Игра в четыре руки

Первые итоги реализации Стратегии повышения конкурентоспособности Акмолинской области показали, что инвестиционный потенциал региона заметно выше, чем представлялось первоначально разработчикам документа

Игра в четыре руки

Акмолинской области одновременно и повезло, и не повезло. Исторически ей досталась едва ли не самая диверсифицированная в Казахстане экономика. С одной стороны, она обеспечивает стратегическую устойчивость региона: как бы ни менялась ситуация на мировых рынках, есть отрасли, способные вытянуть область. С другой — всегда есть вероятность, что какой-то из секторов экономики почувствует на себе негативное влияние мировой конъюнктуры.

Обратить минусы в плюсы и добиться синергетического эффекта от взаимодействия разных отраслей — так можно описать сверхзадачу, которую поставило перед собой два года назад новое руководство области. И разработало Стратегию повышения конкурентоспособности региона до 2015 года. Ее можно назвать региональным «планом Маршалла». В феврале 2009 года наш журнал уже рассказывал о ней. Год спустя мы снова приехали в Акмолинскую область, чтобы понять: становятся ли заявленные планы реальностью или стратегия осталась очередной красивой бумагой, положенной на полку.

Дорога в край озер

Почувствовать, как меняется область, можно просто физически. Достаточно выехать за пределы Астаны в направлении Щучинска. На скорости 110 км/час машина идет ровно, гладко — можно пить кофе из стаканчика. В конце прошлого года тут открылся первый в стране 224-километровый автобан, и каждый, кто успел проехать по нему, согласится, что такой ровной, комфортной дороги нет не только в Казахстане, но и, пожалуй, на территории соседних государств.

На эту дорогу очень рассчитывают бизнесмены, работающие в Щучинско-Боровской курортной зоне (ЩБКЗ). Трасса уже дала прибавку туристов с южного, астанинского направления. В этом году завершится продолжение дороги от Бурабая до Кокшетау в 4-полосном исполнении, а в 2013-м трасса дойдет до границы с Россией. После этого турфирмы ждут наплыва российских гостей. Собственно, они уже едут в Бурабай из Омска, Екатеринбурга, даже с Ямала.

Рост популярности имеет и оборотную сторону: летом пляжи озера Боровое забиты, цены на съем жилья резко подскакивают. Неудивительно, что инвесторы проявляют огромный интерес к ЩБКЗ. Достраивается «Финская деревня» — курортный поселок, созданный по чертежам фирмы Honka. ЩБКЗ переходит на круглогодичный режим работы и завершает переход с областного на международный уровень. Поможет ему в этом реконструкция кокшетауского аэропорта. Инвестпроект стоимостью 8,3 млрд тенге должен быть завершен до конца года.

Новые дороги нужны не только турфирмам. Через Акмолинскую область проходит транспортный коридор в Россию и проляжет автокоридор Европа—Западный Китай. Поэтому автобаном дело не ограничилось: в этом году будет построена трасса Астана — Караганда. По ней пойдут не только китайские фуры, но и грузовики с продукцией акмолинских фермеров: развитие сельского хозяйства стало одним из главных приоритетов области.

Продовольствие как бизнес  и как политика

Наиболее актуальный и масштабный проект — накормить местными продуктами столицу. Акмолинская область может целиком закрыть потребность Астаны в хлебе, мучных изделиях, мясе и мясопродуктах, яйцах, картофеле.

Учитывая, что сельскохозяйственное производство в регионе растет, в прошлом году Минсельхоз утвердил программу формирования продовольственного пояса вокруг столицы, согласно которой стабильное обеспечение Астаны качественными продуктами по приемлемым ценам должно быть обеспечено к 2014 году. Но руководство области уверено, что добьется этого на два года раньше. Все предпосылки для этого есть. С 2007 года в регионе было построено столько сельхозобъектов, сколько не было сдано в эксплуатацию за предыдущие 15 лет.

Характерной чертой местного агробизнеса стало создание предприятий с вертикально интегрированной структурой. Птицефабрики, молочно-товарные фермы (МТФ) стараются в максимальной степени обеспечить себя кормами. В мировой практике такой подход характерен для представителей малого и среднего бизнеса, старающихся минимизировать риски и рассчитывающих в будущем передать компанию своим детям. Это отношение — «всерьез и надолго» — появилось в агробизнесе недавно. Одними из первых в стране подход к ведению дела изменили акмолинские фермеры.

Региональные проекты развития сельского хозяйства реализуются в рамках общегосударственной программы, но с учетом региональной специфики. «Поскольку сейчас финансирование идет от “КазАгро”, то все определяет их политика, которая направлена на поддержку крупных производителей. Но мы сейчас вносим предложения субсидировать мелкие и средние хозяйства. Например, МТФ на 50—100 голов, откормочники на 100—300 голов. Потому что для крупных проектов нужно большое залоговое обеспечение, которое есть не у всех. А энтузиазм, желание заниматься сельским хозяйством есть у многих», — говорят в департаменте сельского хозяйства Акмолинской области.

Продукцию мало вырастить — надо продать. На областных ярмарках в Астане народу — яблоку негде упасть. Горожане целыми семействами приходят за продуктами. Кто-то предпочитает только яйца «КазГерКус», кто-то ижевские, шортандинскую колбасу или мясо от «Оско». Но крупные казахстанские сети пока предпочитают работать с импортом. А вот иностранцы интересуются нашей продукцией. «Все наши птичники, яичники, колбасники, молочники сейчас смотрят на МЕТРО и согласны выполнять их требования, чтобы иметь гарантированный сбыт», — говорит аким области Альберт Рау. 

Выбираю деревню  на жительство

Акмолинская область готова не только кормить астанинцев, но и предоставить им жилье. Во всем мире средний класс предпочитает работать в мегаполисах, а жить в пригородах. В свою очередь, жители округи тоже ищут работу в городах. Если позволить этому процессу развиваться стихийно — проблем не избежать. Вокруг Астаны 19 поселков. В каждом из них четверо жителей из пяти уже нашли работу в Астане. Налоги они платят в столице — а обеспечивать их инфраструктурой, коммунальными услугами, светом должна область. На ее же плечи ложится ремонт дорог, развитие объектов соцкультбыта, нагрузка на которые каждый год растет. Например, в поселке Коянды раньше было более чем достаточно школы на 80 мест, сегодня же нужна школа на 900 учащихся. Кроме того, оказалось, что участки под индивидуально-жилищное строительство выдавались без генплана, схемы электроснабжения, водоснабжения.

Сегодня области приходится решать эти и многие другие вопросы. Главным инструментом для этого стала Программа развития агломерационного пояса Астаны, которая должна приблизить пригороды столицы по уровню комфортности жизни к городу.

Одной из составляющих программы стало развитие новых производств вблизи Астаны. Здесь и рынок сбыта рядом, и с трудовыми ресурсами проблем нет. По словам генерального директора ТОО «Investment Group ACME Co. LTD» Жанар Султанбековой, в астанинской агломерации есть две важные точки — это город Атбасар и станция Аршалы. Первый находится в самой интенсивной зоне развития сельского хозяйства, на пути международного транспортного коридора. Здесь предлагается создать крупные склады для хранения мяса, овощей, фруктов. Постоянно обновляя свои запасы, склады смогут продавать излишки в близлежащие регионы России.

Станция Аршалы, расположенная на въезде в область на стыке транспортных потоков из Алматы и Караганды, по оценкам экспертов, может стать мощным транспортным узлом. «В будущем эта зона сможет вытянуть международные транзитные перевозки, то есть здесь образуется серьезный мультимодальный логистический центр», — уверена г-жа Султанбекова. В городах Акколь, Шортанды, по ее мнению, можно разместить легкие производства, работающие по современной технологии и на местном сырье.

Когда чиновник —  друг человека

Хотя, глядя на карту, можно увидеть, что крупные инвестпроекты тяготеют к транспортному коридору, в области есть и другие точки роста. Там есть все условия для развития сырьевой и машиностроительной отраслей, наукоемких производств. Не секрет, что у нас давно говорится о необходимости развития высоких переделов и инноваций. Но реальных сдвигов почти нет. Инвесторы упорно вкладываются в нефтянку, а если уж решают заняться высокими технологиями, идут в Корею, Китай, даже Россию — но никак не к нам. Причина известна — не самый лучший инвестиционный климат. Поэтому основной упор региональная стратегия делает на создание благоприятных условий работы инвесторам.

Первая опора инвестиций — развитая инфраструктура. Не только транспортная, но и коммунальная. Если нет воды или тепла, инвестора можно и не зазывать. Акмолинская зовет — и не безосновательно. Существующие коммуникации (вода, тепло, электричество) имеют резерв для подключения новых объектов. При этом ведется постоянная работа по их обновлению. Только в прошлом году на улучшение водоснабжения регион потратил 3,8 млрд тенге. В этом году четыре миллиарда уйдет на один Степногорск, а общая сумма расходов почти утроится. Планируется расширение и модернизация теплоцентра Кокшетау, реконструкция тепловых сетей в таких городах, как Акколь, Ерейментау. В ЩБКЗ идет строительство и реконструкция электрических сетей. Многие объекты инфраструктуры реконструируются в рамках «Дорожной карты».

Вторая опора — кадры. Учитывая это, Акмолинская область начала реализацию программы по совершенствованию профтехобразования. Причем выбран конкретный критерий — если из сотни выпускников работу найдут не меньше 96, она будет признана успешной. Сюда стоит добавить сохранившуюся еще со времен СССР кадровую базу. Результат налицо — производительность труда в аграрном секторе Акмолинской области в три раза выше республиканской.

Пожалуй, главное, что отпугивает инвесторов в странах СНГ, — бюрократия. Как посетовал корреспонденту «Эксперта Казахстан» один южнокорейский бизнесмен, в Казахстане инвесторам приходится бегать за чиновниками. По его словам, это нонсенс. В Корее или Китае, где он раньше работал, местные власти трепетно относятся к предпринимателям, убирают административные барьеры, создавая привлекательные условия.

Как раз по такому пути идет пристоличный регион. В прошлом году в Бурабайском районе прошел первый международный инвестиционный форум «Акмола Инвест — 2009», который станет регулярным. А чтобы работа шла не от форума к форуму, а постоянно, в акимате создан специальный отдел по привлечению инвестиций. Его задача вычислить, если так можно выразиться, своего клиента и в соответствии с его запросами выстроить стратегию.

Инвесторов область ждет: тут есть куда вкладывать деньги. По оценкам местных экспертов, ежегодно область осваивает около 140 млрд тенге инвестиций, а способна освоить почти на 70 млрд больше уже сегодня. В рамках создания продовольственного пояса регион способен осваивать по 10—15 млрд тенге ежегодно, столько же — в Щучинско-Боровской курортной зоне. В индустриально-инновационные проекты можно вкладывать минимум 20 млрд тенге. И еще до 10 млрд способны аккумулировать объекты агломерационного пояса.

Руководство области готово поддержать хорошие с точки зрения технологичности, инновационности и производительности проекты. Инвесторам помогают как могут — подводят инфраструктуру, дороги, выдают техусловия на подключение к различным сетям, ходатайствуют перед финансовыми институтами по получению кредитов. Это могут подтвердить те, кто уже успешно реализовал свои проекты на территории Акмолинской области. Позвоните им и удостоверьтесь.

[inc pk='146' service='table']