась — первый, когда Макс попал в больницу и в его жизни случилась череда непредвиденных событий. Второй — когда Мэри прислала ему свою книгу о его заболевании с надеждой, что когда-нибудь его можно будет вылечить. Мультфильм демонстрирует, как возможны диалог и дружба между людьми, принадлежащими двум разным культурам. И речь идет не столько о разнице в мирах австралийки и американца, а о том, что порой то, что мы воспринимаем как болезнь или отклонение от нормы, на самом деле — другое восприятие мира. А ребенку (каким была Мэри, когда подружилась с Максом), не зашоренному стереотипами и открытому общению, легче научиться понимать другого.

Хотя история, как написано в титрах, основана на реальных событиях, ее анимационное воплощение условно. Но условное изображение людей как неказистых пластилиновых существ призвано передать самое главное — душу. Поэтому закадровое повествование почти не прерывается, поясняя нам то, что скрыто от взгляда. Двое рассказывают о себе в письмах. Их истории переплетаются, минуя годы и расстояния. Кажется, мы и есть эти нелепые беззащитные человечки, которые страдают и испытывают счастье,  преображаясь в необыкновенных, неповторимых существ.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности