Мастерские мастеров

Система профессионального технического образования в Акмолинской области нацелена на потребности бизнеса, инвесторов и экономики региона в целом

Мастерские мастеров

Повышение конкурентоспособности профессиональных кадров в Акмолинской области стало одним из главных приоритетов Стратегии конкурентоспособности региона. При этом проблему нехватки квалифицированных рабочих в Акмолинской области педагоги решают вместе с бизнесом. Ставка делается на восстановление утраченного после распада СССР партнерства училищ с предприятиями. Профессионально-технические лицеи ориентируются на специальности, нужные экономике. Взамен предприниматели и промышленники предоставляют для обучения такое оборудование, на котором придется работать на производстве.

Такой подход разом решает несколько проблем — повышения качества образования, улучшения материальной базы учебных заведений и трудоустройства выпускников.

Просто рук не хватает

Согласно исследованию «Спрос на навыки, рабочую силу в Казахстане», проведенному Всемирным банком в 2008 году, 63% работодателей заявили, что недостаточный уровень образования и навыков рабочих кадров — препятствие на пути развития бизнеса. В целом по республике из-за несбалансированности спроса и предложения ежегодно в среднем до 21 тысячи рабочих мест остаются вакантными.

Причина резкого роста спроса на «технарей» — перекосы в системе образования. С середины 1990-х, когда реальное производство сокращалось и заработки «синих воротничков» были просто смешными по сравнению с доходами офисных работников, молодежь отвернулась от профессионально-технического образования. Все вдруг захотели быть банкирами, строителями, архитекторами, юристами, а такие специальности, как инженеры, электрики, слесари, плотники, стали непопулярны.

По мере восстановления экономики и роста реального сектора бизнес остро почувствовал последствия этой деформации. Сейчас на многих предприятиях до сих пор работает старое поколение технических специалистов, пенсионеров — и на смену им никто не идет. Хотя сегодня производственники зарабатывают довольно неплохо по сравнению с «белыми воротничками». Общество почувствовало, что от перекладывания денег из рук в руки их количество не возрастает — только реальный сектор способен увеличить национальное благосостояние. И государство запустило программу развития технического и профессионального образования (ТиПО) на 2008—2010 годы. Деньги из бюджета для этого предусмотрены немалые — в общей сложности 58,1 млрд тенге.

В Акмолинской области всерьез взялись за дело, разработав свою программу — региональную. На первом этапе ее реализации (2008—2009 годы) был проведен капитальный ремонт объектов образования, в том числе общежитий. По словам замначальника управления образования Акмолинской области Евгения Шеленжека, область впервые за последние годы выделила огромные средства на эти цели. С этого года начался второй этап, суть которого заключается в практической модернизации материально-технической базы образовательных учреждений и в реформировании самой системы образования: она должна стать адекватной потребностям экономики региона и жизни общества.

Смычка колледжа и завода

Другой наболевшей проблемой ТиПО стала устаревшая материальная база. В советское время каждое училище было закреплено за каким-нибудь предприятием, которое обеспечивало его необходимыми станками. Но с переходом на рыночную экономику практически все заводы скинули с себя эту социальную ответственность. В итоге на протяжении более чем 15 лет в технических заведениях не обновлялось оборудование, многие из них работают на оборудовании тридцатых годов прошлого века. А предприятия стали модернизировать свои производства, отказываясь от старых станков. Соответственно, многие профлицеи и колледжи стали выпускать специалистов, которых впоследствии компаниям приходилось переобучать.

В Акмолинской области эту проблему решают двумя способами. Во-первых, за счет государства. Из местного бюджета на укрепление материальной базы, мастерских, лабораторий и специальных кабинетов в 2009 году 10 учебным заведениям выделено 206,2 млн тенге. На капитальный ремонт — 203,9 млн тенге шести учебным заведениям. В текущем году запланировано укрепление материально-технической базы девяти профессиональных лицеев и такого же количества колледжей, капитальный ремонт 10 образовательных учреждений.

Очень сильно, по словам г-на Шеленжека, реализация программы продвинулась за счет «Дорожной карты». Все 258 млн тенге, выделенные на подготовку и переподготовку кадров в 2009 году в рамках этой программы, освоены. Основными специальностями, по которым осуществлялась переподготовка, стали повар, стропальщик, водитель автотранспортных средств, слесарь-ремонтник, тракторист-машинист, газоэлектросварщик, оператор котельных установок, электромонтер, оператор ЭВМ, портной-универсал, продавец, плотник-бетонщик.

Второй способ — привлечение бизнеса. Как говорит г-н Шеленжек, с компаниями было подписано 45 меморандумов. Руководители организаций уже представили бизнес-проекты по укреплению учебно-материальной базы на общую сумму 428 млн тенге. В настоящее время выделено 20 млн тенге. Степногорский подшипниковый завод возобновил кураторство над профлицеем № 2, с которым работал еще в советское время. Завод поставил в мастерские училища современные промышленные станки с программным управлением на восемь миллионов тенге, на которых сам выпускает продукцию. А также на 5 млн тенге сделал ремонт в учебном здании. Теперь лицей выпускает токарей, в которых нуждается подшипниковый завод. Кроме того, завод выплачивает заработную плату мастерам-наставникам, пенсии высококвалифицированным рабочим, ушедшим на заслуженный отдых, а также стипендии наиболее успешным студентам. Таких примеров в области много. Цель поставлена простая — при получении профобразования уровень подготовки должен соответствовать реальным задачам. В некоторых меморандумах предусмотрена возможность практики и получения стипендии. Пилотным проектом можно назвать цех сварки в Есиле, который профинансировала СПК «Сары-Арка». Объем инвестиций составил 24 млн тенге. В цехе имеется современное оборудование для 24 видов сварки, другой такой мастерской нет во всей республике. Соответственно, и сварщики, оканчивающие этот лицей, без работы не остаются.

Держат руку на пульсе

В профлицеях введено восемь новых профессий, востребованных на рынке труда. Анализ необходимых специалистов, по информации Евгения Шеленжека, проводится в области регулярно. Этим занимается, в частности, департамент координации занятости и социальных программ акимата Акмолинской области. «Кроме того, мы используем данные, которые предоставляют отраслевые управления акимата. И, наконец, ведем собственный мониторинг по возможностям самих учебных заведений», — рассказывает г-н Шеленжек. По его словам, при районных акиматах созданы рабочие группы, которые занимаются прогнозированием потребностей в кадрах. Таким образом, область точно знает, сколько и какие специалисты им нужны. Значит, реализация новых инвестпроектов в регионе не споткнется из-за отсутствия нужных специалистов. Их уже не нужно будет везти из других регионов и потом прилагать огромные усилия, чтобы удержать на месте. Любовь к своей малой Родине еще никто не отменял, и это чувство прекрасно сочетается в людях с любовью к своему родному заводу.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности