В чем измерить доверие

Редакционная статья

В чем измерить доверие

В январском послании Нурсултан Назарбаев, говоря о предстоящей реформе правоохранительной системы, впервые указал на то, что критерием результативности ее работы должны стать не количественные показатели, а качество работы, индикатором которого будет рост доверия граждан, юридических лиц и иностранных инвесторов. Видимо, это относится в равной степени ко всем правоохранительным органам.

Но уже через пару дней на коллегии МВД министр Серик Баймаганбетов, отчитываясь за работу в прошлом году, оперировал именно количественными показателями. Общее количество преступлений сократилось на 4,9%, в том числе меньше совершено убийств, причинений тяжкого вреда здоровью, грабежей, разбоев, краж, преступлений среди несовершеннолетних и некоторых других видов преступлений. Пресечено 6 фактов бандитизма, 31 — создания и руководства организованными преступными группами. К ответственности привлечено 55 лидеров и 258 участников ОПГ.

Ни министр внутренних дел, ни кто-либо другой не сообщил, выросло ли доверие граждан к криминальной полиции. С учетом того, что количественные показатели в качестве критерия результативности рассматриваться больше не должны, осталось неясным, хорошо или плохо работает наша полиция.

То же самое относится и к дорожной полиции, которая на коллегии МВД заслужила одобрение премьер-министра не за растущее доверие со стороны граждан, а за то, что за последние 10 лет численность дорожных полицейских сократилась с 12600 до 6500 человек.

В прошлом году, согласно данным самой дорполиции, на дорогах страны было пресечено свыше два миллиона нарушений, задержано свыше 704 тыс. пьяных водителей, в судебном порядке около 70 тыс. водителей лишены права управления. В том же году количество ДТП снизилось на 9%, число погибших — на 14%, раненых — на 10%. Но явилось ли это снижение прямым результатом работы дорожной полиции или позитивная статистика стала следствием каких-то других факторов, не ясно. Хотя на уровне простого здравого смысла можно догадаться, что при сохранении такой динамики на протяжении нескольких лет ДТП на наших улицах стали бы большой редкостью, а собственный опыт подсказывает водителям и пешеходам, что происшествий меньше не становится.

Но мнение автовладельцев, да и населения вообще, при оценке качества полицейской работы пока не используется. Возможно, потому, что на сегодняшний день общественное мнение о работе правоохранительных органов довольно низкое. Казахстанская полиция находится под сильным психологическим и административным давлением. Общество ждет от нее повышения эффективности работы и, как следствие, снижения уровня преступности. Показательно, что даже повышение зарплаты, воспринимаемое применительно к другим профессиям как способ компенсировать потери от инфляции, по отношению к полицейским рассматривается как стимул к снижению взяточничества или хотя бы повышению раскрываемости преступлений.

В том, что у населения сформировались чрезмерно завышенные ожидания в отношении полиции, отчасти виноваты сами правоохранительные органы, еще с советских времен культивирующие образ полицейского как эффективной машины по задержанию преступников. Лучший способ повысить доверие граждан к своей полиции и правоохранительной системе в целом — это обеспечить реальный контроль со стороны общества, причем не только через парламент, но и через общественные организации (способно ли наше общество к созданию НПО, адекватных подобной цели, это отдельный вопрос).

Еще в конце прошлого века британские криминологи установили, что рост зарплат и численности полицейских не способен предотвратить рост преступности и криминализации общества в целом, а любые новшества в области борьбы с преступностью способны улучшить ситуацию в какой-то отдельной сфере, но на общем уровне преступности не сказываются. Корни преступности лежат вне сферы компетенции правоохранительных органов. Рост преступности или ее снижение лишь в незначительной степени связаны с эффективностью работы полиции. Более того, исторически полиция как правоохранительный орган возникла сравнительно недавно и, видимо, в перспективе не является чем-то незаменимым. Но пока даже в странах с развитым гражданским обществом, готовым и способным брать на себя функции поддержания общественного порядка, полиция остается главным институтом, осуществляющим контроль над преступностью и защищающим правопорядок.