СПК расставили по местам

Социально-предпринимательские корпорации (СПК) в очередной раз меняют руководство, что может негативно сказаться на их развитии

СПК расставили по местам

CПК из Министерства индустрии и торговли (МИТ) передадут в ведение местных исполнительных органов. Такое поручение правительству дал глава государства Нурсултан Назарбаев, выступая с ежегодным посланием народу Казахстана. «Правительство совместно с акимами должно разработать в рамках трехлетнего бюджета общие лимиты финансирования с разбивкой по годам, основанные на расчетах экономического потенциала каждого региона. Эти средства передаются регионам, акимы будут нести полную ответственность за проекты малого и среднего бизнеса, финансируемые по программе», — сказал президент.

Премьер-министр Карим Масимов поручил правительству в двухнедельный срок разработать постановление по вопросам реорганизации СПК. Он отметил, что корпорации перейдут в ведение местных исполнительных органов, но система СПК меняться не будет. Кроме того, по словам г-на Масимова, в составе совета директоров корпораций должен быть представитель МИТ и местных бизнес-сообществ. Сейчас решается, каким образом корпорации будут разделены между акиматами и в какой форме они будут работать.

Передача СПК в ведение акиматов может решить ряд существующих проблем корпораций. Но постоянный переход корпораций из рук в руки — один из серьезных сдерживающих факторов их развития.

Критики много

По итогам деятельности СПК в 2009 году ожидается прибыль на уровне 432 млн тенге. Годом ранее зафиксирован убыток в сумме 990 млн тенге. В прошлом году социально-предпринимательскими корпорациями сформирован инвестиционный портфель, состоящий из 200 проектов стоимостью более одного триллиона тенге. Однако подобные цифры смотрятся не так хорошо, если принимать во внимание отчет Счетного комитета (СК), представленный им осенью прошлого года.

По оценке СК, управление активами государства в социально-предпринимательских корпорациях осуществляется неэффективно. В 2007—2008 годах все СПК — «Сарыарка», «Ертіc», «Тобол», «Батыс», «Каспий», «Жетiсу» и «Оңтүстік» — допустили нарушения на общую сумму 6,3 млрд тенге.

По мнению экспертов, правовая основа деятельности СПК регламентирована в недостаточной степени. Отсутствует единая стратегия их развития. «Частая смена акционеров, отсутствие системности в вопросах становления и развития СПК в комплексе не способствуют достижению заявленных при их создании целей и задач», — отмечается в отчете.

В 2007—2008 годах СПК осуществляли свою деятельность без соответствующих среднесрочных планов развития. А некоторые проекты, например по разработкам ТЭО, оказались невостребованными. Отмечается также несвоевременная реализация инвестиционных проектов. Кроме того что СПК не реализуют бизнес-проекты, они не выполняют даже социально важные программы в регионах, финансируемые из республиканского бюджета.

Как показал анализ доходов отдельных СПК, зачастую они почти на 100% получены за счет вознаграждения от размещения средств на депозитах в банках второго уровня и по остаткам денежных средств на расчетных счетах.

«Если из бюджета деньги выделяются на определенные цели и задачи, в данном случае на реализацию в регионах конкурентоспособных проектов, то они должны непосредственно направляться на заявленные направления. Государство создавало СПК не для того, чтобы они зарабатывали на бюджетных средствах, переводя их на депозиты и не реализовав ни одного инвестпроекта. Подобное неэффективное использование государственных средств становится порочной практикой всех СПК», — говорит член СК по контролю за исполнением республиканского бюджета Александр Горяинов.

Счетный комитет рекомендовал правительству регламентировать правовую основу деятельности СПК, а также выработать единую стратегию их развития.

Кому бы отдать СПК?

Отсутствие планов развития СПК во многом связано с постоянными изменениями концепции их работы. За три года существования корпораций трижды сменялся орган государственного управления, которому они были подотчетны.

В 2006—2007 годах в Казахстане было создано семь СПК со 100-процентным участием государства. Каждая корпорация отвечает за свой макрорегион, включающий, как правило, две-три области. Изначально в 2007 году контроль над ними был возложен на Министерство индустрии и торговли. По результатам отчетов руководителей СПК за 2007—2008 годы в правительстве темпы развития корпораций сочли неудовлетворительными.

В конце 2008 года все СПК были включены в систему компаний ФНБ «Самрук-Казына», что должно было укрепить их позиции. Глава фонда Кайрат Келимбетов заявил в начале прошлого года, что ФНБ планирует усилить деятельность в регионах, и для этого предполагается реформирование СПК и превращение их в региональные представительства фонда. Но уже 20 июля 2009 года СПК вместе с рядом других активов были вновь переданы в ведение МИТ. Российский политолог Алексей Власов по этому поводу сказал в интервью «Эксперту Казахстан»: «От головной боли в виде СПК на месте Кайрата Келимбетова с удовольствием бы избавился любой управленец». Теперь СПК станут «головной болью» местных властей. А самим корпорациям нужно быть готовыми к переменам.

Сейчас, когда СПК передают в ведение акиматов, в некоторых корпорациях нам рассказали, что они готовятся вновь менять планы работы. «Отсутствие системности в вопросах становления и развития СПК не способствует достижению заявленных при их создании целей и задач», — констатирует г-н Горяинов.

Любви с акиматами не было

Среди более частных проблем в работе СПК, которые уже неоднократно отмечались на уровне правительства и в экспертной среде, — их взаимодействие с акиматами. Некоторые корпорации достаточно успешно работают с местными исполнительными органами власти, однако многим не удается выстроить свои отношения с акиматами.

Еще в 2006 году возникали вопросы относительно того, как будут регулироваться отношения собственности, вопросы взаимодействия между СПК с местной властью и министерствами. И на сегодняшний день видно, что эти вопросы остались.

Часто акиматы передавали корпорациям неликвидные и нерентабельные предприятия, отказывались предоставлять им те или иные ресурсы, например землю. В некоторых случаях акиматы даже предпочитали продавать свои активы, чтобы не передавать их СПК. И такие проблемы существовали на протяжении трех лет работы корпораций.

«СПК на сегодняшний день — это хороший региональный институт развития. Через СПК мы можем решать вопросы промышленного производства, модернизации экономики, социальные задачи, — отмечает независимый эксперт Гульнур Рахматуллина. — Почему мы не видим больших успехов в работе СПК? Нет разграничения полномочий, в частности, в отношении собственности. Например, неясно, что принадлежит акиматам, что — СПК. Кроме того, местные власти часто не хотят отдавать хорошие активы СПК. Поэтому мы видим вялый процесс развития социально-предпринимательских корпораций».

Новые плечи

Многие эксперты считают, что передача социально-предпринимательских корпораций акиматам — правильное решение. В частности, г-жа Рахматуллина полагает, что это должно хорошо сказаться на проблемах с распределением собственности и полномочий и многие сложные вопросы будут решаться быстрее. Ее мнение разделяет г-н Горяинов: «Передача СПК под руководство акимов позволяет надеяться, что проекты СПК будут более проработанными и будут отвечать приоритетам регионального развития. Будет налажен оперативный контроль со стороны акимов за эффективной реализацией инвестпроектов. Вопросы ответственности будут решаться на качественно новом уровне».

При этом концепция СПК будет все дальше уходить от первоначальной идеи. «Предполагалось, что сферы нашей деятельности — корпораций и местных исполнительных органов — не должны пересекаться, что заложено в самой концепции создания СПК, ведь одной из целей была необходимость отлучения акимов от бизнеса», — отмечает председатель правления АО «НК СПК “Оңтүстік”» Кайрат Айтуганов. Однако теперь концепцию приходится пересматривать. При этом глава «Оңтүстік» также поддерживает идею передачи СПК. За прошедшие два-три года социально-предпринимательские корпорации изучили экономический потенциал, бизнес-возможности регионов и хорошо знакомы с реальным положением дел на местах. В рамках внедрения Карты индустриализации Казахстана будет усиливаться роль акиматов. Акимы будут нести полную ответственность за проекты малого и среднего бизнеса и финансирование программ в регионах, поэтому наличие СПК в их структуре, по мнению г-на Айтуганова, будет только на пользу.

На данный момент пока нет ясного понимания, в каком виде будут теперь существовать СПК. Сейчас, в частности, решается вопрос разделения собственности корпораций между акиматами. Аким Алматы Ахметжан Есимов распорядился разобраться с долгами и обязательствами социально-предпринимательской корпорации «Жетысу» до приема ее в управление акимата. «Если мы будем выступать преемником по обязательствам СПК “Жетысу”, то нам нужно тщательно разобраться, какие у корпорации есть долги и обязательства. Нам не нужны лишние кредиты и обязательства, которые могут стать дополнительной нагрузкой для бюджета», — объяснил он. А также отметил, что СПК оказывают существенную помощь частному бизнесу, поэтому акимату необходимо сформировать портфель наиболее эффективных и проработанных предложений, которые можно будет реализовывать через корпорацию.

«Какие плюсы и минусы получат СПК от перехода в областные акиматы — покажет практика, — говорит заместитель председателя правления АО «НК СПК “Ертiс”» Нурлан Уранхаев. — Но уже сегодня можно говорить о том, что корпорации регионального развития, чем в перспективе должны стать СПК, могут превратиться еще в одно звено, отвечающее за работу коммунальных активов». Немаловажно и то, что после того как СПК потеряют статус национальных компаний, встанет вопрос дальнейшей реализации проектов в сфере недропользования, поскольку вновь созданные корпорации уже не смогут проводить прямые переговоры с Министерством энергетики и минеральных ресурсов РК относительно проектов в сфере недропользования.

Возможно, процесс передачи местным исполнительным органам власти будет действительно полезен СПК. Но в любом случае можно ожидать изменения их концепции, как и планов развития. И это вновь отложит тот момент, когда эти структуры начнут эффективно работать.